Проповедь протоиерея Георгия Климова на Троицкую родительскую субботу. 30.05.2015

Vozneseniye_Gospodne_21.05.2015 055Всех вас с Троицкой родительской субботой, дорогие братья и сестры! В сегодняшний день мы пришли в храм, чтобы совершить молитву о упокоении всех тех, кто переступил порог вечности.

Святая Церковь утверждает, что у Бога все живы. Однажды, когда Христа искушали саддукеи и задали Ему вопрос о том, чьей женой в  пакибытии будет женщина, имевшая несколько мужей, то Господь, упрекая саддукеев, ответил им так: заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 29-30). А с другой стороны, он сказал: «Неужели вы не читали, как Моисею при Неопалимой купине явился Бог и открылся как Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова? Итак, если Он,  — говорит Христос, — называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, то значит, они живы у Него, значит, есть воскресение из мертвых!»  (см.: Мф. 22, 31-32).

Действительно, нам очень часто кажется, что, когда человек переступил порог вечности, то душа его, разделившись с телом, растворяется и исчезает, как дым, а тело истлевает в земле — от человека ничего не остаётся, только память в наших сердцах и любовь в наших сердцах. Так часто кажется нам, но это, по утверждению Святой Церкви, есть плотское мудрование: у Бога никто не может умереть. Он Своим всемогуществом создаёт человека для вечной жизни, и, если Его слово утверждается на века, если Он Сам неизменяемый и вечный, то значит, все решения, которые он определяет относительно мира, тоже непреложны. Для каждого из нас это тоже очень важно, поскольку мы постоянно колеблемся в вере в то, что живы наши усопшие сродники.

IMG_5749Но Господь ведь неслучайно приводит тот случай, когда Бог открывается Моисею при Неопалимой купине. Когда случилось это событие, то Авраам, Исаак и Иаков уже умерли несколько сотен лет назад до явления Бога Моисею. Но Бог ведь Жив! И он не открывается Моисею в том смысле, что я был Богом Авраама, Исаака и Иакова, нет! На данный момент Он таковой, а это значит, они живы у Него, а это значит, что относительно всех тех, кто переступил порог вечности и о ком мы молимся, мы не должны смущаться, и должны утверждаться в мысли о том, что они живы. И более того: тот, кто колеблется в этом утверждении, тот погрешает против веры в Господа и против Его обетований.

С другой стороны, сегодня Святая Церковь свидетельствует нам о том, что души усопших сродников наших, ближних наших, знаемых наших, пребывают в Боге. Бог как Любовь дарует им возможность бытия. Какого, мы не знаем. Мы его не чувствуем и не ощущаем, но по откровениям свыше, которые засвидетельствованы в творениях святых отцов, это бытие подчас переживается ими как гораздо более реальное  и осязательное, чем то, которое переживаем мы.

Конечно, мы не знаем, насколько они праведны перед Богом. Праведных нет перед Богом, но степень греховности: как её определить в глазах Божиих? Или только Бог может сказать, насколько греховен человек? Но с другой стороны, если Бог есть милосердие, если Бог есть любовь, если по Своей любви Он спасает человека, то, наверное, мы должны признать, что, каким бы великим не был грех, даже самый страшный, который только можно себе вообразить, если человек приносит в нём покаяние, то Господь готов простить ему этот грех. Часто, действительно, бывает так, что человек переступает порог вечности, не успев поисповедоваться, не успев напутствоваться дарами Божественной благодати – святым причащением, в первую очередь. И тогда верующий человек, остающийся на земле, верует в то, что Господь по Своему милосердию принимает его молитвы, принимает его добрые дела: милосердие, милостыню; принимает это как бы от рук почившего и вменяет ему, то, что совершаем мы, здесь на земле, вменяет ему именно в дела покаяния, дела исправления. И это очень важно, поскольку Церковь есть единый Богочеловеческий организм. Это мы часто делим: они там, а мы здесь; мы видим, а они нет. Мы ближе к Богу или они ближе к Богу, мы не знаем, но Господь сотворил один единый Божий мир, он сотворил одну Церковь, Апостольскую, единую, святую. Поэтому для Бога  живы все: и мы, и они. И мы как члены единого Тела, когда вступаемся в своей молитве перед Господом, чтобы Он помог им, там находящимся, в деле стяжания дара Божественной благодати, или дара жизни, Господь, конечно, слышит наши молитвы, если и мы их совершаем тоже с любовью в сердце, если совершаем их с верою.

