Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. 15.05.2016

zeny-mironosicyВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с третьей Неделей по Пасхе, святых жен-мироносиц, как именуется этот воскресный день Святой Церковью.

Сегодня мы чествуем тех женщин, которые в дни общественного служения Спасителя служили Господу Иисусу Христу, апостолам и делу проповеди от своих имений, как говорит евангелист Лука (см.: Лк. 8, 3). Но прославляется сегодня нечто иное.

Святая Церковь вспоминает событие, которое мы именуем Страстными днями, Великой Пятницей. Когда апостолы оставили Господа, разбежались, как овцы, не имущие пастыря, то те, кто был истинно предан Христу, – святые жены-мироносицы – остались при Нем. Они никуда не ушли, они, пусть и издалече, но находились при Кресте. Когда Господь был положен во гроб Иосифом Аримафейским и Никодимом, они пошли и купили ароматы, чтобы после того, как закончится день субботнего покоя, тотчас прийти и воздать необходимое Тому Великому Мертвецу, Который был положен в Иосифовом гробе.

Прославляются сегодня также Иосиф Аримафейский с Никодимом. Святая Церковь называет Иосифа «благообразным», однако при этом свидетельствует о важности его деяния. Оно является примером высочайшего мужества, которое он явил не только перед верующими во Христа людьми, не только перед теми иудеями, которые дышали злобою на Господа, но и перед всем миром. Иосиф Аримафейский был советником, членом Синедриона и прекрасно понимал, что то, что он делает перед глазами разъяренного на Христа иудейского общества, ничем другим, кроме смерти, для него не может закончиться.

IosifНо самое удивительное, что Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа в то самое время, когда апостолы били себя в грудь и утверждали, что даже если на смерть им придется пойти, они не отрекутся от Господа. Но когда апостолы разбежались, Иосиф как будто путы, как будто веревки, связывавшие его, разрывает – абсолютно пренебрегает мнением, которое могло сложиться о нем в иудейском обществе, хотя, наверное, им когда-то весьма дорожил.

Иосиф идет к Пилату и начинает просить у этого жестокого, хладнокровного человека Тело Господа, Тело Иисуса. Пилат сначала не хочет поверить, что Господь уже умер, начинает узнавать, но Иосиф стоит на своем и буквально требует у Пилата, чтобы ему было отдано это Святое Тело. И перед глазами иудеев, которые очень внимательно наблюдают за тем, как и что происходит, он снимает это Дражайшее Тело, обвивает Его дорогими плащаницами, помазывает благовониями и полагает в новом, для себя заказанном гробе, то есть в пещере. И тотчас после того иудеи идут к Пилату и просят сделать так, чтобы гроб был опечатан, чтобы этого Мертвеца не украли.

То же самое мы можем сказать о святых женах-мироносицах: они не знают, как они это сделают, как это произойдет, но во едину от суббот (Ин. 20, 1), как говорит Писание, то есть на следующий день после субботы – в воскресный день, как только забрезжил рассвет, т.е. взошло солнце и начались новые сутки, они спешат ко гробу. Они спешат туда с теми составами, благовониями, чтобы помазать Тело Сладчайшего Мертвеца, хотя понимают, что гроб завален огромным камнем (в Евангелии сказано: Бе бо велий зело (Мк. 16, 4) и сами они не смогут отвалить этот камень, и что воины сидят у пещеры (еще не зная, что воинов уже нет). Они все равно идут, несмотря ни на что. Может быть, им страшно – мы не знаем. Может быть, им очень страшно, но мужество, сподвигаемое любовью, двигает их ко Гробу. И оказывается, что Господь не посрамил их: они видят, что камень отвален, а в пещере нет Сладчайшего Мертвеца, но им встречается Ангел Господень, сидящий при дверях гроба, который возвещает о том, что Воскрес Христос.

Сегодня день прославления мужества верующего человека. Независимо от всех знаний,
человек не может сказать: подлинно он верующий или нет,
и это проверяется только тем
мужеством, которое он ради Бога
готов засвидетельствовать.

