Пожертвование в свете учения Апостола Павла о спасении. Беседа прот. Георгия Климова на радио «Радонеж»

prot.-Georgiy-KlimovИз бесед прот. Георгия Климова в программе радио «Радонеж» «Апостол». Ведущий — Е. Никифоров.

Е. Никифоров: - В 8 главе Второго послания к Коринфянам святого апостола Павла говорится о неком даре и служении святым. О каком служении святым говорит апостол?

о.Георгий Климов: - Апостол Павел в данной главе печется о том, чтобы христиане Иерусалимской Церкви, которые находятся в крайнем недостатке, были поддерживаемы прочими церквами, в которых апостол Павел уже проповедовал и где верующие готовы откликнуться и помочь этим несчастным христианам.

Понятно, что для апостола Павла очень важной является тема доказательства того, что верующий христианин не может состояться как верующий, если он не готов жертвовать для другого (не важно чем – жизнью или материально, или молитвою своею). В принципе, если мы внимательно вчитаемся в тексты не только апостольских посланий, но также и речей самого Господа нашего Иисуса Христа, то увидим, что главнейшим, стержневым моментом, который проходит через все учение о спасении верующего человека, выступает необходимость приобрести милующее сердце. Церковь Христова утверждает, что этого нельзя добиться, если человек не начинает постепенно приучать себя отделять какую-то часть для другого от того, что ему необходимо самому. Без этого не может состояться верующий человек, не может совершиться его спасение.

Мы можем говорить, что это учение проистекает из следующих очень важных положений. Апостол Павел в 9 стихе 8 главы очень хорошо сказал: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились… (2 Кор. 8, 9). Эти слова в контексте нашей беседы говорят о том, что само по себе спасение есть дар милосердия. То есть Бог не по каким-то абсолютно вынужденным причинам приходит и спасает человека; человечество не заставляет Его спасать себя. Человечество не может ничего сделать, что как бы вынудило благость и всемогущество Божие, заставило бы Бога человека спасти. Бог просто любит человека, и поэтому ради любви к нему приходит, воплощается, побеждает, на Кресте пригвождает вечную смерть и спасает. Он и обнищал по любви к человеку. Но, с другой стороны, ведь сам Христос говорит: «Иже хочет по Мне идти, отвержется себе, и возьмет крест свой и следует за Мною» (см.: Мк. 8, 34), т. е. идет тем путем, который прошел Христос. И для верующего человека, в общем-то, всегда становится понятным, что, если спасение есть дар милосердия, то и принять его человек может сердцем своим только в том случае, если его сердце этим милосердием раскроется. По-другому сердце будет подобно крепко запертым железным вратам, в которые не войдет этот дар. А как это сделать? В данном случае апостол Павел утверждает, убеждает нас в очень важной мысли о том, что это можно сделать, только начав путь готовности пожертвовать собой.

С чего это начинается? С самых простых вещей – с того, что ты, имея 100 рублей, 10 рублей отдашь на Церковь (можно сказать, десятину). Правда, апостол Павел разовьет там чуть позже другую мысль — о том, что это надо делать так, чтобы не ущемлять себя сильно и сразу. Но ведь рано или поздно человек должен быть готов самого себя отдать Господу, поэтому здесь ставить какую-то планку – 10 или не 10% – мы не можем. Очень хорошо в свое время рассуждал блаженный Феофилакт Болгарский о том, что значит истинная милостыня. Правда, он обсуждал другое событие – лепту вдовы. Там он говорит, что есть настоящая милостыня. Она определяется не тем, сколько ты положишь в сокровищницу или в копилку, или в кружку церковную, или на радио «Радонеж» пожертвуешь, а тем, сколько себе оставишь. И, если человек с этой точки зрения будет оценивать, как он жертвует, то для многих окажется, что они вообще еще не начинали никакого пожертвования на благо Церкви Христовой.

Начинает главу апостол Павел удивительными словами: Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским (2 Кор. 8, 1). И оказывается, что христиане Церкви Македонской имеют благодать Божию, которая есть не что иное, как возможность и готовность жертвовать другим милостыню, деньги. Что такое благодать Божия? Это сила Божественная, это дар Божественный. Апостол Павел хочет убедить верующих христиан именно в этой, очень важной мысли, что возможность и готовность пожертвовать деньги другому на благосуществование Церкви есть не что иное, как Божественный дар, не что иное, как дар Духа Святаго, т.е. благодать. Верующий человек стремится постоянно быть в Духе Святом и с Духом Святым, что свидетельствуется даже тем, что мы ежедневно читаем молитву: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны…». Тогда получается, если ты хочешь быть в Духе Святом, с Духом Святым, с Богом, то ты не можешь не жертвовать.

