Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу третьей недели Великого поста. 02.04.2016

repin_voskreshenie_docheri_iaira

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В дни Великого Поста – дни сугубых молитв и аскетических подвигов – верующий человек по-особому задумывается и о тайне смерти, и о жизни Вечной. И для нас очень важно знать, что говорит об этом Божественное Откровение. В частности, в Евангелии мы находим некоторые свидетельства Самого Христа.

Например, перед тем, как воскресить дочь Иаира, двенадцатилетнюю отроковицу, Господь сказал такие слова: Девица не умерла, но спит (Мф. 9, 24). А люди, находящиеся рядом, смеялись над Ним, то есть расценивали это как издевательство, поскольку им и так было тяжело, не до смеха и не до шуток. Но Господь, сказав эти слова, тотчас воскресил девицу, она стала здоровой, и даже повелел дать ей есть, чтобы она засвидетельствовала, что все те болезни, от которых она страдала и, возможно, не могла вкушать пищу, вместе с ее воскрешением исчезли, прошли.

По словам блаженного Феофилакта Болгарского, для Господа смерть
все равно что сон, Ему так же легко воскресить мертвого, как разбудить спящего. Для истинно верующего
во Христа человека смерть становится подобной сну.

Святые толкователи приковывают наше внимание к этим словам Господа. Блаженный Феофилакт Болгарский, задумываясь над ними, говорит о том, что для Господа смерть все равно что сон, то есть Ему так же легко воскресить мертвого, как разбудить спящего. Он всемогущий Бог и перед Ним не стоит возможности или невозможности, перед Ним нет никаких сложностей по воскрешению человека. С другой стороны, – говорит святой отец, – словами Девица не умерла, но спит Господь свидетельствует, что и для верующего, истинно верующего во Христа человека смерть становится подобной сну. То есть если верующий человек через благодатное соединение со Христом в таинствах Церкви надеется на Господа, уповает, верит Его непреложному слову о воскрешении, то тогда человеку становится все равно, на сколько он заснет: на семь часов, или на семь лет, или на семь веков. Если я с Господом, а Господь есть Истина, которая не может обмануть и солгать, и Он обещает, что будет это воскресение, то куда мне деться? Ведь когда я сплю и не принадлежу себе, я действительно не отдаю отчета, сколько проходит времени – семь часов или семь веков.

Но легко рассуждать об этом, а попробуй сделать так, – скажем мы. А вот здесь как раз и открывается то необъятное, обширнейшее делание, которое каждому из нас предлежит для того, чтобы раскрыть в себе такие способности. Когда Господь пришел на могилу Четверодневного Лазаря, Он заплакал. Прослезися Иисус (Ин. 11, 35), – наверное, самый короткий стих из Евангелия, всего два слова. Почему плакал Господь на могиле Своего любимого друга Лазаря Четверодневного? Ведь Он не подпадал под слова апостола Павла о людях, которые скорбят, не имея упования на Вечность (см.: 1 Фес. 4, 13). Он сама воплотившаяся Истина, а главное, Жизнь и Источник Жизни. О чем же плакал Господь? Ему было жалко человека. Жалко в силу того, что человек, имея все дарованные от Бога способности в сердце своем раскрыть этот источник Жизни и черпать из него силы, и веру, и надежду, делает как будто все для того, чтобы этого не случилось: не раскрылась эта жизнь, не чувствовалась благость бытия, Божественная реальность, которая всегда находится рядом с нами. Вот что заставляло плакать Христа.

Евангельские чудеса Господа – такие, как воскрешение мертвых – извлекали из пропастей неведения
и чувственности греховной людей, заставляли их верить в мир духовный, благость Божественную, в то, что Господь близок.

Но ведь это было тогда, когда человечество ничего еще толком не знало о пришествии в мир воплотившегося Бога, когда еще не были раскрыты, не были дарованы людям догматы о том, как все произошло и что нужно делать человеку, чтобы в Царство Небесное войти. И, может быть, поэтому Господь шел на то, чтобы совершать великие чудеса перед глазами людей, которые были погружены в неведение, в чувственность, в жестокосердие. Евангельские чудеса нашего Господа – такие, как воскрешение мертвых – извлекали, буквально вытаскивали из этих пропастей неведения и чувственности греховной людей, заставляли их верить в высшую реальность, в нечто большее – в то, что есть мир духовный, благость Божественная, в то, что Господь близок. И заставляли этих людей искать вечное, блаженное Небесное Царство.

Но нужно ли это нам? Сейчас многие ставят вопрос: почему нет чудес перед нашими глазами, мы хотим такие же чудеса, которые видели соотечественники и современники нашего Господа. Но на такой вопрос сам Господь фарисеям, которые знали законы Божественной жизни и истинное учение о Боге Едином, говорит слова жестокие: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 39). Нам не нужно никаких чудес, у нас есть Божественное Откровение, у нас есть святое Евангелие, где все, что нам необходимо исполнить, сказано.

И особенно в такие дни, как Родительские субботы, как сегодняшний день, когда мы молимся об упокоении тех, кого с нами нет, мы не можем не задумываться о том, что некогда сами переступим порог Вечности. И как оно будет там? Мы не знаем. Мир духовный закрыт для нас, он неведом. Но мы знаем одно: если в сердце наше не будет вброшено Божественное семя Вечной жизни и оно не начнет раскрываться в сердце здесь и сейчас, то, когда мы переступим порог Вечности, произойдет ли чудо, будет ли оно? Или мы останемся ни с чем, останемся неплодоносными, потому что нам не из чего будет принести плод?

Дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы учение Церкви, которое содержится в полноте, в истине, а самое главное – в предельной доступности для каждого, было нашей настольной книгой. Чтобы мы внимательно вчитывались в него, написали его на скрижалях нашего сердца, и тогда молитва об упокоении наших сродников и о Вечной блаженной жизни, которой все мы чаем, станет для нас реальностью. Тогда и мы, возможно, услышим от Господа слова, подобные тем, которые Он сказал о дочери Иаира: Эти люди не могут умереть, они могут только заснуть, потому что Я их обязательно воскрешу.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в субботу третьей седмицы Великого поста,

02.04.2016

 

 

Дата последнего изменения: 09.04.2016