Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец. 03.01.2016

отцы

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодняшний воскресный день – Неделя перед Рождеством Христовым, память святых отец. Святая Церковь уже подготавливает нас непосредственно к должному принятию Праздника Рождества Христова.

И сегодня мы с вами слышали евангельское чтение, где вспоминаются предки Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 1, 1-25). В Евангелии от Матфея мы читаем о всех тех, начиная от Авраама, кто послужил своею верою и своею плотью для того, чтобы в мир пришел наш Спаситель и Господь Иисус Христос. Евангелист Матфей начинает повествование для каждого из нас с очень знакомых слов: «Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова и сына Авраамова» (см.: Мф. 1, 1). И в самых первых словах, в именах нашего Господа и Спасителя уже слышится эта победная песнь спасения человечества: имя Иисус (евр. Иешуа) переводится с греческого и еврейского языков, как «Бог спасает» и «Бог помогает». А Христос (евр. Мессия) означает «Помазанник», то есть это Тот, Кто объединяет в Себе в полноте все три вида служения, на которые помазывались в ветхозаветном Израиле и цари, и пророки, и первосвященники, Тот, Кто в полноте и в истине сочетал в Себе эти три рода служения.

Далее евангелист Матфей говорит: «сына Давидова и сына Авраамова». Хотя для ветхозаветных иудеев достаточно было сказать «сын Давидов», и было бы понятно, что Он действительно Мессия. Евангелист, по слову святителя Иоанна Златоуста, ставит эти два имени – Давида и Авраама – рядом для того, чтобы противопоставить истинного Мессию, который пришел в мир, тому, которого ждали современные Господу иудеи. Они ждали действительно сына царя Давида – богатого, славного, красивого, сильного царя. И мечтали о том, что, когда он придет, он освободит Палестину от чужеземного ига, начнет победоносное шествие по миру, приведет к ногам иудеев все народы земли, сделает их владыками и князьями. И для них было непонятно, как может прийти в образе раба истинный Христос. 

Мы тоже часто уповаем
не на того Мессию, о котором говорит Священное Писание,
а на того, которого мы сами
себе создаем, подобно иудеям,
по образу и по подобию своему. 

Евангелист Матфей делает это противопоставление, указывая на Авраама, потому что Господь давал обетование Аврааму о том, что в нем благословятся все племена земные: Мессия будет Спасителем всех. И для каждого из нас это очень важный урок и очень важные слова, ведь мы тоже часто уповаем не на того Мессию, о котором говорит Священное Писание, а на того, которого мы сами себе создаем, подобно иудеям, по образу и по подобию своему. Нам нужен такой Мессия, который пришел бы и спас нас от всяческих бед и напастей.

Но когда приходит Христос и говорит, обращаясь к фарисеям, к саддукеям, к самым религиозным людям в Израиле: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15), они не могут понять, о чем Он говорит, к чему Он их призывает, ведь покаяние значит изменение, а они в своих глазах и так уже праведники и созрели для того, чтобы в Царство Божие войти: для чего и куда им еще меняться?!

Далее евангелист Матфей перечисляет тех, кто являлись предками нашего Господа. Он делит все родословие на три больших, великих периода, которые соответствуют периодам жизни израильского народа: это период праотцев или патриархов, период царей и период первосвященников. Но в приложении к воле Божией, которая осуществлялась относительно спасения иудейского народа, эти же периоды мы можем назвать периодами обетований, потом пророчеств и затем уже ожиданий.

Для евангелиста Матфея очень важно было соблюсти число четырнадцать, ради этого он даже вынужден опустить имена некоторых царей из родословной Господа. И святые толкователи говорят нам, что в Книгу жизни родства Матфей не включает недостойных: тех, кто не умел и не хотел каяться.

В родословие Христа включено перечисление женщин – этим евангелист хочет сказать, что
в  Царство Божие входит только
тот, кто готов приносить плоды истинной веры и покаяния.

И еще интересная деталь: в родословие включено перечисление женщин, хотя этого не требовалось для родословных ветхозаветных иудеев. Евангелист упоминает о Руфи, о Раав-блуднице, о Фамари и о Вирсавии, бывшей женою Урии. Зачем евангелист пишет о них, если в этом не было необходимости? Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что Матфей упоминает не о простых женщинах. Это женщины были, как он говорит, или злонравные (иногда они шли на обман ради правды высшей), или язычницы. Для чего же Матфей вводит в ткань родословной упоминание о женщинах? Это нужно для того, чтобы посрамить иудеев, уповающих на свою национально-религиозную гордость. Упоминанием об этих женщинах евангелист хочет сказать, что в истинное Царство Божие – Царство Мессии входит только тот, кто готов приносить плоды истинной веры и истинного покаяния.

