Проповедь протоиерея Георгия Климова во Вселенскую родительскую субботу. 05.03.2016

proslavlenie kresta

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы пришли в храм для того, чтобы совершить поминовение наших усопших сродников – тех, кого мы знали, кого мы любили, тех, кого мы почитали.

Сегодня Вселенская родительская суббота, и многие осознают, что есть множество людей, которых мы не знали и не узнаем никогда, но именно они когда-то послужили своею плотию как орудием для того, чтобы вызвать из небытия наших родителей, а потом и мы пришли в мир. И по долгу и благодарности мы молимся об их упокоении.

Конечно, не всегда человек, погруженный в мирскую суету, может совершить молитву правильно – так, как это призывает сделать Святая Церковь. Часто мы делаем это, так как знаем, что все так делают. Приходя в храм, мы молимся – но как? Есть такая поговорка: не поминайте лихом! Речь идет о том, чтобы молитва, которую мы совершаем, была бы совершена «не лихом». Неважно, о ком мы молимся – о живых или об усопших (конечно, главнее – об усопших, ведь за них некому помолиться и их молитва о себе не может быть там, в пакибытии, действенной), мы все призываемся совершать молитву «не лихом», не быстро, не скороговоркой, без понимания того, что делаем, перечисляя, и перечисляя, и перечисляя имена.

Какая ответственность возлагается нами на самих себя, когда мы просим Господа, чтобы Он со святыми упокоил наших усопших: если мы молимся
за них, мы за них обещаемся
Господу жить честно и праведно, свято и добро.

Как же мы это делать должны? Мы должны из своих сердец вопиять, в хорошем смысле слова, ко Господу, чтобы Он даровал всем Вечную блаженную жизнь. Какая ответственность возлагается и нами на самих себя, если мы просим Господа, чтобы Он со святыми упокоил всех тех, ради кого мы пришли сегодня в храм. Мы понимаем, что наши усопшие не могут эту Вечную жизнь своими делами себе исходатайствовать, поскольку они разлучились со своею плотью. А это значит, что, если мы молимся за них, мы за них обещаемся Господу жить честно и праведно, свято и добро, совершать «тихое безмолвное житие, во всяком благочестии и чистоте».

Но еще очень важно верующему человеку, молящемуся о своих усопших сродниках, понимать, зачем он это делает. Все мы знаем церковное учение о том, что Бог есть Жизнь и Источник жизни. Мы также знаем, что Бог не творил множество миров: мир усопших духов, мир живущих людей, мир ангельский, еще какие-то другие миры. Нет, Бог создал один Божий мир, в котором пребывают все вместе. Другой вопрос, что ни наши чувственные, ни наши духовные очи этого не видят, наши духовные уши этого не слышат – грехопадением закрыт от нас этот мир, но в нем пребывают и все те, кто уже переступил порог Вечности.

Но если Бог есть жизнь и Источник жизни, то есть и смерть. И есть источник смерти – это грех. Святая Церковь раскрывает нам учение о том, что нет человека, который бы жил и не согрешил, то есть абсолютно все греховны, и именно по этой причине пришел Сын Божий, вочеловечился и спас каждого из нас. И в силу того, что абсолютно все греховны, люди имеют грех в себе как то средостение, которое их разлучает с жизнью и с Источником жизни, то есть с Богом.

Бог по Своему великому милосердию дает верующему человеку возможность молиться за усопших сердечною молитвою и по молитве его очищает и отпускает грехи тем, кто переступил порог Вечности.

Как же быть? Господь пришел и спас человеческий род от греха, и сказал человеку, живущему на земле: «Пока ты живешь, кайся! Потому что если ты не очистишься от греха, то не увидишь Вечной блаженной жизни, то есть Меня как Подателя этой жизни». Кто из нас знает, каким ушел в Вечность человек: с грехами или нет? Но Бог по Своему великому милосердию дает верующему человеку возможность молиться за усопших сердечною молитвою и по молитве его, живущего на земле, очищает и отпускает грехи тем, кто переступил порог Вечности. Нет предела милосердию и любви Божиим!

Но если это так, то и мы должны расположиться к милосердию Божьему как к великому дару, который Господь дает в руки каждого из нас. И наша ответственность, конечно, очень велика. Завтра будет Неделя о Страшном Суде и мы будем вспоминать слова Господа о том, что будет некогда Страшный Суд и на него Он приведет все народы земли, всех без исключения. И опять же по Своему величайшему милосердию и всемогуществу, говорят нам святые отцы, всех тех, кого мы любили и почитали, без кого мы страдали в разлуке на земле, Господь восставит и сподобит каждого из нас с ними снова встретиться.

Если нам не избежать этой встречи и если мы будем пренебрегать той молитвой, ради которой пришли в храм, – сердечной, истинной, искренней, которая освобождала бы их, там находящихся, от греха, то, когда мы снова встретимся и готовы будем облобызаться и обняться с ними, как мы им посмотрим в глаза? Они со всею надеждою жаждут там этой нашей молитвы, а мы здесь занимаемся невесть чем. Что мы им скажем? Где же была наша молитва? Что же мы, имея в руках такое великое дарование от Господа, ни их, ни себя не смогли избавить от грехов? Ведь и мы надеемся, что кто-то будет так же молиться за нас, когда мы переступим порог Вечности. Когда будет открываться Вечность, конечно, будет уже поздно. Но не поздно сделать это сейчас, поэтому каждый вздох сердечный и молитвенный ждет от нас Господь, и особенно в такие дни, как сегодняшний.

И сейчас, совершая поминовение, панихиду о наших усопших сродниках, давайте вздохнем от всего сердца, любящего и милующего, о них. Чтобы и нам Господь Духом Святым даровал это расположение к искреннему покаянию и очищению, чтобы всем нам там, в пакибытии, облобызаться и уже не расставаться в вечном блаженном Царстве нашего Господа.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
во Вселенскую родительскую субботу, 
05.03.2016

 

 

 

Дата последнего изменения: 12.03.2016