Молебен перед началом учебного года в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще

Moleben_30.08.2015 131В минувшее воскресенье, 30 августа 2015 года, в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще после Божественной Литургии был отслужен молебен о научении отроков.  В этот день  за богослужением, которое возглавил настоятель, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы протоиерей Георгий Климов, молилось множество родителей с детьми, многие причастились Святых Христовых Таин.

Совершение молебна прот. Георгий Климов предварил обращением к родителям, в котором поднял вопрос о том, зачем мы хотим дать детям образование, что есть истинное знание и образование и что должны понимать родители, которые привели детей в храм за Божиим благословением.

Слово протоиерея Георгия Климова, произнесенное
в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще в Неделю 13-ю по Пятидесятнице на молебне
перед началом нового учебного года. 30.08.2015

 

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний день многие из нас пришли в храм, для того чтобы помолиться о наших отроках, о тех, кто совсем скоро, через день, пойдёт в школу, поскольку начинается новый учебный год. Мы пришли ко Господу, чтобы испросить Его благословение на новые труды. На новые труды, которые предстоят нашим детям, а вместе с ними предстоят и нам.

Но когда мы обращаемся к Господу, испрашивая Его благословения на эти труды, то, конечно, желательно, чтобы все мы представляли, для чего мы хотим, чтобы эти труды понесли наши дети, а вместе с ними и мы. Зачем человек так жаждет дать своему ребёнку образование — и хорошее образование? И вообще, что значит хорошее образование в современном смысле слова? Конечно, для любого взрослого есть определённые понятия о том, зачем человеку нужно хорошее образование. Минуя слова о том, что можно много зарабатывать или красиво и хорошо жить, всё, по сути дела, мы можем свести к одному утверждению: для того чтобы человек был счастлив.

Moleben_30.08.2015 121

И вот как раз, когда мы подходим к этому понятию счастья, мы должны определиться с терминами. Поскольку счастье в глазах Божиих, как мы знаем, может быть одним, а человек о нём может рассуждать как о чём-то другом. О таком счастье может помышлять человек, которое в глазах Господа будет преступлением, будет грехом, будет, по слову Евангелия от Луки, «мерзостью перед Господом» (см.: Лк. 16, 15).

Поэтому, когда мы приводим своих детей ко Господу и испрашиваем Его благословения, то, конечно, мы здесь уже, можно сказать, обещаем Господу, что мы хотим, чтобы дети были счастливы по-Божьему, по Его благословению и по Его воле.

О таком счастье может помышлять человек, которое в глазах Господа будет преступлением. Поэтому, когда мы приводим своих детей ко Господу и испрашиваем Его благословения, мы, можно сказать, обещаем Ему, что хотим, чтобы дети были счастливы по-Божьему.

Но что нужно человеку для того, чтобы быть таковым счастливцем?

Апостол Павел на заре Христианства сказал, что знание надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8, 1), или созидает. А это значит, что человек, приобретающий знания не должен ли их приобретать для того, чтобы через них оказывать любовь к своим ближним, чтобы через них восходить к любви Божией, любить всё больше Господа и ближних. И ответ на вопрос тогда очевиден: что счастье для человека, настоящего человека, заключается именно в способности и в возможности, в реализации этой любви в своей жизни.

Если мы говорим об образовании, то, конечно, мы утверждаем, что хотим, чтобы человек стал носителем истинного образа Божия. Где этот образ раскрывается для каждого из нас? Конечно, в Евангелии.

Те заповеди, которые даёт нам Христос, которые многие из нас часто воспринимают как нечто стороннее, внешнее, насильно навязанное для чего-то, на самом деле есть не что иное, как заповеди, которые способны сделать человека счастливым, сделать человека блаженным.

Moleben_30.08.2015 040Но, с другой стороны, если Христос говорит, что невозможное человекам возможно Богу к. 18, 27), мы понимаем, что без Божьего благословения невозможно принять эти знания маленькому человеку, вместить их в себя, воспринять их правильно, правильно раскрыть и потом ещё претворить в жизнь. Конечно, нельзя. Но, если мы говорим о том, как тогда сделать так, чтобы Господь вразумил нас действительно, то мы должны сказать, что это можно сделать только через освящение Даров благодати Духа Святого, через участие в богослужебной церковной жизни, через участие в церковных таинствах нас и наших детей. Если этого нет, то тогда тщетно, наверное, пытаться молить Господа о том, чтобы Он смог что-то провести не только в умы, но и в сердца наших детей. Потому что Божественная энергия, благодать подаётся нам через церковные таинства.  

И здесь мы должны заметить, что многих детей, которых сейчас привели в храм, мы видим один-два раза в год, не более того. А вместе с ними видим так же редко и их родителей. Поэтому призыв ко всем тем, кто хочет, чтобы Господь благословлял детей, чтобы Он входил в их души и в их сердца – иметь участие в жизни церковной, участие в церковных таинствах.

Современный мир, конечно, очень сейчас не любит говорить о таком понятии, как Закон Божий. Он воспринимает Закон Божий как нечто, внешне, извне навязанное кем-то.

Но ведь Закон Божий – это тот закон, который вложил Господь во Вселенную, когда её сотворил, вложил в естество каждого из нас. Это закон, по которому должен жить нормальный человек.

Но почему так немногие стремятся к изучению Закона Божия? Не к перелистыванию книги, которая называется «Закон Божий», а именно к изучению его, к осознанию, к пониманию того, что это такое.

Закон Божий – это тот закон, который вложил Господь во Вселенную, когда её сотворил, вложил в естество каждого из нас. Это закон, по которому должен жить нормальный человек.

С другой стороны, нельзя не признать, что современное образование поворачивает человека на себя. Оно, действительно, очень часто вытравливает в человеке потребности духа, потребности совести, нравственности и морали.

С одной стороны, так, с другой стороны, оно даёт настолько большой объём знаний маленькому человеку, пытается буквально их втиснуть, утрамбовать в нём, что этот маленький обладатель знаний часто оказывается не в состоянии не то что переварить, усвоить, а даже просто услышать, [что ему говорится]. И здесь тоже требуется величайшая премудрость и осторожность для взрослых, чтобы быть внимательными к тому, что вкладывается в умы и в сердца наших детей.

В сегодняшний день мы пришли в храм за благословением Господним. Помолимся Господу о том, чтобы Он, действительно, сделал наших детей достойными образами Его величия и Его славы, Его вечности, блаженства и счастья. Аминь.

Молебен перед началом учебного года в храме иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" в Марьиной роще. 30.08.2015

Дата последнего изменения: 26.10.2015