Проповедь протоиерея Георгия Климова в Димитриевскую родительскую субботу. 07.11.2015

01_11.2015 018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня каждый из нас пришёл в храм, для того чтобы почтить память наших усопших сродников или тех, кого мы любили в этой жизни, тех, кого мы ценили и уважали.

Святая Церковь регулярно совершает поминовение усопших, свидетельствуя через это о неотвратимости смерти, которая ждет и которая обязательно пожнет каждого из нас. И, хочет этого человек или не хочет, в определенном возрасте в его жизни наступает момент, когда он практически каждый день по нескольку раз задумывается о том, что ему надлежит некогда совершить, — переступить порог вечности. Но все зависит именно от того, как человек расположен по отношению к таким мыслям, которые подает ему Ангел Хранитель, пытаясь, образумив, подготовить к вечности.

Однажды Премудрый сказал: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (см.: Сир. 7, 39). Эти слова обращены к верующему человеку, для которого смерти нет, но после физической смерти не прекращается жизнь и не прекращается общение с Богом. Душа, освободившись от плоти, оказывается пред Господом такой, какая она есть. Для человека может оказаться или блаженным это отшествие ко Господу, или, наоборот, — очень драматичным и страшным. Неслучайно в одном песнопении или псалме мы слышим, что Смерть грешников люта (Пс. 33, 22), а с другой стороны, при отпевании верующего человека Церковь напутствует его: «Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения».

Святая Церковь говорит нам
о том, что для перехода
в блаженную вечность человеку необходимо стяжать любящее сердце — только оно является выражением или нашей готовности, или неготовности отшествия ко Господу.

 

От чего же зависит, в каком состоянии, в предощущении чего: вечного блаженства или вечных мучений, — оказывается человек, перешагнувший в вечность?

Мы можем утверждать, что именно правильный настрой сначала, а затем и все то необходимое, что требуется для стяжания вечной блаженной жизни еще здесь, на земле, являются очень важными условиями. И мысли, которые часто холодят наше сознание, когда мы подвергаемся болезням или опасностям, когда открывается перед нами, что такое это страшное состояние, в котором мы можем оказаться, не являются ли всегда свидетельством того, что мы еще не готовы перейти к Господу?

Святая Церковь говорит нам о том, что для перехода в блаженную вечность человеку необходимо стяжать любящее сердце — только оно является выражением или нашей готовности, или неготовности отшествия ко Господу.

Есть такая народная мудрость, поговорка, которая утверждает, что люди глупые к старости становятся злыми, а люди умные становятся добрыми. В контексте памяти о смерти мы можем сказать, что только глупец, пришедший в эту жизнь, бывает не в состоянии рассмотреть, как много устроил Господь в этом мире для того, чтобы человек сам для себя открыл Господа, засвидетельствовал, как близок к нему Господь, что все те блага, которые принесены были смертью нашего Господа и Его славным Воскресением, ожидают каждого из нас.

Почему же глупец становится злым? Потому что самое главное, что он в жизни своей мог бы осуществить и воплотить, прошло мимо. Он был занят исключительно собой и своим личным устройством в этой жизни, своими личными делами. Он пытался, проходя по мосту, построить на этом мосту дом, в котором бы счастливо жил. Но ведь по человеческим рассуждениям это безумие: перейди через мост на тот берег, и там ты сделаешь для себя обитель!

Если эти простые, прописные истины так понятны каждому из нас, то почему мы не хотим принимать и проецировать их на наше спасение?

Люди глупые к старости становятся злыми, а люди умные становятся добрыми. Почему глупец становится злым?
Потому что в земной жизни он
был занят исключительно собой, и самое главное, что он мог бы осуществить, прошло мимо.  

Мы очень увлечены собой. Мы ведь часто приходим в храм, даже в такие дни, как родительские субботы, не по зову сердца, не по любви к нашим ближним, не от осознания того, что благодаря этому богослужению Господь даст нам особую благодатную силу соединиться в молитве с теми, кого мы любим. Если бы было так, то тогда, наверное, приходящие в этот день в храм не в таких бы скромных количествах, как сегодня, причащались!

Причастие — это самое великое Таинство, которое дарует человеку Господь, Святая Евхаристия, в которой мы, благодаря Господа, через вкушение святых Тела и Крови Христовых соединяемся с Ним и в Святом Духе со всею Церковью, к которой принадлежат и души наших покойных. Непонимание этого как раз и делает из нас таких теплохладных людей по отношению к участию в церковных Таинствах.

В сегодняшний день мы пришли в храм ещё и для того, чтобы помолиться Господу о вождях и воинах православных, которые отдали свою жизнь за веру и Отечество. Они отдали свою жизнь за веру, даже, может быть, не осознавая этого, но просто встав на защиту Отечества, потому что Отечество наше, Россия, есть хранительница Православия. Защищая Отечество, воин всегда будет защищать православную веру. А значит, он всегда будет защищать учение о спасении, он всегда будет выступать гарантом того, что человек, живущий в его Отечестве, сможет иметь беспрепятственный доступ к источникам благодати, к источникам вечной жизни.

В сегодняшний день Церковь предоставляет нам хорошую возможность воспомянуть и возблагодарить всех тех, кто положил свои души, отдал свои жизни за друзей своих, то есть за нас. Господь в Евангелии сказал, что нет больше любви, чем та, как если кто душу свою положит за своих друзей (см.: Ин. 15, 13). Помолимся сегодня о них.

Помолимся и о всех тех, кто находится с Господом, переступив порог вечности. Верим, помолятся о нас и они, вспомнят в своих молитвах нас, таких неумелых и робких людей, которые почему-то не дерзают приступать к тем Таинствам, через которые Господь открывает для нас вечную блаженную жизнь.

Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще
в Димитриевскую родительскую субботу, 07.11.2015

Дата последнего изменения: 15.11.2015