Проповедь протоиерея Георгия Климова в праздник Вознесения Господня. 21.05.2015

Vozneseniye_Gospodne_21.05.2015 055С великим двунадесятым праздником всех вас, дорогие братья и сестры, с Вознесением Господним и с памятью святого апостола евангелиста Иоанна Богослова!

Сегодня Святая Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории. Но является оно важнейшим не только в истории евангельской, но и в жизни всего человечества, потому что во время Вознесения Господня была явлена та cлава, к которой призвано человеческое естество.

VozneseniyeКогда Господь привел на Елеонскую гору святых апостолов, Он стал возноситься от них на небо, благословляя их. И таким образом, до тех пор, пока не исчез из их глаз, поднимался в небо и благословлял. И апостолы, как прикованные, стояли и смотрели вслед своему Господу. Они смотрели вслед тому Сокровищу, к Которому прикипело их сердце, и это Сокровище теперь возносилось на Небеса. Потребовалось даже Божественное вмешательство: ангелы, явившиеся апостолам, сказали им: «Что вы стоите, мужи галилейские, и смотрите на небо? Иисус, Который сейчас от вас вознесся на небо, такожде приидет, как видели Его восходящим» (см.: Деян. 1, 11). Священное Писание — Евангелие, книга Деяний — говорит нам о том, что апостолы с великой радостью возвратились в город Иерусалим (Лк. 24, 52; ср. также: Мк. 16, 20; Деян. 1, 12).

В чем заключалась эта радость? Почему радостью было исполнено их сердце, ведь, казалось бы, тот Объект, Который они любили больше всего в мире, Тот, ради Которого они готовы были отдать жизнь, Тот, Который Воскресший уже являлся им и в течение сорока дней учил их тайнам Царства Небесного (им казалось, что они теперь уже неразлучно находятся с Ним, потому что Он так им и сказал: «Я с вами теперь во все дни до скончания века» (см.: Мф. 28, 20)), теперь возносился от них в небесную высь!

Святитель Филарет Московский, рассуждая над этим вопросом, говорит нам о том, что апостолам была явлена та слава, к которой призвано человеческое естество. Конечно, непросто человеку бывает поверить и принять: как это так, человеческая грубая плоть, то есть плоть, которую можно осязать, вдруг возносится на небеса и исчезает в выси небесной? Но, с другой стороны, ведь если бы этого не было явлено перед глазами апостолов, если бы они не были свидетелями этого события, то разве пошли бы они во все концы земли проповедовать Евангелие спасения и бесстрашно полагали бы свои жизни за то, что они видели и свидетелями чего они являлись? Поэтому святитель Филарет Московский говорит нам о том, что если ты не можешь принять это умом, то поверь свидетелям. А свидетели немалые у нас. Это святые апостолы.

С другой стороны, когда человек рассуждает о славе, к которой призвано человеческое естество (ведь Господь имел такое же естество, как и наше, а это значит, что некогда и наше, должно быть, будет вознесено и посажено одесную Бога, то есть на высоту Божественного достоинства), то нередко приходит в очень большое смущение: как это так, как такое возможно для нас? Этот вопрос часто появляется в наших умах и рождается в наших сердцах по причине нашей греховности, по причине нашей неспособности мудрствовать горняя. Апостол Павел так и заповедует верующим христианам: не мудрствовать о земном, а мудрствовать о горнем (см.: Кол. 3, 1–2). Но когда мы слышим этот призыв апостола Павла, кто понимает, о чем он говорит и к чему призывает? Наверное, многие из нас не понимают, что это значит мудрствовать горняя. Но если мы не понимаем, что это значит, то, тем более, как мы можем и мудрствовать об этом? А между тем, вся жизнь верующего человека, православного христианина, должна утверждаться именно на этом мудрствовании, чтобы стяжать, чтобы иметь ум Христов.

Когда Господь вел учеников на Елеонскую гору, то, как им казалось, они настолько уже хорошо все поняли и узнали (а ведь Он уже отверз им ум разуметь Писание и сорок дней, представляете, проповедовал им, являясь Воскресшим, о тайнах Царства Небесного), им казалось, что они настолько всё уже прекрасно понимают, что они спрашивают Христа при шествии на Елеонскую гору: «Скажи нам, Господи, не в это ли время Ты восстанавливаешь Царство Израилю?» То есть им казалось, что вот, остался буквально момент, мгновение, — и они войдут в Его блаженное и вечное Царство. Но на это Господь ответил им: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил во власти Своей» (см.: Деян. 1, 6–7). А что это значит? Это значит, что как бы ни казалось человеку, что он готов уже ко вступлению в Царство Небесное (часто человеку кажется так именно по расположению его души, благодать Божественная тронет сердце человека, и все просвещается в его уме и в его сердце, человеку кажется, — я готов!), но Господь говорит: не наше время это знать. В силу того что грех настолько глубоко вошел в наше естество, пронизал его, что отступи от нас Божественная благодать, мы тотчас превращаемся в людей мрачных, злых, раздражительных, постоянно недовольных всем тем, что нас окружает.

