Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 15-ю по Пятидесятнице. 13.09.2015

Vozneseniye_Gospodne_21.05.2015 059

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее евангельское повествование (Мф. 22, 35–46) свидетельствует о важности того, как человек исповедует Иисуса Христа.

Событие, о котором мы сегодня с вами слышали, — это событие Великого Вторника, когда Христос вошел в Иерусалим уже как Спаситель мира, когда народ прославил Его как истинного Помазанника Божия, обетованного Царя, когда фарисеи, саддукеи и все те, кто ненавидел Господа, пытались всячески Его уловить. И вот один из книжников, или законников, подойдя к Господу, искушая Его, как говорит Священное Писание, задал Ему вопрос: «Какая есть большая заповедь в Законе?» (см.: Мф. 22, 35-36).

Что значит искушая? Он хотел уловить Христа в неспособности четко и внятно назвать такую заповедь, потому что в Ветхом Завете их так много и все они так важны, что ветхозаветное законодательство обещает: тот, кто нарушит хоть одну из них, будет проклят. И попробуй, скажи, какая заповедь не главная, если, нарушив даже самую маленькую, лишишь сам себя спасения!

Законник надеялся, что, поскольку Иисус из Назарета нигде не учился, Он не сможет ответить на поставленный вопрос и тем самым скомпрометирует Себя в глазах народа. Тогда руками того же народа его можно будет уничтожить как обманщика.

Законник надеялся, что, поскольку Иисус из Назарета нигде не учился, не знал богословия, не общался с раввинами, Он и не сможет ответить на поставленный вопрос. А не сумев, скомпрометирует Себя в глазах народа, потому что может ли быть такое, чтобы Мессия не знал ответа на столь важный вопрос? И как только Он себя скомпрометирует, тотчас враги смогут Его схватить и руками того же народа уничтожить как обманщика и льстеца.

Но Господь на этот вопрос очень спокойно отвечает. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью телесною твоею возлюби Его одного. Это есть большая заповедь, — говорит Христос. — А вторая заповедь, подобная ей, — возлюби ближнего своего, как самого себя. И на этих двух заповедях весь Закон и пророки содержатся» (см.: Мф. 22, 37–40).

Евангелие от Марка повествует нам, что этот законник настолько был тронут, покорен ответом Христа, что воскликнул: «Как хорошо Ты сказал, Учитель, что любовь к Богу больше всех всесожжений и жертв» (см.: Мк. 12, 32-33). И на это Христос ответил ему: «Если ты так считаешь, то и ты недалек от Царства Небесного». И больше после этого ответа Христа уже никто не смел вопрошать Его, так говорит Священное Писание (см.: Мк. 12, 34).

Затем Христос спросил народ: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» Ответил Ему народ, ответили Ему иудеи: «Давидов». Тогда Господь спрашивает их всех, и в первую очередь, конечно, фарисеев, которые кичились знанием Закона и знанием учения о Мессии: «Тогда как же Давид называет Его Господом своим, если в псалме произносит так: „Рече Господь Господеви моему: сиди одесную Меня“? Итак, если Он Господь ему, то как же Он ему сын?» (см.: Мф. 22, 42-45).

Давид был, как мы знаем, самым богатым и сильным, самым красивым царем Израиля. Фарисеям нужен был именно такой священный царь, который бы воплотил все эти вожделенные для них стороны жизни человека.

Конечно, эти слова Христа вели к очень важному утверждению, что Мессия есть, в первую очередь, Сын Божий. Важно, что за этими словами Спасителя стояло обличение неправильной веры фарисеев, которую они имели относительно Мессии. Для них он был сын Давидов. Давид был, как мы знаем, самым богатым и сильным, самым красивым царем Израиля. Фарисеям нужен был именно такой священный царь, который бы воплотил все эти вожделенные для них стороны жизни человека.

Обличение Господне фарисеев имеет очень важный для каждого из нас посыл. Сначала, ответив на вопрос о больших заповедях, Христос неслучайно спросил: «Что вы думаете о Христе?» — т. е., как, каким вы Его исповедуете. Таким образом Он поставил возможность правильно, истинно любить и Бога, и человека в непосредственную взаимосвязь с тем, как ты исповедуешь Иисуса Христа: Сыном Божиим или нет.

Для нас это имеет колоссальное значение, поскольку все мы знаем, что без любви к Богу и без любви к ближнему не спастись. Но какая она, эта любовь? Какую любовь имеем мы? Часто бывает, что она очень отличается от той, которую заповедует нам иметь Божественное Откровение. Оно утверждает, что не имеющий правильного понятия о Христе не может правильно любить ни Бога, ни ближнего.

Мы знаем фразу: «Иисус Христос есть Сын Божий», а что за этим стоит, нас, к сожалению, очень мало интересует, мы не знаем и не хотим знать, что заключается в этих важных словах. Мы не интересуемся учением Церкви, мы не изучаем Священного Писания. Мы часто считаем, что знаем Закон Божий, но ведь это очень поверхностное знание!

Святые отцы свидетельствуют о том, что человек, поверхностно знающий Закон Божий, находится в самом опасном состоянии по отношению к своему спасению. 

У святых отцов мы встречаем важное свидетельство о том, что человек, поверхностно знающий Закон Божий, находится в самом опасном состоянии по отношению к своему спасению. А один современный богослов говорит так: малое знание бывает коварнее полного невежества, потому что рождает ложную уверенность в своих догадках.

Человеку, полиставшему Евангелие, кажется, что он все сразу узнал и сходу все понял. И дальше этого человек не идет. Но почему тогда святые отцы называют христианство и Православие наукой из наук? Почему для нас очевидно, что для получения мирской профессии необходимо закончить и среднюю школу, и колледж, и высшее учебное заведение; днями и ночами корпеть, учиться, трудиться, недопонимая, пытаться исследовать и доискиваться до истины; в конце концов, получить диплом? Это простая наука. А почему все это не должно относиться к науке из наук? Скорее всего, ответ на этот вопрос лежит в очень неожиданной для нас плоскости.

Нам абсолютно не хочется любить ни Бога, ни ближних своих. Нам очень хочется — только это мы умеем и только на это и способны — любить себя. Когда-то фарисеи свое учение о Мессии формировали, лепили по своему образу и подобию, сделав и учение о спасении таким, каким оно их устраивало, а все неудобное, пусть и предельно важное, отвергнув. Точно так же поступаем и мы, не желая доискиваться до истины.

А между тем Господь в Евангелии говорит всем слушающим Его очень важные слова: «Если пребудете в слове Моем, то уразумеете истину, и истина сделает вас свободными» (см.: Ин. 8, 31-32). В каком смысле она сделает нас свободными? Свободный человек, то есть человек, который принадлежит сам себе, — это тот, кто свободно любит, и любит правильно и истинно. Это тот, кто не является рабом греха. Слова Христовы свидетельствуют, что грех мы совершаем исключительно по причине ложных понятий о себе и о своем спасении.

Хочется пожелать всем нам неленостно приникать к Учению Церкви, вчитываться в него, доискиваясь истины. Тогда мы увидим, сколь многое оно может нам показать относительно того, насколько мы заблуждаемся, чрезмерно любя себя, и поможет выйти из замкнутого круга своего эгоизма.

Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 13.09.2015

Слушать проповедь

21.09.2015. Протоиерей Георгий Климов. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Скачать 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Дата последнего изменения: 16.10.2015