Проповедь протоиерея Георгия Климова на Благовещение Пресвятой Богородицы. 07.04.2016

blagoveshenieВсех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Пречистой Девы Марии. Это важное событие очень четко, очень понятно и просто описывает евангелист Лука (см.: Лк. 1, 26-38).

Он повествует о явлении Пречистой архангела Гавриила, который благовествовал о том, что от Нее родится Сын Божий. Обращение Архангела смутило Пречистую. Когда Ей было открыто, что Она родит Мессию, Божия Матерь удивилась и сказала: «Как будет сие, поскольку Я мужа не знаю?» (см.: Лк. 1, 34). И тогда Архангел сказал Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).

В этих словах архангела Гавриила кроется, как в источнике, тайна нашего спасения – непорочное безмужнее зачатие Бога Слово во утробе Девы. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Дух Божий осеняет и предочищает утробу Девы и Бог Слово вселяется в Нее творчески.

Для каждого из нас событие Благовещения – это пробный камень веры, потому что человек, рассуждая логически, никогда не сможет принять то, что такое может быть. И в этом весь праздник, в этом – все величие Православия и нашего спасения: соединяется несоединяемое – простота и недоступность, невозможность осознания. Мы принимаем это верою. Подобно тому, как принимаем верою то, что Бог сотворил Адама, что Ева Божественным творчеством была из Адама сотворена. Мы принимаем верою то, что творчески Бог Слово зачался во утробе Девы, принял от Нее плоть и кровь и, благодаря Ее чистоте, смог воплотиться. Один из величайших богословов сказал об этом: Пречистая смогла всем своим сердцем, помышлением, крепостью, душою так сказать «Да будет», что Бог смог стать Словом.

Святая Церковь хочет донести
до нас очень важную мысль: чем чище человек живет, чем светлее его восприятие Бога, тем больше возможность, что семена Божественной жизни всеятся
в сердце такого человека.

Богослужебные тексты праздника Благовещения проводят золотой нитью для каждого из нас очень важный и актуальный аспект. Они говорят о чистоте Пречистой Девы Марии. В текстах встречается такое выражение – «Земля Незасеянная». Только Земля Незасеянная смогла стать землей для того, чтобы в Нее вселилось семя Божественное. Святая Церковь хочет донести до нас очень важную мысль: чем чище человек живет, чем светлее его восприятие Бога, тем больше возможность, что семена Божественной жизни всеятся в сердце такого человека. Когда мы, погруженные в суету, в мирскую жизнь, оскверняем свои сердца грехами, похотями, мы закрываем возможность вхождения в них Божественной жизни.

Конечно, нельзя уподобить обычного верующего человека Пречистой Деве Марии, потому что Она выше Херувимов и славнее Серафимов. Но внимательно вчитаемся в Евангелие. Когда однажды Христу сказали: «Смотри, Матерь Твоя и братья пришли за Тобой», – Господь, оглянувшись, посмотрев на всех, слушавших Его, задал такой вопрос: «Кто Моя Матерь? И кто Мои братья? И кто Мои сестры?». И ответил на это однозначно: «Все те, кто слышит Мое слово и хранит его» (см.: Мф. 12, 46-50).

Итак, душа верующего человека способна родить Божественную жизнь в самой себе, но для этого нужен подвиг, для этого нужно самоотречение. Прежде всего следует очистить свой слух, зрение, душу, ведь не так просто бывает услышать то, что нам говорит Господь. Мы привыкли слышать и слушать только самих себя, и даже когда Господь нам что-то говорит, в нашей голове включается своего рода сепаратор: то, что мы принимаем, и то, что мы не принимаем. Вот это из слов Христа нас устраивает – принимается! А это не устраивает – этого мы не примем.

Чистота Девы Марии, и Ее преданность, и Ее исполнение Божественной воли были
настолько сильны, что Она
ни разу не погрешила против
этой воли даже в помыслах.
Именно в этом и заключается подвиг Пречистой.

Сегодняшний праздник-событие свидетельствует нам об обратном. Дева Мария говорит: «Се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» (см.: Мф. 1, 38). И именно в силу того, что многие из нас это понятие «рабства» или «раба» утратили, мы не представляем, не понимаем всю глубину этих слов. А ведь раб – это тот, кто не имеет своей воли, он исполняет только то, что его просит сделать Господин. И вот Пречистая свидетельствует о том, что Она – раба Господня. И есть святые толкователи, которые утверждают, что чистота Девы Марии, и Ее преданность, и Ее исполнение Божественной воли были настолько сильны, что Она ни разу в жизни не погрешила против этой воли даже в помыслах.

Именно в этом и заключается подвиг Пречистой, ведь Она была человек, подобный нам. Нельзя говорить, как учат некоторые, о том, что Она была изъята от первородного греха. Но Своею любовью к Богу, Своею предельной преданностью и ревностью в деле Богоугождения Дева Мария абсолютно погасила в себе все то, что мешает человеку быть с Богом. А то, что Она нуждалась в спасении, мы слышим из Ее собственных слов. Придя к праведной Елисавете, Пречистая говорит: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк. 1, 46-47). Значит, Спаситель нужен был и для Нее. Подвиг Ее заключается в том, что Она, начиная с младенческих пелен, являла всему миру величайшие любовь, мужество, силу и крепость в противостоянии греху.

Мы очень далеки от таких идеалов, и все-таки, если мы внимательно присмотримся и прислушаемся к себе, то не так сложно будет нам от многого в жизни отказаться, чтобы быть поближе к Господу, чтобы быть с Ним.

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, поздравляя всех вас с этим великим церковным праздником, желаем, чтобы под покровом Пречистой проходила наша жизнь, чтобы Своим ходатайством перед Сыном Своим, Богом Словом, Господом нашим Иисусом Христом, Она всем нам испрашивала любовь и ревность в деле Богоугождения.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,

07.04.2016

Дата последнего изменения: 17.04.2016