Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 11.09.2016

http://img-fotki.yandex.ru/get/9505/200096112.1e/0_c14ea_a3a70fa0_XL.jpg

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, а также с великим церковным праздником Усекновения Главы Иоанна Крестителя! Сегодняшний день Святая Церковь посвящает также молитве о тех, кто страдает грехом винопития и наркомании.

Соединяя этот день с памятью святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, Церковь говорит нам о том, что Иоанн Креститель являл человечеству в лице иудейского народа крайнюю степень аскетизма. Господь, свидетельствуя об Иоанне Крестителе, говорил: Пришел Иоанн, не ест и не пьет (Мф. 11, 18).

И этот подвиг крайнего воздержания, соединенного с постоянной молитвой, сделал Пророка Иоанна предстателем за всех людей, и он явился Предтечей, т.е. тем, кто предвозвестил о том, что в мир пришел Христос, Который спасет человеческий род. Но кто знает, если бы не имел такого аскетического вида Иоанн Креститель, имел бы он такое дерзновенное слово к народу, обратили бы люди на него внимание, прислушались и присмотрелись бы они тогда к Иисусу из Назарета, Который пришел?

Своей жизнью, своим подвигом Креститель явил каждому из нас идеал недосягаемой высоты. Но в силу того, что он был таким же человеком, как мы, и, как учит нас Святая Церковь, являл беспредельную степень покаяния в своих грехах (нам даже сложно представить себе, что он их имел), мы должны осознать, что, в принципе, всякий человек способен к подобному подвигу.

И еще важные слова Христос в адрес Крестителя произнес: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11, 11). Говоря о «меньшем в Царствии Небесном», Господь имел в виду Себя.

Подвиг крайнего воздержания, соединенного с постоянной молитвой, сделал Пророка Иоанна предстателем за всех людей,
он явился Предтечей, т.е. тем,
кто предвозвестил о том, что
в мир пришел Христос, Который спасет человеческий род.

Человек входит в Царстве Божие только благодаря Христу, нашему Господу. Но в этом приближении человека к Богу есть заслуга Иоанна Крестителя, потому что своим явлением он приводил людей не к себе, а ко Христу, и когда увидел свою миссию выполненной, он сравнил себя с другом жениха, сказав: Ему (т.е. Христу) должно расти, а мне должно умалятся (Ин. 3, 30). И от этого сердце Иоанна Крестителя радовалось.

Как часто бывает в нашей жизни: мы начинаем работать Господу, принимаем на себя подвиги аскетизма и молитвы, изучения Закона Божия – и начинаем гордиться сами собой. Как часто мы забываем о том, что все наши усилия должны быть направлены исключительно на то, чтобы ко Христу приблизиться. А оказывается, что от этих «подвигов» мы приближаемся к самим себе. Или, лучше сказать, все шире и глубже в себе раскрываем свою самость. Становимся гордыми, раздраженными, неспособными воспринимать слово Божие, которое является словом тихим, некрикливым. Ведь в слово Божие нужно и можно вслушаться только находясь в состоянии смирения, покаяния. А когда человек одержим благими намерениями, но все-таки не живет по заповедям Божьим, не кается и не смиряется, то, что бы он ни делал, он рано или поздно впадет в грех, причем в грех очень страшный. И сегодняшнее Евангельское чтение (см.: Мк. 6, 14-30) нам об этом говорит.

Несмотря на то, что царь Ирод очень почитал Иоанна Крестителя, «в сладость слушал его», возможно, даже рыдал от тех слов о покаянии, который Креститель к нему обращал, все-таки, когда упился вином, попал под ложную и страшную клятву, не смог переломить себя и вынужден был умертвить Пророка. Из-за чего? Апостол Павел говорит: Не упивайтесь вином, потому что в нем есть блуд (Еф. 5, 18). Ирод упился вином, увидел пляску голой женщины, и тотчас сработали животные, самые что ни на есть скотские инстинкты в человеке (ср.: Пс. 48, 13). Но ему стало от этого хорошо, он испытал счастье и решил, что если он продолжит такую жизнь, то ему будет еще лучше. И вот с уст его слетает клятва, царь Ирод говорит Саломии: Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства (Мк. 6, 22-23).

Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что нужно крайне беречься от греха винопития, ведь на земле практически не было людей,
даже великих праведников, которые не поддались бы этому соблазну.

Какое это отношение имеет к нам? На заре христианства святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о грехе винопития, говорил о том, что нужно крайне беречься от этой страшной беды, ведь на земле практически не было людей, даже самых великих праведников, которые не поддались бы соблазну винопития. По словам святителя, устоять против этой беды очень, очень сложно – нужна вседейственная, мощнейшая десница Господня, чтобы удержать человека. Святитель приводит в пример двух величайших праведников: это Ной и Лот, которые перед лицом всего грешного человечества выстояли. Один перед всемирным потопом построил ковчег, а другой в Содоме и Гомморе сохранил праведность, но оба были уловлены в сети винопития и согрешили.

В Древнем Патерике мы тоже находим интересное повествование: один брат, увлеченный рекомендациями церковного устава о трапезе, спросил старца: «Авва, часто по праздникам устав заповедует нам испивать вино! А сколько можно пить?» «Да, – ответил Авва, – по слову Божьему, вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15). И можно было бы пить много, если б за вином не стоял диявол».

Сейчас на молебном пении об избавлении людей от пагубной страсти винопития мы слышали повествование о гадаринском бесноватом (см.: Мф. 8, 28-34). Это далеко не случайно, потому что за «стаканом» стоит диявол. И тот, кто смог вырваться из сетей этой страсти, может засвидетельствовать: человек, попавшись в эту ловушку диявола, себе уже не принадлежит. Страсть выше его, она влечет его, как животное на заклание. Он готов отдать все, только чтобы избавиться от этой напасти. Но что он может отдать? Молиться он не умеет, поститься он не хочет. Тогда остается только одно, поступить очень просто – эту страсть удовлетворить. Но удовлетворяя эту страсть, человек вступает в еще более глубокое порабощение.

На молебном пении об избавлении людей от пагубной страсти винопития мы слышали повествование о гадаринском бесноватом – это далеко
не случайно, потому что
за «стаканом» стоит диявол.

Святая Церковь призывает каждого из нас заботиться о себе, о своем здоровье, прежде всего о духовном здоровье, потому что оно напрямую связано с этой бедой. А также заботиться о наших ближних: неленостно молитвенно взывать ко Господу, чтобы Он помогал Своею благодатью – силой Божественной – избавляться людям от этого страшного недуга. В сегодняшних молитвах нам встретился такой термин – «сладостное воздержание». Современному человеку в вихре мирской суеты непросто бывает прислушаться к себе, но если он это сделает – сядет и рассудит наедине с собой и с Господом, что он делает и чем это рано или поздно закончится, у него появится шанс вступить на путь воздержания.

Может быть, следует начать с малого, у кого как получится. Лучше, если на первых порах никто из ближних, нас окружающих, не будет знать о стремлении человека выздороветь, чтобы он не мучился потом тщеславием и гордостью, что он – подвижник и сам смог избавиться от недуга. Пусть знает только Господь, что человек начал воздерживаться. Но воздержание должно быть, как говорят в Церкви, обдержательным, то есть не только от одной пагубной страсти, а вообще «по жизни». И тогда человек в сердце начинает вкушать сладость воздержания. Господь начинает утешать человека глаголами Вечной блаженной жизни, открывать то, что помимо человеческого веселия, которым легче всего удовлетворить потребность в счастье и блаженстве, есть еще веселие Вечное. И если человек через свое смирение и покаяние явит, по крайней мере, способность его принять, Господь не замедлит вложить эту радость в сердце.

С этим веселием вечным, Светлым Воскресением, Святой Пасхой вряд ли что-то может сравниться здесь, в нашем мире. Тогда все земное будет тщетой, пустотой, ненужной шелухой в жизни человека: он поймет, что вместо того чтобы любить бутылку, нужно любить Господа. И Господь никогда не посрамит того, кто стремится к Нему. Эту страсть к винопитию лучше в хорошем смысле слова заменить страстью ко Господу, потому что страсть в любви ко Христу есть самое великое в мире бесстрастие.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 12-ю по Пятидесятнице,
Усекновение главы
Пророка, Предтечи и
Крестителя
Господня Иоанна,

11.09.2016

 

Дата последнего изменения: 06.10.2016