Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Предпраздненство Богоявления, 17.01.2016

Ioann_Kreslitel_

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодняшний день именуется Неделей пред Просвещением, то есть перед праздником Богоявления.

Положенное уставное чтение сегодня – это первое зачало Евангелия от Марка (см.: Мк. 1, 1-8), которое начинается с очень знакомых для многих из нас слов: Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1). Но дальше евангелист Марк говорит о проповеди Иоанна Крестителя, о самых первых словах, с которыми он обратился к народу, выходившему на берега Иордана: о крещении покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Согласно евангелию от Матфея, это были очень простые слова, но, пожалуй, нет в этом мире для человека важнее слов, которые произнес Креститель, а затем повторил наш Господь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). В этих словах, как в источнике, заключено все спасение для человека, потому что покаяние является единственным и исключительным условием для того, чтобы человек мог наследовать Вечную блаженную жизнь.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – в этих
словах заключено все наше
спасение, потому что покаяние является единственным
и исключительным условием
для того, чтобы человек мог наследовать Вечную жизнь.

Часто бывает, что человеку кажется: покаяться – это очень просто. А все происходит из-за того, что человек свои определенные понятия вкладывает в этот термин – покаяние. Но самое важное для нас – понимать, что покаяние значит на языке евангельском: на языке Иоанна Крестителя и нашего Спасителя. Ведь недостаточно человеку сказать, что я буду лучше, чем был. Или если я шел по одному пути, то я поверну влево или вправо и пойду по исправленному пути – и это будет мое покаяние. Конечно, нет. В этом термине заключается нечто глубинное, что требуется от человека. Почему? Иоанн Креститель обратил свои слова к тем, кто считал себя праведниками, он обратил свои слова к тем, кто считал, что выполняет абсолютно все необходимые условия для того, чтобы наследовать спасение. И вдруг они слышат: Покайтесь! В переводе с греческого языка этот термин обозначает «измените свой образ мысли, сделайтесь другими». Но что это значит для них? Какими другими они – «праведники» – должны сделаться?

Святая Церковь объясняет нам очень просто, что значит покаяться. Если для человека, приходящего в мир с печатью первородного греха, в центре мироощущения стоит он сам или его личный эгоизм, то нужно сделать так, чтобы в центре его жизни встал Христос. Церковь призывает нас сделать так, чтобы Он стал сердцевиной нашего мироощущения. Все то, что ты делаешь в этом мире, ты делаешь не для себя, а потому, что так хочет Христос. И это ты делаешь не потому, что тебе приятно (часто бывает очень непросто исполнять заповеди Божии), а потому, что этого требует любовь Христова, за тебя распеншаяся и доставившая тебе дар Спасения.

Святая Церковь призывает нас сделать так, чтобы Христос стал сердцевиной нашего мироощущения. Все то, что ты делаешь в этом мире, ты делаешь не для себя,
а потому, что так хочет Христос.

Очень непросто бывает человеку прийти к исповеданию принципа покаяния своей жизнью. Для этого необходимо осознать свою греховность. Именно об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие.

Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, произносит очень важные слова: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Тот, Кто идет за мной, Тот больше меня, Он будет крестить вас Духом Святым» (см.: Мк. 1, 7-8). Что значат эти слова? Что в них должны были услышать иудеи, которые не знали еще ни учения о Святой Троице, ни учения о Духе Святом как о лице Бога Троицы. Слова Иоанна Крестителя Я крещу вас в воде в покаяние дословно на русский язык переводятся так: «Я омываю вас в воде в покаяние, но Тот, Кто идет за мной, омоет вас Духом Святым». Итак, какой же смысл этих слов пророка?

Иоанн Креститель в воде омывал физическую скверну плоти человеческой, и это было символом чего-то большего. Подобно тому, Христос, говорит Иоанн Креститель, Божественной силой омоет вашу скверну духовную. Но ведь скверной духовной является грех, поэтому слова Он крестит или омоет вас Духом Святым для иудеев могли означать только одно: Он омоет вас от вашей греховности, Он очистит ваши грехи.

Часто бывает, что человек ходит
в храм, исповедуется, причащается, но никакого движения духовного
в своем сердце не чувствует. В чем же дело? В том ли, что Господь медлит, или в том, что человек
не хочет истинно покаяться?

Итак, для того, чтобы человеку получить дар Духа Святаго, нужно покаяться, очиститься от своего греха. И это, наверное, самое сложное для человека, хотя на первый взгляд и может казаться простым: пришел, покаялся, очистился и Дух Святой сошел на тебя. Но ведь мы знаем, что в жизни бывает совсем не так: человек приходит на исповедь, человек причащается и раз, и другой, и пятый, и сотый, и год, и десять, и двадцать лет. Но ничего не происходит. Никакого движения духовного в своем сердце человек не чувствует. И многие именно об этом говорят. Тогда в чем дело? В том ли, что Господь медлит, или же все-таки в том, что человек не хочет, правильно расположившись, истинно покаяться?

Святая Церковь призывает нас еще и еще раз более глубоко задуматься о том, какое покаяние мы имеем и имеем ли мы его вообще?

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы слова Иоанна Крестителя были не только напечатлены в наших умах, главное, чтобы они были высечены и на наших сердцах, чтобы мы никогда о них не забывали, чтобы они были единственным и исключительным ключом к правильному пониманию всего того, что нам предлагает Святая Церковь. Если мы будем постоянно помнить слова Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, тогда многое и по-особому, и правильно каждому из нас откроется. И тогда слова Он крестит вас Духом Святым, которые некогда произнес Иоанн Креститель, будут относиться и к нам, потому что Господь очистит наши грехи и даст нам дар Духа Святаго.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» 
в Марьиной роще, в Неделю 33-ю
по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Предпраздненство Богоявления
,
17.01.2016

Дата последнего изменения: 26.02.2016