И дальше то, что апостол Павел развивает, что, как мы видим, его в восхищение приводит, направлено на то, чтобы разбудить совесть и умы, и вообще деятельную жизнь верующего человека. Нужно постоянно – именно постоянно! – быть готовым пожертвовать для Церкви, потому что Церковь есть Тело, частью которого является человек. Подобно тому, как руке или ноге, если тело содержится в чистоте, питается правильно, будет хорошо, так же и верующему человеку: он должен понимать, что с ним будет вне вот этой готовности проявить жертвенную любовь, — чем он меньше будет это делать, тем ему самому будет хуже.

Апостол Павел приводит в пример здесь македонских христиан. Тут я немного бы пояснил: во времена апостола Павла сама великая Греция делилась условно на две части – т.н. южная часть, это была Ахаия, и северная часть (условно водораздел проходил практически по Коринфу), это была Македония. В силу того, что Ахаия была южной частью Греции, там практически все христиане могли быть названы зажиточными, нормальными в смысле материального довольства христианами. Македония – северная часть, там не было таких громадных транспортных путей, развязок, городов, как в южной. Там христиане бедствовали. У апостола Павла свидетельство есть об этом, термин во 2 стихе: глубокая нищета македонян (2 Кор. 8, 2). Что такое глубокая нищета? Вообще, в греческом языке стоит такой термин, который, если дословно перевести его на русский язык, означает, что им уже ниже, как говорится, падать некуда – всё, они на пределе возможностей существования.

И оказывается, что эти христиане, которые постоянно преизобилуют скорбями, в силу своей крайней нищеты имеют великую радость. Отчего? Не оттого, что у них что-то там есть, а оттого, что даже самих себя готовы пожертвовать. И радость ведь свидетельствует о том, что через эту готовность к жертве верующего человека начинает утешать Сам Господь; Он приходит и, действительно, вселяется сердце человека. Почему? Потому что своим подвигом – а это именно подвиг! – он начинает уподобляться Господу. Там, где Господь, там и Дух Его. И, видимо, это действие на сердце верующего человека, проявившего готовность пожертвовать собой, пусть в виде каких-то денежных, материальных ресурсов, которые он отрывает от себя, оказывается таким благотворным, таким благостным, таким подающим ощущение блаженства в вечности (Господь приходит, Он начинает уже здесь открывать для человека вечность блаженную), что человек понимает: именно в этом и есть счастье.

Свт. Феофан Затворник, рассуждая над этой главой Послания к Коринфянам, высказывает удивительную мысль: теоретические богословские знания ничуть не больше и ничуть не выше обычных. Как лампа, которая в кабинете ученого освещает комнату: ведь главное не в том, что из лампы идет свет, а в том, что этот свет помогает ученому работать. Многим верующим кажется, что я уже узнал, я познал, я знаю, как свечи правильно ставить, молиться, креститься, — но ведь это же только свет, который освещает человеку возможность правильно поступать! Та деятельность, которая высвечивается этой лампой, и есть дела милосердия. Коринфские христиане, которые в достатке жили, немножко надмевались над другими – мол, если у них достаток, значит, и Бог их любит, и можно дальше вообще не двигаться. Апостол Павел их, видите, как — очень мягко, с любовью — наставляет на то, что, если у вас есть так много даров (вы изобилуете верой, словом, познанием, всяким усердием), так изобилуйте и этой добродетелью. То есть, если у вас все есть, как вам кажется, а нет вот этого главного —вы не изобилуете милосердием,— то вы еще как христиане и не состоялись.

Конечно, в Церкви Христовой очень мало принято об этом говорить, и понятно, почему. Потому что, как только начинает священник или епископ, или вот вы на радио «Радонеж» говорить: «Помогите нам!», — то тут тотчас начинаются какие-то кривотолки, какие-то мысли, смущаются все.

