Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. О гадаринских бесноватых

12.07.2015 097Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали с вами за Божественной Литургией отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий нам о совершении одного из чудес нашим Господом Иисусом Христом: исцеления гадаринских бесноватых (Мф. 8, 28 – 9, 1). В течение года трижды прочитывается этот отрывок из разных Евангелий в напоминание человеку о том, что он не один находится в этом мире.

Часто душе человеческой кажется, душе, вставшей на путь праведности, на путь спасения, что есть только она, есть Господь и святые угодники Божии, — и больше нет никого, и остается только совершать праведное, тихое и безмолвное житие и идти, пусть неспешно, но все же в направлении Царства Небесного. Но сегодняшний отрывок напоминает нам совсем о другом: о том, что есть враг рода человеческого, тот, которого Сам Христос назвал человекоубийцей искони (Ин. 8, 44), у которого нет никаких других желаний по отношению к человеку, кроме как лишить его спасения, ввести человека в погибель. И, более того, в Священном Писании мы неоднократно находим свидетельства того, что цель пришествия в мир Христа заключалась в том, чтобы «разрушить державу и дела дьявола» (1Ин. 3, 8; Евр. 2, 14), чтобы дать человеку возможность освободиться от этих уз и пут.

«Только смиренномудрые могут избежать всех сих сетей». Но в том ведь и заключается проблема рода человеческого, что он поражен страшным недугом гордости. 

Однажды преподобный Антоний Великий увидел в видении во время молитвы перед Господом все те сети, которые расставил диавол, для того чтобы человечество ввести в погибель, — и возопил Господу: «Кто же может спастись?!» И на это пришел к нему ответ: «Только смиренномудрые могут избежать всех сих сетей». Но в том ведь и заключается проблема рода человеческого, что он поражен страшным недугом гордости. Нет абсолютно на земле ни одного человека, который бы не страдал этим недугом. В той или иной мере он, действительно, проявляется в каждом из нас. Если мы посмотрим со стороны на одного человека, то скажем, что он, наверное, очень смиренный. А на другого, на буйного, скажем, что он очень гордый. И в сравнении одного с другим мы скажем, что один практически праведник в глазах наших — перед тем, который является неистовым и буйным человеком.

Но в глазах Божиих, перед судом Божиим все мы жуткие гордецы. И это значит, что именно на этой гордости паразитирует диавол. Своих приспешников и своих слуг он приставляет для того, чтобы они нас через эту гордость опутывали по рукам и по ногам. Как пепел летит на плесень, точно также и бесы летят на проявления в нашей жизни нашей гордости. И часто мы, не понимая совершенно того, что происходит с нами, оказываемся во власти диавола, во власти демонов, и начинаем творить волю не Господа, а волю именно их. Волю страшную, волю, которая порабощает нас, которая заставляет часто трепетать и болезновать всех окружающих нас людей.

Когда Господь подошел к гадаринским бесноватым, то они, возопив, сказали: «Зачем Ты пришел мучить нас прежде времени?» Потом они попросили Его, чтобы Он послал их в стадо свиное. И Господь сказал им: «Идите» (см.: Мф. 8, 29-32). Первый вопрос, который может возникнуть у человека, читающего этот отрывок: неужели бесы могут убедить Бога, могут убедить Иисуса Христа поступить так, как они просят? На это в свое время прекрасно ответил святитель Иоанн Златоуст. Он сказал, что не потому, что они убедили Христа поступить так, Он дал им возможность войти в бесов, — нет! — а для того чтобы свидетельствовать о многих других высших целях.

123321

Отправив бесов в стадо свиное (а паслось их на берегах Гадаринского озера около двух тысяч, по свидетельству Евангелия от Марка (Мк. 5, 13) Господь показывает роду человеческому, во-первых, какое количество падших духов может паразитировать на одной или на двух душах человеческих. Во-вторых, этим Господь свидетельствует, что, если бы даже в состоянии беснования эти люди не были хранимы десницей Божией, промыслом Божиим, то они тогда бы давно уже погибли, — а они оставались живыми и не убивались, и не разбивались о камни, как свидетельствует Евангелие от Луки (см.: Лк. 8, 27-33). И, в-третьих, и, пожалуй, может быть это самое важное для нас с вами, этим Господь свидетельствует о том, что без попущения, без позволения Божия, бес не может войти даже в нечистое животное, как бы ему ни хотелось.

