Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Память первосвятителей Московских и всея Руси. Золотое правило спасения. 18.10.2015

0002-680x365

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, с памятью первосвятителей Московских и всея Руси!

Мы прославляем и благодарим их за подвиг первосвятительства, но не всегда задумываемся о том, что они сделали для нас, чад Русской Православной Церкви. Хотим мы этого или не хотим, но и они являются виновниками того, что мы сейчас стоим в святых храмах и молимся Господу, право славя Его святое имя и Его святых угодников. Иными словами, в задачу первосвятителей Московских входило сделать так, чтобы люди, живущие в Российской державе, и в первую очередь в Москве, любили Бога и ближнего, чтобы они спасались, через Святую Церковь приобщались к блаженной вечности. В этом смысле их подвиг для каждого из нас – это, действительно, то, что не может не вызвать из наших сердец благодарности в их адрес.

Но когда мы говорим об их стараниях, подъятых для того, чтобы мы, живя здесь, любили друг друга и Бога, то очень большую ответственность возлагаем и на себя, и, к сожалению, часто оказывается, что этой любви мы не имеем.

Сегодняшнее Евангелие (см.: Лк. 6, 31–36) поясняет нам, что значит истинно и спасительно любить, что значит любить так, как заповедует нам это делать Сам Бог.

Вообще, каковы критерии этой любви? Сегодняшнее Евангелие (см.: Лк. 6, 31–36) поясняет нам, что значит истинно и спасительно любить, что значит любить так, как заповедует нам это делать Сам Бог. В очень простых словах Господь объясняет Своим ученикам и народу, а в их лице и всему человечеству, чем отличается истинная спасительная любовь от той любви, которую мы для себя называем любовью, но которая чаще всего является проявлением самого обычного эгоизма.

Обращаясь к людям, Господь говорит: «Какая вам благодарность, какая награда (славянское слово «благодать»), если вы любите тех, кто любит вас, ибо сие делают и грешники?» (см.: Лк. 6, 32). По Евангелию от Матфея, «сие творят и язычники», то есть люди, которые далеки от истинной веры, а значит и от спасения (см.: Мф. 5, 46–47). «Если вы творите добро тем, кто вам делает добро, то какая вам за это награда?» (см.: Лк. 6, 33). То есть за что вам даровать Царство Небесное, ведь то же самое делают и грешники? «Если, — говорит Господь, — вы даете взаим (т. е. в долг), ожидая получить обратно то, что дали, то какая вам за это награда, ведь сие и грешники творят?» (см.: Лк. 6, 34).

Эти слова свидетельствуют каждому из нас, что мы обычные люди, грешники, и абсолютно ни на шаг не приблизились ко спасению. Внимательно посмотрим на то, как мы живем, как мы любим, как творим добро, как мы даем в долг или вообще не даем, и окажется, что мы очень далеки от истинных спасительных идеалов, которые Господь очень четко обозначает: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас и будете сынами Отца Всевышнего, ибо Он дождит и на злых, и на добрых» (см.: Лк. 6, 35). И заканчивает Господь Свои слова таким выражением: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть» (см.: Лк. 6, 36). Хотя греческий термин, который используется в оригинале, звучит как «сострадателен», т. е.: «Будьте сострадательны, как и Отец ваш Небесный сострадателен есть».

Здесь для каждого из нас открывается смысл истинной любви, которая сопряжена с жертвенным служением Богу и ближнему, с сострадательностью, с жалостью по отношению к ближнему своему.

И вот здесь для каждого из нас открывается смысл истинной любви, которая сопряжена с жертвенным служением Богу и ближнему, с сострадательностью, с жалостью по отношению к ближнему своему.

А чем должна быть вызываема эта жалость? Конечно, можно думать и о том, что находящийся рядом с нами человек должен иметь жалкий вид, быть голодным, больным, он должен… — и многое можно продолжать, каким он должен быть, чтобы вызвать из наших сердец скупую слезу. Но Христос имеет в виду другое!

Если ты верующий человек и знаешь, в чем заключается спасение, если ты истинно любишь, то в тебе не может не вызвать жалости то, как часто человек работает греху, как он порабощен ему, как он насилуется им. Именно понимание того, как страдает от этого человек: один, второй, третий; как страдаю я, как страдает все человечество от собственной греховности, — у истинного христианина не может не вызвать жалости и ко всему человечеству, и к тому, кто находится рядом, и к себе самому.

Пожалуй, стяжание такого настроения и есть то самое важное, на что направлено наше делание — верующих, находящихся в Православии. Очень непросто сокрушить свое каменное, жестокое и злое сердце.

Если ты верующий человек, знаешь, в чем заключается спасение, если ты истинно любишь, то в тебе не может не вызвать жалости то, как часто человек работает греху, как он порабощен ему, как он насилуется им. 

Господь призывает каждого из нас попытаться исполнить те заповеди, которые Он дает. И, конечно, человек не в состоянии их выполнить: «Ну как я стану любить своего врага, который плюет мне в глаза, который поносит меня за каждым углом, который проклинает меня перед всеми?» Но именно осознание того, что я не могу этого сделать, что мое сердце зло, что оно каменно, нечувственно и рождает во мне мысль о моей духовной немощи, о том, что спасение для меня пока что закрыто. И как никогда становится понятной для каждого из нас и молитва Господня, ее центральные слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Святая Церковь всегда утверждала, что прощение нами грехов нашим ближним есть наша собственная нужда. Не стяжав этого доброделания в своем сердце, способности, по крайней мере, умом осознавать, что я должен простить, что я не могу находиться в состоянии вражды с каким бы то ни было человеком, — я имею своё сердце закрытым для того, чтобы в него вошел дар спасения. Почему? Потому что дар спасения есть также дар Божественного милосердия и сострадательности, ведь Господь спасает нас не потому, что мы праведники, а потому, что мы грешники.

Золотое правило спасения
сегодня четко обозначил Господь: как хотите, чтобы
с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними 
(Лк. 6, 31).

Господь призывает каждого из нас быть очень внимательным к тем словам, которые Он произносит в сегодняшнем Евангелии. Эти слова называются золотым правилом спасения. То есть можно сказать, что это эпицентр всего того, к чему должен направлять свой подвиг верующий человек. Если я «топчусь» на месте в состоянии духовного ничегонеделания, если меня абсолютно не беспокоят мои ближние, если я полностью замкнут на себя, захлебываюсь в своем эгоизме и, когда у меня просят помощи, я прохожу мимо, не обращая на человека внимания («Хоть умри он!» — иногда проскакивает у многих в голове, и многие говорят об этом на исповеди), то о каком христианстве можно говорить? О каком спасении можно помышлять?

Золотое правило спасения сегодня четко обозначил Господь. И самые главные слова, конечно, заключаются в очень простой заповеди: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Нам эти слова кажутся невыполнимой заповедью. Почему? Ответ простой – потому что никто из нас никогда не пытался ее исполнить. А попробуем! И, может быть, что-то сдвинется в наших умах, что-то дрогнет в наших сердцах, что-то востеплется в наших душах! То, что будет называться истинной спасительной любовью, вводящей человека в вечную блаженную жизнь.

Аминь. 

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще
в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Память свтт. Петра́,
Алекси́я, Ио́ны, Мака́рия, Фили́ппа, И́ова, Ермоге́на,
Ти́хона, Петра́, Филаре́та, Инноке́нтия и Мака́рия,
Московских и всея России чудотворцев, 18.10.2015

Дата последнего изменения: 26.10.2015