Проповедь прот. Георгия Климова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше. 23.08.2015

12.07.2015 097Всех вас с воскресным днём, дорогие братья и сестры! В сегодняшнюю неделю мы с вами слышали повествование Евангелия от Матфея о том, как однажды к нашему Господу подошёл некий богатый юноша, как говорит Священное Писание, и задал ему вопрос, что ему сделать, чтобы наследовать вечную жизнь (Мф. 19, 16-26).

Христос ответил предельно просто, понятно и внятно, что необходимо исполнить заповеди. Ведь, если Бог, слово Которого есть слово истины, что-то говорит, то это слова по существу. И если человек эти слова, то, к чему Он призывает, исполняет, то он, действительно, получает обещанное, т. е. спасение.

Господь говорит ему: «То, что написано в Законе, то и исполняй: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй и люби ближнего своего» (см.: Мф. 19, 18-19). На это человек как бы возражает Христу и говорит: «Это всё я исполнил от юности моей! Что мне ещё не достаёт?» И тогда на это Господь говорит ему такие слова: «Если хочешь быть совершенным, то пойди, продай своё имение и иди вслед за Мной» (см.: Мф. 19, 20-21). И после этих слов, говорит нам Священное Писание, юноша с огорчением отходит от Христа. И тогда уже апостолы обращаются к Господу с недоуменным вопросом: если не может спастись он, богач, то тогда кто может спастись? И на это Христос отвечает, что богатому очень сложно войти в Царство Небесное. Гораздо удобнее пройти сквозь игольные уши верблюду. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу (см.: Мф. 19, 22-26).

Никогда нельзя забывать, что спасение не может быть добыто человеком самостоятельно. Это исключительно дар Божий.

Пожалуй, последние слова, сказанные Господом, являются самыми важными. Никогда, ни на мгновение нельзя забывать, что спасение, которое каждый из нас старается получить и заработать, как мы говорим, сподобиться, не может быть добыто человеком самостоятельно. Это исключительно дар Божий. Человеку невозможно спастись, что бы нам подчас ни казалось и ни хотелось.

Но то, что сегодня нам раскрывает евангельский отрывок, в определённом смысле подсказывает ошибку, в которую постоянно впадает человек. Неслучайно Священное Писание противопоставляет такие два понятия, как Бог и богатство. Хотя, конечно, богатство образуется от слова Бог, корнем этого слова является -бог-. Но эти слова противопоставлены. И если человек не имеет Бога и не служит истинному Богу, то можно с уверенностью сказать, что он служит какому-то богатству. Какое это богатство, это уже вопрос другой. Это может быть, действительно, материальное богатство, о котором повествует, по всей вероятности, сегодняшнее Евангелие. Это может быть богатство душевное, которым часто бывает богат человек как некими талантами: определённые способности или возможности, или положение – и так далее.

Не до конца вникнув в учение о спасении, человек под напором своих собственных склонностей, обстоятельств, страстей, грехов формирует определённое — под себя! — учение о спасении. Тем самым он создаёт для себя богатство, начинает на него уповать и думать, что спасается. На языке святых отцов это называется прелесть.

Но, наверное, самым страшным является ложное духовное богатство, которое создаёт для себя человек. И в нашей жизни очень часто случается так, что, не до конца вникнув в учение о спасении, какое оно (а раскрывается оно нам в Священном Писании, и в первую очередь в Четвероевангелии), человек, имеющий определённое мироощущение и мировосприятие, под напором своих собственных склонностей, обстоятельств, страстей, грехов, как ему кажется, объективно, а на самом деле, очень субъективно, формирует для себя определённое (под себя!) учение о спасении, которое, как ему кажется, именно то, что его бы устроило там, в пакибытии; да и здесь, в этой жизни, можно было бы спокойно, в сознании того, что я осуществляю это, придуманное мной спасение, жить. Как только человек это для себя вырабатывает, он создаёт для себя богатство и начинает на него уповать и думать, что он спасается.

Пожалуй, это и есть самое страшное, что может быть в жизни верующего человека. На языке святых отцов это называется прелесть. Человеку кажется, что он спасается, а на самом деле, он всё больше и дальше отходит от Господа. И поэтому, если мы говорим о таких вещах, то, естественно, встаёт вопрос так же, как у апостолов: как же тогда быть?

Но ответ здесь достаточно прост: более внимательно вникать в учение о спасении, которое предлагает нам Святая Церковь. Какое учение она нам предлагает? Мы тоже можем ведь поставить и этот вопрос и ответить на него очень многообразно, по-разному. Но есть определённые места в Священном Писании, в Евангелии, которые иногда очень смущают нас. На слух они нам, можно сказать, являются практически непонятными, но, с другой стороны, ясно, что они сказаны непосредственно для того, чтобы мы имели правильное мироощущение в деле своего спасения.

thumb_038-bu

О богатом юноше

Как пример можно привести, кажется, из 17-й главы Евангелия от Луки притчу, которую приводит Христос. А притча примерно такая: «Кто из вас, имеющий раба пашущего или пасущего, когда тот придет с поля, скажет ему: садись за стол и ешь. Не скажет ли он ему: препоясавшись, приготовь мне ужин и служи мне, пока я буду есть и пить, а после этого поешь и ты. И скажет ли, — спрашивает Господь, — господин тому рабу после всего того, что он сделает, что он хорошо поступил, похвалит ли его? Не думаю. — Точно так же и вы всё, что ни сделаете из повеленного вам, говорите всегда: «Мы рабы неключимые, и всё, что должны были сотворить, сотворили»» (см.: Лк. 17,  7-10).