Сегодняшний день – Неделя святых жен-мироносиц, женщин-мироносиц – является днем прославления мужества верующего человека. Без мужества –  никуда. Человек может казаться себе верующим, знающим догматы, уставы, каноны Церкви, тексты Священного Писания, молитвы, богослужения. Но, оказывается, что независимо от всех твоих знаний, ты не можешь сказать: подлинно ты верующий или нет, потому что все это проверяется исключительно одним – тем мужеством, которое ты ради Господа готов засвидетельствовать, той устремленностью к Богу в самый что ни на есть неподходящий для тебя момент жизни. Только так ты можешь определить, достоин ли ты Спасителя и того дара спасения, который Он принес. Святые жены засвидетельствовали, что они готовы к этому, а апостолы, которые клялись и божились в преданности и любви ко Христу, которые исповедовали Его уже неоднократно Сыном Божиим, оказались не готовы вынести это страшнейшее в их жизни искушение.

Какое отношение это имеет к нам? Святые толкователи в этой евангельской повести о гробе, который завален большим камнем, о святых женах-мироносицах, которые спешат помазать Тело нашего Господа и недоумевают, как это произойдет, видят таинственную повесть о сердце человека, о его душе, о его духе. Потому что гробом у толкователей часто называется сердце человеческое. Когда мы принимаем Таинство Крещения, Господь соделывает наше сердце в храм Себе, но той греховной жизнью, которую ведем все мы, через погружение в суету, через огрубение сердечное, через пренебрежение заповедями Божиими, еще хуже – через поверхностное познание Закона Божия, через успокоение себя (мол, я что-то знаю) мы начинаем страшно уничижать то, что дает нам Господь как дар спасения. И тогда вместо того чтобы находиться в наших сердцах, как в царском чертоге, как мы поем на праздник Пасхи, Господь оказывается изъязвленным, оказывается израненным и, что самое главное, умерщвленным в наших сердцах. Наши сердца воистину становятся гробами для Господа.

Святые толкователи в этой евангельской повести о гробе
видят таинственную повесть
о сердце человека, его душе
и духе; гробом часто называется сердце человеческое, камнем, который нужно отвалить, –
грех нечувствия.

Но что самое страшное: этот камень, этот гроб – наше сердце – заваливается, запечатывается страшным камнем, который отвалить у человека сил нет. Этим камнем святые отцы называют грех нечувствия. Многие даже могут спросить: а что это такое – грех нечувствия? А это полное атрофирование способности воспринимать духовные предметы и явления. Это полная индифферентность по отношению ко всему тому духовному, что в нашей жизни может случиться. В силу того, что сердца и умы наши духовно полностью умерщвлены, у нас не развито это чувство. Отвалить камень нечувствия, впустить свежий воздух и свет в этот гроб – пожалуй, самая главная задача верующего человека.

Как это сделать? Святые учителя Церкви говорят о том, что этот камень отваливается тщательным исполнением заповедей Божиих. Потому что непросто человеку довести до своего сознания то, что он мертв духом и не имеет внутренней, глубиннейшей необходимости в том, чтобы Господь был в его жизни. Внимательно посмотрим на себя: да, нам нужен Господь, но не потому, что Он Господь и принес дар спасения, не потому, что Он есть воплотившаяся Любовь, которая любит нас. Он нужен нам для другого, потому что мы очень любим себя и не знаем, как до конца эту любовь по отношению к себе в жизни реализовать. Но поскольку Господь для нас всесовершенный и всемогущий, мы еще обращаемся к Нему, чтобы Он нам помог свой собственный эгоизм воплотить, реализовать в жизни так, как нам хочется. И это еще усугубляет то, что мы называем грехом нечувствия или этим камнем. Это, по сути дела, есть та печать, которой иудеи запечатали гроб, заваленный камнем, чтобы в неприкосновенности находился он, непосягаем он был для наших умов и сердец.

Этот камень отваливается тщательным исполнением заповедей Божиих, которое свидетельствует нам: мы
немощны и даже самую малую заповедь не можем исполнить
без Божественной помощи.