Почему это важно для верующего человека? Действительно, с одной стороны, одним верующим очень часто кажется, что нет их, бесов, они исчезли, они побеждены Господом, — и это уловка дьявольская. А с другой стороны, есть группа верующих, которая везде, во всем и всегда видит бесов. Они постоянно страдают от мысли о том, что бес может поработить человека, может сделать с ним все, что захочет, и испытывают от этого даже определенные страхования, потому что лукавый вкладывает в ум человеческий эти страшные помыслы.

Так вот, сегодняшним Евангелием Господь свидетельствует нам о том, что падший дух при всех своих возможностях и желаниях, если не будет на то попущения Божия, не может войти даже в нечистое животное, не говоря уже о том, чтобы войти в человека.

В свое время преподобный Серафим Саровский говорил о том, что бес очень силен, что, если захочет лукавый, он мог бы коготком перевернуть вселенную. Но этого не происходит, потому что Господь не попускает. Это очень важно для нас, потому что человек очень часто, забываясь, отстраняясь как бы от мысли о том, что ближе, чем Господь, к нему нет никого, попадает под влияние страшных мыслей о возможной одержимости, которая может внезапно напасть на него. Те случаи, о которых сейчас я говорю, — это не случаи обычных мирян, обычных мещан. Нет, конечно. Это те люди, которые ведут внимательную духовную жизнь, которые пытаются очиститься от греха, часто, регулярно исповедуются, пытаются бороться с собой и побеждать свое естество уже на уровне помысла, — вот они часто страдают именно от таких жутких мыслей.

Сегодняшнее Евангелие свидетельствует нам о том, что без попущения Божия не может произойти ничего.

Сегодняшнее Евангелие свидетельствует нам о том, что без попущения Божия не может произойти ничего.

В Евангелиях от Марка и от Луки, которые как бы продолжают сегодняшнее повествование Евангелия от Матфея, мы находим с вами повествование о том, что исцеленный бесноватый сидел при ногах Иисуса уже одетый, уже в здравом уме (Мк. 5, 15Лк. 8, 35). И когда он узнал, что Господь собирается уходить, покидать пределы Галилейские, он просил Его, чтобы Тот взял его с Собой (см.: Мк. 5, 18). И толкователи говорят нам, что это было связано не только с преданностью этого человека Господу, но еще и с боязнью этого человека, как бы не случилось так, что, когда Господь отойдет, бес вновь войдёт в него и поработит себе.

Но Господь оставляет этого человека. Он оставляет его и говорит: «Иди в селение свое и скажи людям, что Господь, что Бог сотворил с тобою» (см.: Мк. 5, 19), — тем самым приучая человека к мысли, что и в отсутствие Божие, если тот будет находиться в вере и молитве, всегда будет покрываем Божественною благодатью.

И вот встает вопрос: а что нужно человеку делать, чтобы этой Божественною благодатью быть покрываемым? Конечно, ответ на этот вопрос очень простой. Человек призывается исполнять заповеди Божии. Он должен делать то, что просит его делать Господь, а не то, что просит его делать диавол, не то, что просит его делать мир, не то, что просит его делать плоть.

За что, по объяснению святых отцов и духовников, часто Господь наказывает человека этим страшным духовным недугом беснования, когда бес вселяется в душу? Они говорят нам о том, что человек наказывается за нераскаянный смертный грех. То есть когда человек подходит к тому, чтобы совершить или не совершить этот грех, при полном осознании того, что этот грех смертный, осознанно находясь в истинной вере, если он совершает этот грех и отказывается принести в нем покаяние, то Господь ради вразумления может ниспослать человеку этот страшный духовный недуг. Конечно, речь не о том, что мы с вами порабощены беснованием или что мы можем быть этому недугу порабощены (хотя кто знает, как сложится жизнь). Но на более мелком, по нашему мнению, уровне, нет людей, которые абсолютно не были бы подвластны бесовскому влиянию.