Для человека, который именуется  православным христианином, конечно, открыто очень многое. Ему даровано очень многое, но даровано только при одном условии: если человек в дни своего земного бытия введёт в свое сердце дар Божественной вечной блаженной жизни.  Если сердце остаётся жестоким, если оно остаётся нетронутым тем, что Господь предлагал человеку, когда он жил, вложить в своё естество и стать носителем этого дара Божественной благодати, то здесь, конечно, мы можем поставить серьёзный вопрос, а что будет с человеком там, в пакибытии? Подобно тому, как весной деревья, когда появляются на них цветки, одни имеют завязь, а другие не имеют; одни остаются пустоцветами и, когда приходит  пора собирания плодов, то часто на деревьях мы не находим абсолютно ничего, а другие, стоящие рядом, изобилуют плодами. С чем это связано? Наверное, многое зависит от внешнего окружения этих деревьев или этих кустарников.

Можно ли это приложить  к нам, пытающимся встать на путь спасения? Конечно, можно! Потому что, действительно, часто бывает так, что человек поставлен в очень сложные условия объективно, внешне, где у него  нет возможности услышать проповедь, слово Божие; у него нет возможности участия в церковных таинствах: Исповеди, Причащении и прочих. Но будем ли мы иметь оправдание? Мы, можно сказать, уподобляемся тем яблоням или тем кустарникам, которые находятся на лугах, где светит солнце, где летают пчелы и шмели, где регулярно проходит дождь обильный, который является плодоносным. Только не теряй времени и делай всё так, чтобы завязь эта осуществилась в твоей жизни, а то останешься пустоцветом!

И поэтому сегодняшняя Троицкая родительская суббота, конечно, это не просто призыв помолиться о тех, кто там, но и озаботиться о себе самих, чтобы не всуе и не напрасно было наше хождение в храм; чтобы те заповеди Божии, которые даёт нам Господь к исполнению и просит: это необходимо исполнить!  — мы, действительно, исполняли.

 Нам очень часто кажется, что заповеди очень просты, иногда даже кажется, что они очень никчёмны, потому что не подходят к нашему роду занятий и бытия, или, может быть, как нам кажется, мы уже духовно переросли исполнение этих заповедей! Но, с другой стороны, если мы посмотрим, как учится ребенок в школе, когда его отдают на занятия математикой, физикой, языками: он маленький; ему дают заповедь: «Учи!», ему дают заповедь «Зубри!» — его никто не спрашивает, понимает он это или не понимает, приятно ему это или неприятно, скучно или весело – он делает своё дело, и наставники пытаются сделать своё дело. И, когда человек вырастает в меру совершенного возраста, он благодарен тем, кто заставлял его так трудиться, он готов им целовать руки и ноги за тот труд, который они вложили в него, часто, как ему казалось, неприятный для него.

Нечто подобное должно происходить и с нами в нашей жизни. Те заповеди, которые заповедует нам Святая Церковь, хочется нам или не хочется, мы должны обязательно исполнять. Да, хотя они очень простые, но вместе с тем и трудные, однако терпение и труд всё перетрут, – вспомним школьную пословицу! Именно от того, что мы эти заповеди с верой и доверием к Богу начинаем исполнять (мы, может быть, не становимся духоносцами и богоносцами, нет!), но от этого труда начинает согреваться наше сердце, начинает воспламеняться любовью к Богу и к ближним. И тогда по-особому начинает восприниматься и молитва, которую мы совершаем, и жизнь в Боге, которую мы имеем. А как проверить, имеет ли человек в своём сердце раскрытой любовь, эти начатки, завязи этих плодов, или нет? Да наверное, очень просто: если при подходе к храму ликует моё сердце, если оно радуется в силу того, что я сейчас приду к любимому Господу и вступлю в теснейшее общение с Ним, то, наверное, есть. А если при помышлении о том, что сейчас или завтра нужно идти в храм, мне вдруг становится муторно, и я начинаю искать сотни оправданий для того чтобы всё сделать, чтобы не пойти в храм, то, наверное, здесь-то и нужно забеспокоиться о том своём духовном состоянии, которое мы имеем.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, накануне праздника Святой Троицы, желаем всем нам более осмысленного отношения к тому, что нам готова предложить и предлагает постоянно Святая Церковь. Если это будет, то тогда не просто внешне мы будем готовы прославлять Бога, вспоминая сошествие Святого Духа на апостолов, — нет! Тогда мы прославим Бога, поскольку и в наши сердца, и в наши умы Господь пошлёт дара Духа Своего Святаго!

Аминь.

Проповедь произнесена в храме
иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
в Марьиной роще в субботу 7-й седмицы по Пасхе –
Троицкую родительскую субботу, 30.05.2015

 

Дата последнего изменения: 26.02.2016