Проповедь прот. Георгия Климова в праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2015

Vozneseniye_Gospodne_21.05.2015 055Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Когда мы притекаем к образу Казанской Божией Матери, когда мы молимся даже о том, чтобы и страну нашу, и Церковь нашу незыблемо сохранила Пречистая, то, конечно, это всегда и молитва «о себе самех». Это молитва о том, чтобы Пресвятая Богородица вошла в нашу жизнь, действительно, как Владычица. Чтобы была и Владычицей, и Матерью нашей, Покровительницей во всех наших нуждах и во всех наших скорбях.

Современный православный человек очень часто воспринимает православные праздники, приходя в храм, как некоего рода особое праздничное возбуждение духа. И, находясь в храме и слыша по-особому, торжественно поющиеся песнопения, приходит в это духовное, как ему кажется, возбуждение. Но то ли это, что мы должны искать?

Если мы обратимся к тому, как молились наши великие русские православные люди, а от их лица, можно сказать, наши великие преподобные отцы, преподобный Сергий Радонежский, святой великомученник Прокопий, память которого мы сегодня совершаем, преподобный Серафим Саровский, то, наверное, увидим, что они очень утаенно от прочих взоров прославляли Пречистую Богородицу. Те иконы, которые находились у них в кельях, мало кому показывались. И Пречистая, действительно, входила в их жизнь, как великая Покровительница и Матерь.

KazanskayaТак ли это у нас? Обращаемся ли мы к Ней во всех нуждах и скорбех, как поем в сегодняшнем тропаре перед образом Казанской иконы Божией Матери, со слезами? Имеем ли надежду невозвратную на то, что Пречистая всегда поможет нам, не сомневаемся ли мы, не допускаем ли мысли, что Она может нас оставить? Не забываем ли о том, что Она очень близко всегда к нам Своим расположением и готова помочь?

Когда верующий человек обращается к Пресвятой Богородице, он говорит очень простые слова: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Но ведь эти слова принято говорить, обращаясь только к нашему Господу. А значит, произнося эти слова, этим человек исповедует то, что Божия Матерь имеет величайшее ходатайство перед Сыном Своим, Господом нашим Иисусом Христом.

Если к святому мы говорим: «Моли Бога о нас!», то к Ней обращаемся: «Спаси нас!» Это значит, что обращение наше к Пречистой, всегда бывает услышанным. Но всегда ли оно исполняется? Всегда ли дает просимое нами Божия Матерь или не всегда?

И здесь мы должны (многие из нас), признать, что нет, не всегда, конечно. Просим и не получаем. Почему? Может быть, просим не на добро, а на зло, а может быть, и воспринимаем то, о чем просим, как какое-то великое благо, а на самом деле оно является не таковым?

В Евангелии мы слышим слова нашего Господа: «Какой отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» и «Какой отец, когда попросит у него яйцо, подаст ему скорпиона?» (см.: Лк. 11, 11-12). Конечно, если мы просим, действительно, хлеб насущный (Мф. 6, 11), необходимый для нашей жизни, для того чтобы мы могли осуществлять тихое безмолвное житие, то всегда Пречистая поможет и подаст нам то, что мы просим. Но ведь часто мы по своему неведению, а лучше сказать, по своему заблуждению, обращаясь к Ней или к Господу, просим не хлеб, а камень, просим не яйцо, а скорпиона, просим не рыбу, а змею (Лк. 11, 11)! И Она лучше нас знает, следует ли нам подать то, что мы просим. Если мы остаемся без ответа, то должны принять это со смирением, с благоразумием, со смиренномудрием, лучше сказать, понимая, что это будет нам на большую духовную пользу.

Но еще в сегодняшний день и Евангелие заставляет нас задуматься о том, как мы должны совершать свое тихое безмолвное житие пред ликом Божией Матери, перед Ее взором и под Ее покровом (см.: Лк. 10, 38-42). Когда Марфа обращается ко Господу, чтобы Тот попросил ее сестру Марию помочь ей, потому что она очень о многом старалась, а Мария, как мы знаем, «сидела у ног Иисусовых» (см.: Лк. 10, 39) и не помогала Марфе заботиться об угощении Господа и тех, кто с Ним был, то Господь ответил ей так: «Марфа, ты печешися и молвиши о многом, но Мария благую часть избра» (Лк. 10, 41-42).