1329Если мы посмотрим на сегодняшнее Евангелие, то оказывается, что в еще более страшном состоянии оказались жители Гадаринской страны. Ведь, если бесноватый не убежал от Христа, когда Он пришел в пределы Галилейские, и, более того, по исцелении сел при ногах Господа и просил, чтобы Тот взял его с собой, то жители Гадаринской страны, придя по зову тех пастухов, которые пасли стадо свиное, просили Христа, чтобы он оставил пределы их, чтобы Он ушел из Гадаринской страны, чтобы Он исчез из их жизни (см.: Мф. 8, 34).

Если бы посмотрели мы на этих жителей, то, может быть, ничего бы особого не нашли: обычные, нормальные, адекватные люди: они работают, трудятся, они отдыхают, они знают веру в Единого истинного Бога. Но когда речь зашла о том, что Тот, Кто пришел, может лишить их всех тех стяжаний, которые они приобрели (а приобрели, возможно, через неправедный труд, поскольку разводили свиней, нечистых животных), то они тут же встали на защиту своего имения. И им было абсолютно все равно, Кто пришел: пророк, святой или даже сам Бог, пришедший во плоти.

Если внимательно посмотрим на себя, то не случается ли часто и в нашей жизни так? Когда приходит Господь, а мы совершаем свое «тихое и безмолвное житие» (в кавычках), то не хочется ли нам сделать так, чтобы Господь исчез из нашей жизни, чтобы Он не мешал нам осуществлять не Его, а нашу правду? Речь идет, конечно, не о каких-то высоких материях. Речь идет о самом что ни на есть бытовом, что есть в нашей жизни, — общении с нашими ближними.

Подходит к нам человек, который ненавистен нам, или который не нравится нам, или который просто мешает нам осуществить то, что нам хочется. Как мы поступаем? Разве мы вспоминаем Христа? Вспоминаем Его заповеди? Вспоминаем то, что сказал в сегодняшнем Апостольском чтении апостол Павел, что конец всякого закона и всякой праведности — Христос (см.: Рим. 10, 4)? Наша праведность, — как она осуществляется? Я обычно говорю: сейчас я выскажу этому человеку все, что думаю, уничижу его по полной (при полном понимании, что это не заповедь Христова), а потом покаюсь. Какое же это исполнение заповедей? Это хула на заповеди, это кощунство против исполнения воли Божией. И вот, поработившись именно в этом смысле бесовскому влиянию, мы очень сильно страдаем от того, что совершенно не чувствуем Христа, как жители Гадаринской страны.

Иудино лобзание есть не что иное, как потворство тем похотям мирским и тем бесовским влияниям, которые окружают и опутывают нас.

И что помогло этим людям, исправились они или нет, ведь Евангелие не говорит об этом? И что тогда можно сказать: пришел Христос к ним, они были самовидцами Его Самого, — и не спаслись! Что может быть безумнее в этом мире? Для каждого из нас, братья и сестры, приходящих в храм, ежедневно открыты Царские Врата и возможность приобщения Святым Христовым Тайнам. Но только с оговоркой: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Вот это Иудино лобзание есть не что иное, как потворство тем похотям мирским и тем бесовским влияниям, которые окружают и опутывают нас.

В постные дни, когда мы совершаем поприще поста (ещё совершаем), есть у нас возможность по-особому задуматься о нашем отношении к исполнению заповедей Христовых, о нашем истинном покаянии, о нашей жизни в мелочах. Нет ли в ней отвержения Христа? Не говорим ли мы Ему постоянно своей жизнью: не мешай нам жить? А если уж пускаем Его в свою жизнь, то только на время, для того, чтобы только засвидетельствовать перед Ним, что мы не против. А не против чего? Да, верить в Него, да, наследовать Царство Небесное, — но не исполнять Его заповедей.

Будем более внимательными к себе, будем более внимательными к Слову Божию, к такому, какое мы слышали сегодня. И тогда все исправится в нашей жизни, и тогда те путы, те сети, которые видел преподобный Антоний Великий, обязательно минуют нас, потому что через исполнение заповедей Божиих мы приобретем великий дар смиренномудрия.

Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще
в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, 05.07.2015

Дата последнего изменения: 26.10.2015