Но тогда, если это так, и мы констатируем сами о себе такие вещи, то о каком горнем мы можем мудрствовать? Конечно, мы не понимаем вообще, что это значит, какой смысл имеется в этих словах. Тем более, если мы поставим вопрос: а как в таком состоянии раздражительности, мрачности и недовольства на Небо вознестись, в Царство Божие, туда, где будет Христос и Его воля благая и всесвятая? И вот Святая Церковь заповедует нам, дает нам заповедь исправления.

Много требуется человеку времени, чтобы вытравить из себя этот грех, все это зло, весь этот мрак и тьму, как говорит нам Священное Писание. Точно так же, как человек часто скапливает, аккумулирует в себе греховную жизнь, и происходит это постепенно, не с усмотрением (ср.: Лк. 17, 20; см. также проповедь прот. Георгия Климова в Неделю о расслабленном от 03.05.2015 - прим. ред.), по капельке. И вдруг человек чувствует, что в душе его уже утверждается ад. Точно так же, небыстро, нескоро, можно избавиться от этого состояния. Человеку требуется достаточно большой промежуток времени для духовного делания, для молитв и коленопреклонения, а самое главное, для покаяния, для исправления своей жизни, чтобы избавиться не только от дел, не только от слов, не только от помышлений, но и от ощущений плотских, которые вошли в его душу надолго и давно и царствуют там как владыки земные.

Какой же выход есть у человека?

Ioann_BogoslovСегодня мы с вами прославляем апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы называем его «апостол любви». Он говорит во всеуслышание самые, пожалуй, важные слова, которые мог сказать на склоне своих лет, понимая, что самое важное нужно дать верующим людям во Христа. И что же он говорит? Да любите друг друга (Ин. 13, 34)! Пожалуй, это самая главная заповедь, которую имеет человек в этом мире, но заповедь спасительная. Она дается нам не как самоцель: люби, и всё, — нет! — а старайся любить для того, чтобы открылось твое сердце для вхождения в него Небесного Царства. Чтобы сердце твое, став, по сути дела, уже небесным и взирающим на небо, претворило и твое естество, способное быть вознесенным на небеса и сесть одесную величествия Божия.

В сегодняшний великий праздник, который совпал и с памятью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мы опять вспоминаем те слова, которые он оставил нам в своих посланиях, и, конечно, в своем евангелии. Будем помнить то важное предупреждение, которое он говорит нам: что Бог пришел в мир, и суд Его Божий состоит над миром не в том, что Он будет по Своему волению и хотению судить человека так, как Ему захочется, нет. А состоит он в том, что человек возлюбил больше тьму, он выбрал греховные дела, и именно поэтому, видя, что Свет, или Бог, пришел в мир, не хочет идти к Нему (см.: Ин. 3, 19–21).

Так это [будет для нас] или не так, конечно, решать каждому из нас. Но если мы видим, что нам не очень хочется идти к свету, мы не очень любим исповедоваться, не очень любим участвовать в церковных Таинствах, делать так, чтобы Божественная благодать входила в наши умы и сердца, то, может быть, стоит задуматься об этом. Да, действительно, если человек не признает, что он любит тьму и любит делать злые дела, они доставляют ему в жизни удовольствие, — ведь оно так и есть! — и не захочет исправиться, избавиться от всего этого, то, конечно, о каком вознесении на небеса можно будет говорить для нас с вами конкретно!

Но ведь, с другой стороны, никакого другого пути ко спасению нет. Ведь если не вознесемся, то, значит, и не спасемся! А если не вознесемся, спрашивают святые толкователи этого евангельского текста, то что будет с нами?

Когда случится Второе Пришествие, человеку будет дано только две возможности: или вознестись, или ниспасть. Ниспасть, конечно, во ад. И вот это ниспадение во ад, которое часто совершается, происходит с нами в нашей жизни, о чем свидетельствует и к чему призывает нас?

Когда апостол Павел призывает нас мудрствовать горняя, то многим из нас кажется (да на самом деле, так оно и есть!), что мудрствовать горняя — это очень тяжело. На самом деле, это непросто. Но если этого не делать, то тогда будет постоянное ниспадение, а это как раз просто: катиться по наклонной вниз. Никто и не обещает, никто и не говорит, что просто и легко подниматься ввысь и на Небо, но ведь есть, ради чего подвизаться! Какая слава, какое великолепие, какое блаженство, самое главное, какая радость посетила апостольские сердца, когда они созерцали восхождение Господа на Небеса!

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, конечно, желаем всем нам, чтобы мы никогда не забывали о той славе, к которой призваны, о тех главнейших евангельских, узловых моментах, которые открывают нам учение о спасении. Это, конечно, в том числе и вознесение на Небеса. Вознесение, которое будет гарантировано и каждому из нас, если мы исполним заповедь прославляемого сегодня всехвального апостола Иоанна Богослова: да любите друг друга!

Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
в Марьиной роще в праздник Вознесения Господня, 21.05.2015

 

Дата последнего изменения: 26.10.2015