И вот Господь призывает каждого из нас к исполнению заповедей Божиих, к стремлению, по крайней мере, попытаться эти заповеди исполнить. Что они нам дают? Они нам дают не чувство того, что мы можем их исполнить и от этого стать еще праведнее, чем были, нет. Исполнение заповедей свидетельствует нам исключительно об одном: мы немощны и даже самую малую заповедь, которую Господь просит исполнить, мы не в состоянии сохранить без Его Божественной помощи. И только это чувство, осознание того, что я не могу ничего без Христа, а потом входящая в сердце печаль о том, что это так, приводит человека в состояние умиления о себе. Умилишася сердцем, – есть такой термин Священного Писания из книги Деяний (Деян. 2, 37).

И вот только когда человек взглянет на себя с этой точки зрения, проникнувшись чувством, что он никчемный, ни к чему не способный, ни к чему не годный, недостойный Христа человек, не могущий и малейшей Его заповеди исполнить, и вдруг начнет сожалеть о том, что это так, вот тогда начнется «промокание» души – человек становится более податливый сердцем для глаголов Вечной жизни, которые дает Христос, которые просит нас исполнить, и начинается движение в направлении истинного мужества и дела Богоугождения.

Истинным мужеством
называется не то, что мы
способны сотворить друг перед
другом. Мужество истинное –
это когда пригвождаемый
грехами, как гвоздями, ко кресту,
я все-таки не предаю Господа.

Истинным мужеством называется не то, что мы способны сотворить друг перед другом, засвидетельствовать как акты дел наших, нет. Мужество истинное – это когда пригвождаемый грехами, как гвоздями, ко кресту, я все-таки не предаю Господа. Это, конечно, идеал, и каждый человек может засвидетельствовать, что он постоянно, что ни делает, предает Христа. Но, по крайней мере, молитва о том, чтобы Господь избавил от этого, чтобы дал покаяние истинное, раскаяние в том, что это так, есть та животворящая ниточка, связывающая человека еще пока что с вечной Любовью и с вечным Спасением.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, рассуждая о подвиге святых жен-мироносиц, мы молимся, чтобы эти хрупкие святые женщины чистыми своими сердцами и умами, своими молитвами вдохновляли нас на истинные подвиги Богоугождения, на истинную ревность, на истинное мужество, на истинное устремление ко Христу. Так сложилось традиционно, что в храме большинство женщин. Может быть, в этом есть определенное свидетельство того, что женщина больше устремляется к Господу, чем мужчина. С чем это связано? У подвижников благочестия есть слова о том, что женщина способна больше чувствовать Господа, а мужчина – понимать. Может быть, это так.

У одного подвижника благочестия есть рассуждения о том, что после грехопадения в раю Адам обвинил даже Бога в том, что произошло, сказав Ему: «Господи, жена, которую Ты дал мне, предложила мне вкусить плод» (см.: Быт. 3, 12). Но женщина, более преданная и помнящая любовь Бога, не пошла по этому пути. Она сохранила в себе больше преданности, не отрицая свою вину, не обвиняя дьявола, хотя, наверное, тоже могла бы сказать Господу: «Дьявол, которого Ты сотворил, искушал меня и склонил ко греху». И Господь, может быть, в благодарность за такое исповедание дал женщине более развитое чувство Бога, чем мужчине. Это, конечно, не значит, что мужчины хуже женщин или что все женщины – мироносицы, нет. Мы говорим сейчас именно об образах, которые хорошо бы каждому из нас в себе развивать. Иными словами, поменьше оправдываться перед Богом и побольше каяться.

Христос Воскресе!

Именинниц сугубо поздравляем с Днем Ангела. Сегодня Святая Церковь вспоминает по именам семерых жен-мироносиц, но говорит еще «и иных». Кто были эти иные, мы не знаем, но будем вспоминать имена и других женщин, которые преданы Господу, которые любят Его и которые благоухание мира своею жизнью и любовью распространяют на всех, всех, всех окружающих. С Праздником!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.  

15.05.2016

 

 

 

Дата последнего изменения: 12.06.2016