И это также очень важно для нас. Подобно тому, как ветхозаветные иудеи уповали, во-первых, на то, что они были сродниками по плоти от Авраама, и, во-вторых, на то, что они исполняли дела закона, считая два этих условия необходимыми и достаточными для вхождения в Царство Божие, так же и мы часто уповаем на то, что крещены во Иисуса Христа, и на то, что мы ходим в храм и исполняем православный обряд. И самое страшное: как часто этих два условия мы поставляем для себя необходимыми, но и достаточными для спасения?

Евангелист Матфей хочет сказать, что недостаточно только внешне жить по вере, не думая о том, каковым является твое сердце: просветленным и очищенным или злым и ничтожным, омертвевшим. Божественное Откровение говорит, что иногда можно поступиться и законом (ведь не человек для субботы, а наоборот (см.: Мк. 2, 27), главное, чтобы любовь к ближнему проявлялась в твоей жизни, чтобы она и ему освещала дорогу в Царство Божие. А если от общения с тобой человеку становится плохо и дурно, если ты его пугаешь тем, что ты что-то знаешь о Боге, о его Царстве и можешь своею молитвою сразить такого человека и сделать ему больно, то, наверное, ты очень далек от Царства Небесного и очень близок к царству демонскому, царству сатанинскому.

Заметив, что Дева Мария
непраздна, Иосиф проявляет праведность новозаветную
и хочет тайно отпустить ее,
чтобы не срамить перед людьми.

И далее евангелист Матфей говорит о том, как приходит в мир наш Господь. Не о самом Рождестве, но о том великом искушении, когда Иосиф замечает, что Дева Мария непраздна. Она еще только его обручница, еще не было законного брака. И Иосиф приходит в смущение, потому что, с одной стороны, понимает, как обычно женщина становится непраздна, но, с другой стороны, Писание говорит нам о том, что он был праведный и, не зная, как это случилось, он поднимается выше ветхозаветной праведности: Иосиф проявляет праведность новозаветную и хочет тайно отпустить ее, чтобы не срамить перед другими людьми.

Как только он помыслил это, говорит Слово Божие, ангел Господень является Иосифу и говорит ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, потому что родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (см.: Мф. 1, 20). Это величайшее искушение, которое претерпевает Иосиф, для нас вполне объяснимо – речь идет о Событии, которого никогда не было и больше никогда не будет в истории человечества: Бог Слово, вселившись творчески в утробу Девы, не нарушая печатей девства, приходит в мир. Никакой праведник, никакой даже ангельский ум не мог бы дерзнуть подумать или представить возможность такого, поэтому в историю человечества вмешивается сам Господь и успокаивает Иосифа, открывая ему о том, как случится пришествие в мир Бога Слово.

Читая об этом, мы должны понимать, что все это относится абсолютно ко всем, но и к каждому из нас. И Святая Церковь сегодняшним евангельским чтением уже начинает вводить в наши сердца и в наши умы радость о Господе, о том, что Он некогда пришел, воплотившись, став истинным Человеком, и спас каждого из нас, а значит, и меня. Он принес мне этот дар Вечного Спасения и Вечной Жизни. И осталось дело только за мной: чтобы мне сделать шаг навстречу, чтобы мне просветиться даром Божественной благодати, чтобы мне воспринять сначала умом, а потом и сердцем истинное учение о спасении, которое зиждется на двух главнейших заповедях: о любви к Богу и о любви к ближнему.

Перечисляя имена предков,
Святая Церковь обращает наше внимание на то, что человек спасается через свою семью –
через тех, кого дарует нам
Господь, чтобы осуществить
наше спасение.

В сегодняшний день, располагая нас к должной встрече Праздника Рождества Христова, перечисляя тех предков, которые послужили своею плотью и кровью для пришествия в мир нашего Господа, Святая Церковь хочет обратить наше внимание еще и на то, что человек спасается через свою семью – и в узком, и в широком смысле слова: это все те, кого дарует нам Господь для того, чтобы осуществить наше спасение. Ближние в широком смысле слова – это приход, или даже Церковь, или страна, и ко всем нужно научиться относиться должным образом. Пусть это будет хотя бы просто желание жить по-новому, то есть с любовью, тогда радость о спасении (а ведь мы называем Евангелие радостной или благой вестью) станет частью нашей веры и наших сердец и получит возможность сообщиться всем тем, кто нас окружает.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
 «Нечаянная Радость»
в Марьиной роще, 
в Неделю 31-ю по Пятидесятнице,
 
перед Рождеством Христовым, святых отец.
03.01.2016

 

 

 

Дата последнего изменения: 06.01.2016