«Печешися и молвиши о многом». Возможно, именно эти два слова, соединенные вместе, обозначают главную проблему нашей жизни: мы об очень многом печемся, а еще о большем говорим.

Слова по отношению к Марфе: «печешися и молвиши о многом» (Лк. 10, 41). Возможно, именно эти два слова, соединенные вместе, обозначают главную проблему нашей жизни: мы об очень многом печемся, а еще о большем говорим. Говорим, но не делаем. И вот что самое страшное: мы любим без умолку, часто и всем рассказывать, о том какое православие мы в своей жизни совершаем. А может быть, даже не рассказывать, а показывать своим внешним видом или своими делами, поступками, или своими взглядами. Мы печемся об очень многом.

Но Мария принимает благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 42). Мы видим, что даже в глазах сестры, которая прекрасно ее знает, она вызывает осуждение. Марфа недовольна ее поведением, поскольку Мария пренебрегла, как ей кажется, тем самым важным, чем нельзя пренебречь: Сам Господь, Владыка твари пришел к ним в дом, а она села при ногах Его и не шелохнется. Но Господь ублажает ее. А это значит, что те глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68), которые изливаются со страниц Евангелия, со всего Божественного Откровения — вот что должно привлекать наше внимание. И до тех пор, пока мы их не услышим, не расслышим, не примем к сердцу, не поймем, как их исполнять, может быть, и не надо тоже бегать, суетиться, говорить очень о многом, «молвить».

Посмотрим на себя, на то, как мы ведем себя в храме, как мы общаемся друг с другом. Конечно, можно понять: раз в неделю встретиться с другим человеком — это очень редкая встреча. Но стоит ли так, в храме, во время богослужения обсуждать, рассказывать, выражать какими-то эмоциями радость общения или, наоборот, отвращения? Ведь мы пришли в храм Господа, мы пришли сюда для того, чтобы сесть при Его ногах и не молвить ни слова, а услышать то, что Он нам скажет. А вместо этого получается совсем по-другому. Посмотрим, не в сегодняшний день, конечно, слава Богу, но в основные дни и большие праздники тем более (особенно!), чем заканчивается богослужение! К концу богослужения, когда тот плод, который мы должны были принести именно как плод того, что мы находились на богослужении, должен был расцвести великолепным прекрасным цветком, который называется безмолвие и тишина, и мы должны были бы находиться в созерцании, причастившись Святых Христовых Тайн, в момент, когда священник дает крест, сколько говорящих в храме? Легче назвать тех, кто не говорит и молчит в храме в этот момент, действительно, приобщившись, причастившись Господа Своего!

Божия Матерь была смиреннейшим существом. Ее, действительно, ублажают все роды, но ублажают именно за это. Она своею жизнью каждому из нас дает пример этого великого смирения перед Господом.

Божия Матерь была смиреннейшим существом. Ее, действительно, ублажают все роды, но ублажают именно за это. Она своею жизнью каждому из нас дала и дает пример этого великого смирения перед Господом, этой великой попытки углубиться в себя. И нужно попытаться ответить очень четко и внятно на вопрос, занимает ли центральное место в моей жизни Божия Матерь; так ли, действительно, все у меня устремляется к ней, когда мне плохо или когда мне хорошо; когда я забочусь о других или когда я забочусь о себе? И, если этого нет, то, конечно, стоит этим озаботиться, потому что Пречистая всегда слышит наши молитвы и всегда готова откликнуться на наши вопли, на крики нашей души.

Поэтому в сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, пожелаем себе все того, чтобы не стесняться в глубинах своего сердца обращаться к Пресвятой Богородице, выкладывать начистоту все, как оно есть в нашей жизни, исповедоваться, каяться в этих грехах перед Ней и просить Ее о помощи. И тогда, действительно, в нашей жизни Она займет очень важное место. Тогда слова, которые сказал Господь по отношению к Марии, исполнятся и на нас: она благую часть избра (избрала), которая не отнимется от нее (Лк. 10, 42).

Царство Божие не отнимет от нас Господь, если мы будем преданными послушниками Божией Матери.

Аминь.

 

Проповедь произнесена в храме
иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще
в день празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы
во граде Казани, 21.07.2015

Дата последнего изменения: 26.10.2015