О чём же эти слова? Эти слова как раз о том, что мы очень часто начинаем уповать, по крайней мере, на осознание того, что мы что-то делаем. Приходит человек на исповедь или подходит ко Святому Причастию и уже, можно сказать, горд собой. Где-то в глубинах его души — видно — лелеется, теплется мысль, счастье о том, что он пришёл к участию в этом Таинстве. Но мысль-то ложная. Он горд сознанием того, что осчастливил Бога в силу того, что пришёл поисповедоваться или причаститься, или вообще в храм пришёл.

А Господь говорит: «Всё, что ни сделаете, говорите: «Мы рабы неключимые» (см.: Лк. 17, 10). А что значит, неключимые? Ни к чему не способные и ничего не умеющие. Да ещё и всё, что сделали, должны были сделать, именно должны.  

И вот когда богатый юноша подходит ко Христу, и всё это вдруг открывается перед ним, то оказывается, что юноша совсем другое хотел услышать от Него! Он хотел, по всей вероятности, услышать от Христа слова о том, что он уже, наверное, одной ногой в Царствии Божием! Он такой молодец и такой хороший, что от своего богатства, может быть, кормит бедных, может быть, принимает и призирает несчастных, больных; что он уже достоин того, чтобы спастись и быть спасённым. А оказывается, совсем нет!

Будем внимательны к себе и к своей жизни. Тогда мы поймём, с одной стороны, как велико и блаженно спасение, а с другой стороны, как оно легко может быть приобретено. Мы смиряемся — и получаем от Бога этот великий дар.

Почему апостолы начинают недоумевать? Ведь можно сказать, в плоть и кровь нашу входит ложное ощущение того, что, если человек счастлив на земле, если нет у него никаких проблем, то это значит, что, скорее всего, он благословлён для этой жизни Богом. А тот, кто бедствует, тот, кто несчастен, тот, кто претерпевает самые различные превратности здесь, он Богом не благословлён, а проклят, получается так. И человек начинает этой меркой мерить, как ему жить и как поступать. Но на самом-то деле часто оказывается ведь совсем по-другому. И то богатство, которое создаёт, собирает для себя человек (скажем опять же — не богатство материальное, и в первую очередь, наверное, не материальное, а какое-то другое), уводит человека от Бога и от спасения.

Когда одного подвижника благочестия спросили о том, что такое Православие и для чего оно дано человеку, то он сказал такие слова: многие хвалятся Православием, а оно не для того, чтобы им хвалиться, а для того, чтобы стыдиться себя в нём.

И вот, пожалуй, это как раз тот самый ответ на наши вопросы, которые мы постоянно задаём Христу. Ведь так устроен человек, если он нормальный и здравомыслящий, что он не может не задавать этот вопрос постоянно Богу: Что мне сделать, чтобы живот вечный наследовать? (Лк. 10, 25; также: Мф. 19, 16). И Господь постоянно отвечает. Но мы постоянно не слышим этот ответ на вопрос!

Господь говорит: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27; см. также: Мф. 19, 26). Господь говорит: Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). И в этом смысле становится понятным, что такое духовная нищета. Это осознание того, что я абсолютно ничего не могу сделать сам для своего спасения. Всё то, что я могу сделать – это отрешиться от своей собственной самости, положиться на волю Божию, уповая на то, что Он будет мне постоянно помогать и призирать на меня в силу моего смирения; будет меня спасать. Если этого чувства нет, если есть другое чувство того, что я, что-то делая, зарабатываю себе спасение, то, можно сказать, это как раз упование на то богатство, из-за которого мы никогда не сможем спастись.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательны к себе и к своей жизни, ко всему тому, что нас окружает в ней. Но окружает часто не вовне, а именно в глубинах наших сердец и наших умов. Будем смотреть, нет ли у нас такого особого пристрастия и упования на что-то, что не является Богом и не является учением о спасении. Если будет так, то тогда, наверное, во всей полноте и широте перед нами откроются слова Христа, что значит: Невозможное человекам возможно Богу. Тогда мы поймём, с одной стороны, как велико и блаженно спасение, а с другой стороны, как оно легко может быть приобретено. Мы смиряемся — и получаем от Бога этот великий дар.

Аминь.

Проповедь произнесена
в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
в Марьиной роще 
в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, 23.08.2015


Слушать проповедь

23.08.2015. Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
О богатом юноше
. Скачать 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Дата последнего изменения: 26.10.2015