Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.01.2016

25051

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим двунадесятым Праздником Крещения Господня, святого Богоявления!

В сегодняшний день мы прославляем нашего Господа, Который пришел в мир, Который стал Человеком. И, став Человеком, открыл нам очень важные догматы веры и истины о спасении. Сегодняшний праздник мы называем Богоявлением, потому что впервые не прикровенно, а прямо Бог засвидетельствовал о Себе как о Боге-Троице, о том, что Бог есть Бог-Троица, и о том, что самым главным деланием внутри Троичного Единства является Божественная Любовь. И это один из главнейших догматов нашего вероучения.

В кондаке Праздника мы воспеваем: «Явился еси днесь вселенной, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Какой свет на нас «знаменася»? Свет Божий – тот свет, который просвещает наши умы и наши сердца. Просвещает истиной о том, Кто есть истинный Бог и что нужно делать для того, чтобы спастись, наследовать Вечную блаженную жизнь.

Со святой крещенской водой незримым и таинственным образом соединилась Божественная сила,
то, что мы называем благодатью.
Это сила Духа Святаго, которая просвещает, укрепляет нас,
дарует нам здравие.

Для человека, который не задается вопросом, есть она, эта Вечная жизнь, или нет ее, Божественный свет, входящий в сердце и ум, свидетельствует и о другом – о том, что человек бессмертен. И это очень важно. Кто ощущает себя смертным? Наверное, никто. Если бы кто-то себя смертным ощущал, то тогда бы он вел себя по-другому в этой жизни, он готовился бы к смерти. Но посмотрим на себя: кто из нас готовится, кто из нас думает о ней? Ведь если приходит мысль о смерти, человек сразу гонит ее. Почему? Потому что она противоестественна для нас, она инородна для нашего естества. А не является ли это свидетельством истинности осознания нами того, что мы бессмертны?

Откуда приходят эти мысли и эти ощущения? Мы можем смело утверждать, что они приходят от Бога, Который есть Жизнь и Источник жизни: Он вкладывает в нас этот свет Богоразумия, свидетельствующий часто против того, как мы живем, напоминающий, для чего мы созданы и как мы должны жить. И в сегодняшний день, когда мы собрались в храмы для того, чтобы прославить Творца и получить от Него великий дар – освященную крещенскую воду, мы приходим с благодарением за то, что Господь нам дает возможность ощутить руками, своим естеством дар Его Божественной благодати. Что это значит? Это значит, что со святой крещенской водой незримым и таинственным образом соединилась Божественная сила, то, что мы называем благодатью. Это сила Духа Святаго, которая просвещает нас, которая укрепляет нас, которая дарует нам здравие, духовное – в первую очередь, а затем и душевное, и телесное.

Покаяние – главнейшее условие получения от Господа даров.
Вне покаяния человек ничего
не может получить от Бога
доброго и спасительного,
но в покаянии любой дар
становится спасительным
и жизнеутверждающим.

Но мы знаем, что перед тем, как крестить народ в водах Иордана, Иоанн Креститель обратился к людям с проповедью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), – тем самым обозначив главнейшее условие получения от Господа каких бы то ни было даров. Вне покаяния человек ничего не может получить от Господа доброго и спасительного. Но в покаянии любой дар от Господа становится спасительным и жизнеутверждающим. Поэтому Святая Церковь всегда утверждала, утверждает и будет утверждать, что единственным условием нашего спасения было и будет исключительно покаяние – изменение всего строя жизни, всего своего мироощущения в попытке сделать так, чтобы в центре моей жизни встал Христос, чтобы Любовь Божия, Которая распялась за меня и принесла мне великий Божественный дар спасения, заняла в моей жизни должное место. Чтобы не была Она пренебрегаема, чтобы не была Она вспоминаема лишь иногда по праздникам церковным, а всегда имела центральное место в моей жизни. Вот тогда те дары, которые мы получаем от Святой Церкви, будут нам во здравие, и во спасение, и во всяческое благое поспешение.

И в сегодняшний день, когда мы пришли в храмы для того, чтобы почерпать святую воду, обращаемся ко всем вам, дорогие братья и сестры: с благоговением это делайте, с молитвой и с благодарностью Господу за то, что Он призывает нас, приводит в святые храмы, чтобы, оказавшись здесь, мы молились, еще и еще раз задумались и о себе, и о наших ближних и о Спасении.

Всем вам желаем, дорогие братья и сестры, почерпать эту воду, как мы поем в церковных песнопениях, с веселием, чтобы благодать Господня, которой исполнена эта вода, перелилась в наши сердца и в наши умы, чтобы теплота Духа, радость о Христе и любовь Бога Отца, которые имеет Святая Церковь, стали достоянием и нашей жизни.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник святого Богоявления,
Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,

19.01.2016

Дата последнего изменения: 02.02.2016