Проповедь протоиерея Георгия Климова в Троицкую Вселенскую родительскую субботу. 18.06.2016

roditelskaja_subbota

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим сердечно за соборную молитву об упокоении всех от века почивших в вере и надежде воскресения православных христиан.

Сегодня Троицкая Вселенская родительская суббота, совершается она традиционно накануне праздника Святой Троицы – дня, когда, вспоминая сошествие Святаго Духа на апостолов, мы чествуем возвращение великого достоинства человеку, человеческому образу, когда Бог возвращает дыхание Жизни человеку. Сегодня Святая Церковь призывает нас помолиться о наших усопших сродниках для того, чтобы мы лишний раз вспомнили, что Церковь, частью которой мы являемся, это не только Церковь тех, кто живет, и Церковь святых угодников Божиих, это и Церковь всех тех, кто уже переступил порог Вечности. Усопшие нуждаются в нашей молитве, и, может быть, мы иногда нуждаемся в молитве их.

Святая Церковь говорит нам о том, что в независимости от того, ходит ли человек по земле, то есть он жив своим естеством и плотью, или он не имеет уже плоти, разлучившись с ней, пребывает в мире ином, он все равно живет в Боге, потом что Бог дает Жизнь, Он есть Жизнь и источник Жизни. Для нас закрыт иной мир и эта жизнь в Боге усопших является великим таинством и тайной. Но из откровения святых угодников Божиих, кому было явлено Царство Божие и открыто то, где находятся души умерших, мы знаем очень важные свидетельства того, что они живут не менее полноценной, а может быть, еще более глубинной духовной жизнью, чем мы.

Милосердие Божие заключается
в том, что мы можем молиться
об усопших и совершать дела благочестия как бы их руками,
и это Господь по нашим молитвам вменяет им в добродетель, омывает и очищает их грехи, и соединяет более тесным образом с Собой.

Святая Церковь утверждает, что единственное, чего не могут сделать усопшие, – это покаяться в своих грехах. Точнее, они могут это делать, но это бесполезно, потому что покаяние выражается человеком через жизнь, оно выражается через действия, которые являют в нас нашу веру. Но поскольку у них нет уже плоти – они разлучились с ней – умершие не могут этого явить. И милосердие Божие и великое чудо церковное заключается как раз в том, что мы, живущие на земле, можем молиться о них, и не только молиться, но совершать дела благочестия как бы их руками, и это Господь по нашим молитвам об их упокоении и о нашем покаянии вменяет им в добродетель, омывает и очищает их грехи, и соединяет более тесным образом с Собой.

Из откровения святых угодников Божиих мы так же знаем о том, как для умерших важна молитва соборная, церковная особенно, важна Божественная литургия, участниками которой мы с вами сейчас являемся. И все-таки в независимости от того, что мы думаем о наших ближних, даже в независимости от того, любили мы их или не любили, мы должны обязательно сподвигать себя на молитву о них, о милосердии Бога по отношению к ним. Потому что все церковное учение свидетельствует об одном: рано или поздно придет Господь во славе Своей, поставит перед Собой всех людей, воскресив умерших, преобразив живых, то есть в независимости от того, доживем или не доживем мы до этого момента, мы предстанем пред Господом и будем судиться от Христа.

Очень непросто, сложно молиться,  «пот и кровь проливать» за того, кто был тебе не близок и не дорог,
а может быть, даже за того, кого
ты ненавидел. Но именно молитва
за таких людей в том числе дает нам возможность совершать
дела милосердия.

В Священном Писании есть изречение о том, что суд без милости не сотворшему милости (см: Иак. 2, 13). Легко молиться за того, кого мы любим, но это не милость, это своего рода долг, ответная благодарность, которую мы совершаем по отношению к тому, кто был нам дорог. И очень непросто молиться, сложно молиться, действительно, как часто говорят духовники, «пот и кровь проливать» за того, кто был тебе не близок и не дорог, а может быть, даже за того, кого ты ненавидел. Но именно молитва за таких людей в том числе дает нам возможность совершать дело милосердия. Да, часто это совершается через насилие над своим сердцем, но это очень важный акт, аспект. Почему? Потому что воля Божия заключается в том, чтобы всякий человек в сознание истины пришел и спасся, и если этого хочет Бог, то как мы можем не хотеть этого, если хотим быть с Богом и называемся Христовыми учениками?

Будем об этом помнить и в сегодняшний день, и особенно в завтрашний день, когда после Божественной литургии мы будем читать коленопреклоненные молитвы, целиком и полностью пронизанные учением о Церкви Христовой, в котором очень важную часть занимают молитвы об упокоении всех тех, кто уже переступил порог Вечности. Будем помнить об этом очень важном делании, молиться за всех и за вся, тогда Господь помилует и нас, тогда Господь и каждому из нас даст вкусить, сколь благ его Дух, блаженный Дух разума, Дух мудрости, Дух разумения, Дух кротости и смирения и Дух страха Божия.

Помощи Божией, дорогие братья и сестры, храни вас Господь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Троицкую Вселенскую родительскую субботу,

18.06.2016

 

Дата последнего изменения: 27.06.2016