Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу второй седмицы Великого поста. 26.03.2016

tajnaja_vecherja

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! На заре христианства апостол Павел, обращаясь к истинно верующим во Христа людям, говорит такие слова: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 13-14).

И в этих словах для многих из нас заключается ответ на вопрос: насколько мы являемся верующими, правильно ли мы веруем – содержим то вероучение, которое дарует нам Божественное Откровение?

Если посмотреть на то, как мы реагируем на смерть наших сродников, то, конечно, мы должны будем констатировать, что наши сердца, наши умы, наше мироощущение в эти моменты погружаются в жуткое уныние и в жуткую скорбь. Мы скорбим вопреки завету апостола Павла. Почему? Ответ на вопрос очень прост: потому что мы не имеем упования, того упования, которое должны иметь верующие, истинно верующие во Христа люди. Отчего же открывается в сердце верующего человека упование? Оно не может открыться оттого, что мы будем просто перелистывать даже самую главную книгу нашего спасения – Евангелие или будем читать святых отцов. От одного чтения, от одного знания наше упование не возрастет, а наше уныние не уменьшится и наша скорбь не утешится.

К чему же призывает верующего человека Господь наш Иисус Христос? В одной из бесед с апостолами и с людьми, которые окружали Господа, Он произнес очень важные слова о Себе как о Хлебе Жизни. Господь говорил о том, что тот человек, который будет веровать в Него, если даже и умрет, оживет, но условием этого выдвинул необходимость участия в Святой Евхаристии. Обратившись к апостолам и к прочим людям, Он сказал: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54).

Призыв Христа соединиться
с Ним в Таинстве Причащения каждому человеку дает
обетование, что он, соединившись
с Бессмертным, и Всемогущим,
и Всеблагим, тоже становится частью этого и всемогущества,
и всеблагости, и света, и любви.

Здесь мы находим ответ на вопрос о блаженном бессмертии человека. Ведь Бог бессмертен и вечен, а помимо всего прочего, Он еще и всеблаг, Он есть Любовь и Он есть Свет. И поэтому призыв Христа соединиться вместе с Ним через Причащение Святых Тела и Крови каждому человеку дает обетование и уверенность в том, что он, соединившись с Бессмертным, и Всемогущим, и Всеблагим, тоже становится частью этого и всемогущества, и всеблагости, и света, и любви. И тогда уже становится понятно для верующего человека, что он тоже не умрет, потому что Господь с ним и он с Господом. Но это недостаточно только услышать, необходимо это сделать, то есть именно соединиться в Таинстве Святого Причащения со Христом. Когда солнце проникает в темное помещение и освещает все внутри него, человеку становится радостно и светло – то же самое происходит в душе истинно верующего человека при встрече со Христом.

И если мы знаем, что человек, который переступил порог Вечности, был постоянным участником Таинства Причащения, то мы можем засвидетельствовать присутствие упования об этом человеке и отсутствие уныния в душах тех, кто о нем молится. И наоборот, если мы знаем, что человек не участвовал в Таинстве Святой Евхаристии, нам бывает очень тяжело молиться за него именно в силу того, что теряется уверенность: ведь не было исполнено того самого необходимого, что Господь поставляет непременным условием нашей блаженной Вечности.

За исключением поста Святая Церковь каждый день совершает Таинство Евхаристии, поэтому перед Господом мы безответны,
нам нечем себя оправдать.
Все, что необходимо для нашей Вечности блаженной, нам дано!

Поэтому, когда мы приходим в такие дни, как сегодняшний, молиться о наших умерших сродниках, о тех, кого мы хорошо знали, всегда Господь призывает нас через эту молитву об упокоении задуматься о самих себе, поскольку, как говорит апостол Павел, дни лукавы суть (Еф. 5, 16). А в народе часто говорят так: мы думали, что смерть-то за горами, а она, оказывается, за плечами. Сколько каждому из стоящих здесь в храме отпущено? Бог ведает. Может быть, у кого-то это последний Великий пост. А может быть, у кого-то еще десять или двадцать таких будет. Но значит ли это, что мы должны приходить в храм исключительно для того, чтобы поставить свечу и помолиться – раз, два или три раза в год? А может быть, подумать о возможности постоянного Причащения Святых Христовых Тайн? Ведь за исключением поста Святая Церковь каждый день совершает Таинство Евхаристии, и поэтому перед Господом мы становимся безответными и нам нечем себя оправдать. Все, что необходимо для нашей Вечности блаженной, нам дано! Но именно в силу того, что мы пренебрегаем этими величайшими дарами, мы остаемся унылыми и скорбящими, а самое страшное – неверующими людьми, которые по букве закона могут называть себя верующими.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам более ревностно относиться к тем заповедям, которые дает наш Господь Иисус Христос. Ревностно в том смысле, чтобы мы больше доверяли тому, к чему Он нас призывает. Тогда, если мы будем причащаться постоянно, в наших сердцах исчезнет уныние и скорбь, в них появятся упование и вера как уверенность в том, что Господь никогда не посрамит никого из нас.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в субботу второй седмицы Великого поста,

26.03.2016

Дата последнего изменения: 31.03.2016