Престольный праздник в домовом храме РГСУ. Слово протоиерея Георгия Климова

RGSU_27.03.2016 198

27 марта 2016 года, в день престольного праздника, в домовом храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери при РГСУ была совершена Божественная Литургия.

По благословению Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством епископа Подольского Тихона праздничное богослужение возглавил благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы протоиерей Георгий Климов. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский и диакон Алексий Арефьев. За богослужением молились начальник Управления молодежной политики РГСУ Андрей Валентинович Некипелов, преподаватель кафедры теологии РГСУ Розалия Моисеевна Рупова, студенты РГСУ.

По окончании Литургии перед Феодоровской иконой Божией Матери был отслужен молебен. Затем протоиерей Георгий поздравил собравшихся с престольным праздником храма:

«Дорогой отец Андрей, настоятель сего святого храма, Андрей Валентинович, Розалия Моисеевна, дорогие братья и сестры, сегодня мы совершили празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери в сем святом храме, посвящённом Её святой иконе. И сегодня я с радостью передаю благословение Управляющего Северо-Восточным викариатством епископа Тихона Подольского этому святому храму, всем здесь начальствующим, учащим, учащимся, прихожанам.

Мы прославляем Божию Матерь, сегодня наши взоры устремлены к Пречистой Владычице. Но дни Великого поста накладывают на наши устремления и рассуждения свою печать. Пост, который сначала
пред нами живописует Страдания Христовы, конечно, заставляет
нас по-особому задуматься о подвиге Пречистой.
 Пост, который сначала пред нами живописует Страдания Христовы, конечно, заставляет нас по-особому задуматься о подвиге Пречистой, о подвиге Той, Которая дала Свою плоть и кровь для того, чтобы Бог смог стать Человеком, смог на понятном языке объяснить, что требуется от человека, чтобы прийти в вечную жизнь. Божия Матерь смогла дать плоть и кровь для Того, Кто, став Человеком, смог (просто как человек) посмотреть другому человеку в глаза. И, может быть, от этого взгляда нашего Господа кому-то становилось стыдно, кому-то больно, кому-то неприятно. И мы понимаем, что во взгляде Богочеловека, конечно, угадывался и взгляд Пречистой, поскольку Она не только родила Его, но ещё и воспитала, и воспитывала Младенцем и Отроком, и Юношей… И молодым человеком Он был в теснейшем общении с Ней. 

Самое, пожалуй, важное и самое главное: если Сын Человеческий чётко осознавал, ради чего Он пришёл (Он творил волю Пославшего Его (см.: Ин. 6, 38)), — то насколько это было открыто Божией Матери? Подвиг, который совершала Она, для каждого из нас таинственен, он закрыт. Но отчасти он был закрыт и для Пречистой Девы в начале служения нашего Господа.

Подвиг, который совершала Пречистая Дева, отчасти был закрыт и для Неё Самой в начале служения нашего Господа.

В Евангелии мы читаем о том, что однажды двенадцатилетний Отрок Иисус потерялся от общей дружины, которая приходила из Назарета на праздник Пасхи в Иерусалим, и только на третьи сутки Пречистая с Иосифом смогли найти Его в Иерусалимском храме, сидящего среди старейшин, задающего им вопросы, отвечающего на их вопросы (см.: Лк. 2, 41–52).

И вот после трёх дней поиска (а что испытывала в эти моменты Божия Матерь, мы никогда не догадаемся, и преподобный Силуан Афонский так и говорит, что это тоже великая тайна, это прикосновение к тем страданиям, которые некогда нужно было Ей понести), после трёхдневного поиска, когда Божия Матерь находит Своего любимого Отрока в Иерусалимском храме, Она подходит и говорит Ему: Чадо, что сотвори с нама (с нами) тако? Се отец Твой и азъ боляща искахома (с болью в сердце искали) Тебя? (Лк. 2, 48). И слышит удивительный ответ. Удивительный в плане, на первый взгляд, жёсткости и чёрствости человеческой со стороны Отрока Иисуса: «Зачем вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (см.: Лк. 2, 49). И Писание говорит: И та не разуместа тех глаголов, которые Он им говорил (см.: Лк. 2, 50). Но Божия Матерь слагала в сердце всё то, что слышала от Своего Божественного Сына (см.: Лк. 2, 51).

Так чего же они не разумели, почему не могли разуметь — и вообще, зачем искали Его? Ведь они знали, что их Сын – Мессия: и ангелы возвещали, и пастыри поклонялись, и волхвы приходили!.. Всё было перед их глазами – чего же они не разумели? Самого сложного и самого великого дела, ради которого пришёл наш Господь Иисус Христос, — распятия и смерти на Кресте.

Двенадцатилетний Отрок Иисус уже готовит Свою Пречистую Матерь к Голгофе. То, что она испытала во время трёхдневного поиска Своего Сына, было прикосновением к тому, что Она испытала в момент Его трёхдневного погребения.

И вот двенадцатилетний Отрок Иисус уже готовит Свою Пречистую Матерь к Голгофе. Задолго, получается, за 21 год! Требуется такой колоссальнейший промежуток времени, чтобы не только Ему Самому подготовиться, но и Мать Свою подготовить к Голгофе, потому что Он тоже знает, что и Ей «оружие пройдет душу, для того чтобы открылись помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). И вот тогда становится понятно, что те переживания, которые испытывала Божия Матерь в течение трёх дней (трёх дней!), когда искала Своего любимого Отрока Иисуса, — это было началом, это было прикосновением к тому, что Она испытала в момент трёхдневного погребения Своего сладчайшего Сына.

И тогда, если мы в молитве обращаемся к Божией Матери, понимая, какие тайны открывает нам Священное Писание, мы, действительно, прославляем Её за тот величайший подвиг, который Она совершает ради всего рода человеческого и, конечно, ради каждого из нас.

И милость Божия, что сегодня мы находимся в Её святом храме, под Её особым Покровом, под Её особой молитвой.

И хочется пожелать всем, здесь стоящим, чтобы Покров Пречистой и радость о том спасении, которое приносит нам Её Божественный Сын, постоянно находилась в наших сердцах, чтобы мы, как читаем сегодня в молитве к Феодоровской иконе Божией Матери, не имели свои сердца бесплодными. А сердце может иметь только два плода — это или зло, или любовь. И бесплодие сердечное — это только об одном: сердца наши злы. Так вот поэтому, если Божия Матерь посещает нас и сердце наше небесплодно, то значит, оно исполнено любовью. Чего всем нам и желаем.

Аминь!»

Протоиерей Андрей Рахновский в ответном слове поблагодарил отца благочинного за совместную молитву и слово проповеди, пожелав сил и укрепления Пречистой Девы в благочинническом труде, и сказал:

«Конечно, удивительно, что каждый раз у нас есть повод, почитая образы Пречистой, вновь и вновь обращаться к Её жизни и, как было замечательно сказано, эта жизнь всегда, обязательно выводит нас на Христа, поскольку она неразрывно связана с Ним. Думаю, для многих из нас сегодня стали ещё одним открытием в Священном Писании эти образы трёхдневного поиска и ожидания потерянного Сына, ещё в отрочестве, — что они прообразуют собой трёхдневную скорбь Божией Матери после распятия Христова. Спаси, Господи, отец Георгий, за глубокое евангельское слово! Передайте нашу сыновнюю благодарность Владыке Тихону». 

 

Дата последнего изменения: 28.03.2016