Слово в день памяти сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца

6182

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами празднуем память одного из предстоятелей Русской Православной Церкви, который все свои силы полагал на прославление Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

Святой Ермоген известен и как ревностный пастырь Церкви Христовой, и как глубокий молитвенник, и как хороший организатор. В празднование явления Казанской иконы Божией Матери мы вспоминаем, что это он первым составил поучительную историю обретения этой иконы и написал молитвословия в честь Божией Матери по случаю этого события.

Невозможно говорить о распространении Православной веры в Казани без упоминания имени патриарха Ермогена. Святой много послужил тому, чтобы христианство в недавно образованных епархиях процветало и люди в поисках Христа шли в православные храмы. В ответственный момент истории нашей страны патриарх Ермоген посчитал необходимым благословить русских людей на защиту Родины и принял мученическую кончину от голода в осажденном поляками Кремле.

Находясь в заточении, первосвятитель Ермоген своей жизнью, словами и делами
призывал людей к действиям по освобождению страны
от польских интервентов.

Находясь в заточении, первосвятитель Ермоген своей жизнью, словами и делами призывал людей к действиям по освобождению страны от польских интервентов. И сегодня нам нужно задуматься о том, почему этот русский человек, такой же, как мы с вами, ходящий по той же земле, в нужный момент не стал сомневаться в Божьей воле, а начал действовать? По сути, он своими руками начал творить Божию волю, то есть через него Божия воля начала воплощаться в жизнь.

Что дало ему силы, находясь в заточении, по сути, не имея поддержки со стороны и не надеясь на нее, действовать именно так? В конце-концов, откуда он знал, какие его поступки будут правильными в такой сложной ситуации?

Эти вопросы полезно сегодня задать себе, чтобы понять, что же мешает нам подражать подвигу священномученика Ермогена. Что нужно знать, чувствовать и делать, чтобы приобрести подобное дерзновение «ходить перед Богом»? Как перестать рассуждать о том, что мне делать с моей жизнью, и угодны ли Господу мои поступки?

Чтобы разобраться в собственной духовной жизни, необходимо провести проверку всего, во что мы верим и чему доверяем. В этом смысле призыв Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), — касается именно переосмысления моих верований и религиозных привычек. Покайтесь означает: «Измените свой ум, свой способ мышления, свои представления». Это значит, что при помощи старого мышления, старого способа отношения к Богу, к себе и окружающим невозможно понять Евангелие как Благую Весть. В то же время Евангелие и пришествие Господа на землю принесли людям новое отношение к Богу, к себе и к окружающим людям.

Итак, первое, что нужно поменять в себе самом – это отношение к Богу. Это основа всего моего религиозного опыта: как я отношусь к Богу, в Которого верую? От ответа на этот вопрос зависит и моя повседневная жизнь: я живу так, как я думаю о Боге.

Язычник верит в Бога или богов, он признает существование чего-то высшего, потому что не все, что видит вокруг, он может объяснить. Божества далеки, поэтому задача человека остается в том, чтобы их умилостивить. По большому счету, он не знает, что божеству нужно от него, но лучше с ним все-таки «подружиться».

Большинство из нас живет языческими представлениями о Боге: Его обязательно нужно бояться, и от нас Он далек.

Христианство открывает нам другого Бога: Он стал Человеком, Он рядом, Он близок, Он со мной. Однако большинство из нас живет языческими представлениями о Боге: Его обязательно нужно бояться, и от нас Он далек. И если я Его боюсь, то, действительно, страшно по жизни действовать. Ведь непонятно, что нужно Богу, а всем вокруг заправляет случай. Тут дьявол нам помогает, показывая, что успешен лишь человек, который попал в нужное место в нужное время.

А может, действительно, безопаснее ничего не делать и «отсидеться в норе», как премудрый пескарь из сказки Салтыкова-Щедрина? Откуда нам знать, что Бог другой?

  1. Мы знаем это из истории отношений Бога и человека, которая говорит о том, что я как человек интересен и дорог Богу. Очевидно, что Бог любит человека даже до смерти, потому что Сам стал Человеком. В Евангелии говорится, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы Жизнь Вечную» (Ин. 3, 16). Благой вестью стало для нас именно это знание: Бог не против меня, Он за меня и доказал это Своей Крестной смертью.

     

  2. Мы знаем об отношении к нам Бога из чтения Слова Божьего. Необходимо изучать Священное Писание, чтобы проверять свою веру, отказываться от суеверий и ложных верований. Важно черпать знание о Боге из того, что Сам Он говорит о Себе и как проявляет Себя в истории взаимоотношений с богоизбранным народом.

     

  3. Мы знаем это также из опыта собственной жизни. Бог сотворил человека и дал ему свободу, но Адам согрешил и предпочел самостоятельную жизнь без Него. Но ведь и мы, будучи людьми (и людьми верующими!), тоже чаще всего пытаемся вытолкнуть Бога из своей жизни. Адам был изгнан из Эдемского сада, но Бог не забыл Адама, и вся Священная история говорит о том, что Бог ищет человека, ищет сердце, способное вместить глаголы Божии.

     

Согрешая, мы, тем не менее, знаем по собственному опыту о прощении наших грехов в Таинстве исповеди. Бог нас, грешных, причащает и при этом не жалеет благодати. Отсюда видно, что даже, если человек согрешает, Бог не отворачивается от него. Единственное, что Бог не может сделать – это простить грех человеку, не верующему в прощение Божие.

Все это означает одно: Бог за меня, Он не против меня. А это знание меняет отношение к самому себе. Я уже не «тварь дрожащая», не тот, от кого ничего не зависит, но личность, одаренная вниманием Бога, я есмь Образ и Подобие Божие. И причащаясь, мы становимся не только Христовыми, но и «Христоносцами, носящими Христа в себе», по словам святителя Игнатия Богоносца.

Бог дает Свою благодать не для того, чтобы мы ее просто грели в душе. Благодать Божья нужна для того, чтобы из не значащего ничего я стал бы личностью, способной на христианские поступки, научился различать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». И это знание происходит из близости ко мне Бога, который говорит со мной изнутри, давая ориентиры для жизни во Христе.

Итак, христианская жизнь, состоящая из участия в Таинствах, чтения Слова Божьего и молитвы, дает христианину новое знание о Боге и о себе. Это меняет отношение к ближнему и к жизненным обстоятельствам. Если Бог рядом и подает Свою благодать для христианской жизни, это означает, что христианин – человек с активной жизненной позицией.

Пусть Господь, в Которого мы поверили и Которому доверяем свою жизнь, вразумляет нас, умудряет и направляет по жизни, чтобы нам быть деятельными христианами, быть достойными того звания, к которому мы призваны благодатью Христовой (ср. Еф. 4, 1). Аминь!

Иерей Роман Колесников,
клирик храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове

Дата последнего изменения: 01.03.2016