Проповедь протоиерея Георгия Климова в день памяти свт. Николая, Мир Ликийских Чудотворца. 22.05.2015

о.Г_Всех вас поздравляем с Праздником, дорогие братья и сестры, с памятью святителя Николая Чудотворца!

Многие из нас сегодня в храм приходят как будто на свидание со своим родственником. Потому что не только уважение, не только почтение, а воистину любовь к святителю Николаю в народе православном, русском православном народе, очень велика. И неслучайно, конечно, это, поскольку святитель Николай имел такие добродетели, которые очень близки нам по мироощущению. Это, конечно, постоянное, обострённое чувство правды и справедливости, это милосердие по отношению к тем, кто страждет, это, конечно, и терпеливое отношение к жизни, которая окружает нас, которая часто пытается нас так или иначе смирить, поставить на место, как мы говорим.

Но мы видим, что святитель Николай как великий угодник Божий никогда не был посрамлён. Святая Церковь говорит о нём как о правиле веры, об образе кротости. Правило – это слово ещё осталось у нас в русском языке, славянское слово, которое обозначает именно эталон — то, что задаёт правильность или измерения, или счёта, или ещё чего бы то ни было. И вот, когда мы говорим о святителе Николае, что он есть правило веры для нас, то нам становится понятно, что вера наша — это не схоластические умозаключения, которые мы можем прочитать за час или за два в очень умных богословских книгах и от этого уже вознестись и начать надмеваться над нашими ближними, которые, как нам кажется, неграмотные и ничего не понимают.

Freska_cerkvi_Perivlepty_Ohridskoy._MakedoniyaНеслучайно, наверное, так оказалось, что Предание Церкви нам не может дать практически ничего из письменных творений святителя Николая. Хотя, конечно, вряд ли он ничего не писал. По крайней мере, как архиепископ Мир Ликийских он должен был регулярно издавать пасхальные послания для своей паствы, но ничего не сохранилось! Мы не можем сказать, как он верил, глядя в те писания, которые он нам оставил, но зато мы можем сказать о его вере по тем делам, великим, чудным делам, поразительным делам, которые он совершил для христианского мира. И для нас становится понятным, что вера наша должна выправляться не нашими умозаключениями, не нашими исповеданиями внутри наших сердец и умов, а именно самой жизнью. Жить нужно Евангелием, как говорят многие святые отцы. И святитель Николай, конечно, в этом является для нас выдающимся примером. Вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26), говорит апостол Иаков.

И мы видим, что святитель Николай всю свою жизнь посвящает исключительно служению своим ближним. Он жертвует буквально каждой минутой своей жизни, буквально всеми силами своего естества.

Он рискует неимоверно своей жизнью, для того чтобы спасти, например, трёх воинов, которые были посажены в темницу. Идёт и пред царём с воеводой просит, чтобы он освободил этих воинов. Мы, конечно, должны понимать, что, когда святитель Николай подходил к этому воеводе, который был, несомненно, очень агрессивно настроен по отношению к нарушившим законодательство, военный устав, то над ним не было нимба. Он был не в облачении, конечно, он был с внешней стороны как обычный, самый простой человек. Но, видимо, когда он общался с человеком другим, его взгляд, его голос, манера держаться настолько проникали в душу его собеседника, что человек — любой абсолютно — ломался перед любовью Христовой! Он не мог выстоять – и уступал святителю Николаю!

Или же мы можем вспомнить помощь святителя Николая тем трём девицам, которым грозила очень страшная жизнь в том случае, если бы отец не смог их выдать замуж. Когда он тайком ночью для того, чтобы выдать замуж этих девушек, кладёт на окно их отца мешочек золотыми монетами. Ведь никто не знает о том, кто это сделал. Но потом прославляется Богом святитель Николай.

Это терпеливое отношение к тому, что его окружает, рождало в святителе Николае непомерную ревность во славу Божию.

Первый вселенский собор, который состоялся в 325 году (именно тогда жил святитель Николай) засвидетельствовал нам о святителе Николае тоже нечто неизреченное. В отличие от прочих святых отцов, которые очень много говорили — и правильно говорили, и хорошо делали, что говорили, — святитель Николай не говорил ничего. Он просто подошёл к злочестивому богохульному Арию и ударил его по щеке своей десницей, за что был посажен в темницу, потому что такого поворота дел не ожидали даже присутствующие на соборе святые отцы — великие святые отцы! — среди которых, мы знаем, был и святитель Спиридон Тримифунтский, и святитель Афанасий Александрийский, и святой Осия Кордубский. Посадили в темницу за нарушение церковного благочестия, но Сам Господь вмешался за святителя Николая и повелел отпустить его из темницы! Был оправдан святитель Николай, потому что, пожалуй, в этом случае, действительно, больше ничего уже не оставалось, как таким именно способом закрыть рот всякому богохульству, злохульству, нечестию и зловерию.

И вот эта прямота, простота евангельская, которую имеет святитель Николай, духовной интуицией верующего человека чувствуется всегда, и она сближает нас со святителем Николаем. Каждому из нас, действительно, ведь хочется очень, чтобы был в нашей жизни святитель Николай постоянно и всегда. И своим кротким взором, и своим, можно сказать, безмолвным словом, но, самое главное, своими делами он и нас вдохновлял быть достойными имени Христова.

«Правило веры и образ кротости». Что такое «кротость» (славянское слово)? Что оно значит? Если попытаться ответить на него просто, то это короткость, т. е. человек кроткий — это тот, кто сам себя укорачивает. Он знает, что он способен на большее. Но перед славой Божией, перед промыслом Божиим, перед судьбами Божиими человек смиряется, приходит в состояние смирения. И вот таким именно был святитель Николай. Он очень немного думал о себе большого и всегда отдавал честь Господу.

Если посмотрим на себя, то увидим, что очень часто по-другому мы себя ведём. Зацепи нас хотя бы немножечко, хоть какими-нибудь скорбными обстоятельствами, сколько сразу пыли, грязи, гнева, раздражительности будет исходить из наших сердец, из наших уст. Где же эта кротость? Где же это смирение? И святитель Николай призывает каждого из нас обратить особое внимание именно на эту добродетель в нашей жизни, потому что человек, как сказали святые отцы, который умеет хранить молчание, начинает зреть восходящую духовную зарю спасения. Смирится человек один раз, два раза, а затем он уже почувствует, как в этом состоянии скорбном Господь начинает утешать его. И слаще нет ничего для сердца человеческого, чем общение с Господом в такие минуты.

Всё это открывает перед каждым из нас святитель Николай. И в сегодняшний день, конечно, хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы, прибегая к святителю Николаю и прося его буквально обо всём том, о чём мы только можем попросить  в этой жизни (ведь часто так бывает: мы обращаемся к нему с просьбами абсолютно обо всём!) мы всё-таки не забывали ещё и о том примере, который он каждому из нас являет.

Воздержания учителем, благочестия и чистоты наставником для нас является святитель Николай. И мы будем стараться в нашей жизни поменьше говорить и богословствовать и побольше делать добрых дел. Побольше делать дел, которые будут являть именно любовь нашу к Богу, к Церкви и к ближним, и тогда не посрамимся мы на Страшном Суде, и тогда и святитель Николай, как мы читаем в молитве, действительно, будет ходатайствовать о нас перед Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом, Ему же честь и слава во веки! Аминь. С праздником, дорогие братья и сестры!

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще в день  Перенесения мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар. Малый престол храма. 22.05.2015

Дата последнего изменения: 26.10.2015