Е.Никифоров: - Да, причем смущаются действительно все: и те, которые просят. Я порой думаю про себя: ну, почему я-то смущаюсь? Ведь единственная возможность существования радиостанции – это поддержка наших слушателей, всё! А вместе с тем совесть говорит, что нужно с этим разобраться как-то… Мне вообще кажется, что надо разобраться в себе, воспитать это милосердие. Как его в себе развить? Не просто отдать деньги и успокоиться на этом. Нет, беспокоятся все – просящим как-то неловко, стыдно просить, а с другой стороны, смущены и те, которые дают, они тоже думают: «А тому ли дал? А столько ли дал? И не мало ли, не много ли? А не пропьет ли он? Не злоупотребит ли он?..» Вот эти вопросы нас постоянно волнуют, и они достаточно серьезны, потому что омрачают наше сердце.

о.Георгий: - Конечно. Но ведь здесь апостол Павел именно склоняет коринфских христиан к решительности. Вот Христос говорит: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). То есть знай абсолютно точно: если ты пожертвуешь деньги, то слева придут помыслы такие, что мало не покажется – и зачем, и кому, и для чего, и на дело ли. Пусть левая рука не знает, что делает правая: ты самое главное это дело делай, только решись на него. И если ты на него решишься именно во славу Божию, для того чтобы имя Божие прославлялось, если ты это дашь, будь покоен, что Господь покроет, даже если это, как тебе кажется, куда-то вдруг не туда пошло, — оно пойдет обязательно туда, куда нужно. Самое главное, в сердце твое Господь придет, Он утешит тебя таким утешением, которое, ты поймешь, не сравнимо ни с какими деньгами, даже самыми большими, которые только есть на земле. Почему? Потому что это Сам Господь.

Этот момент нерешительности тоже постоянно оговаривается у апостола Павла в посланиях, написанных для коринфских христиан. Смотрите, оказывается, что уже год назад, когда, по всей вероятности, было написано Первое Послание к Коринфянам, он их призывает начинать собирать милостыню. Вероятно, они эту милостыню собирают, откладывают у себя, но, постоянно откладывая, начинают рассуждать, для того ли это, для чего это, а не много ли мы уже накопили и собрали? Потом он посылает Тита с кем-то еще из своих спутников, чтобы они коринфянам еще раз об этом напомнили, предупредили, упросили, убедили это сделать. И потом, в конце концов, идет он сам, причем еще берет македонян.

Для чего он идет? Для того, чтобы ещё и показать им македонских христиан, которые, хотя и нищие, готовы жертвовать собой. Чтобы увидели коринфские христиане этих духоносцев, насколько они радостны и счастливы, в отличие от них — богатых, но почему-то несчастливых. Он говорит: «Готовьтесь пожертвовать и не смущайтесь», вот эти слова 20 стиха: Не смущайтесь, какие мысли к вам придут… «Остерегайтесь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии пожертвований» (см.: 2 Кор. 8, 20). То есть эти мысли будут, но вы не переживайте. Почему? Здесь ключом к пониманию и является 14 стих: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность (2 Кор. 8, 14). Какой тут избыток? Какой недостаток? Можем сказать, что, с одной стороны, коринфские христиане помогают иерусалимским материально, а христиане Иерусалима, наверное, — своей молитвой, молитвой за весь мир, потому что они мученики, они кровь проливают за этих коринфских христиан, молитвой утверждают их православие, они молят Господа, чтобы Господь просвещал их умы, просвещал их сердца, приводил ко спасению, ведь это самое важное. Это и есть единый церковный организм.

Е.Никифоров: - Вот мы на «Радонеже» вещаем круглосуточно на весь крещеный мир. То есть молитва о всем мире распространяется непрестанно и поистине всемирно, но наше благовестие невозможно без помощи внимающих нашему благовестию.

о.Георгий: - Конечно, потому что ведь, с одной стороны, апостол Павел говорит: «Горе мне, если я не благовествую» (см.: 1 Кор. 9, 16) —горе вам, если вы не благовествуете. Но с другой стороны, ведь, чтобы благовествовать, вещать на всю Матушку Россию и за ее пределы, на это же нужны средства, а где их взять? Понятно, что это от тех, кто слушает и кто рад этому благовестию. Как же по-другому? Здесь все встает на свои места. Поэтому и 8 глава Второго послания апостола Павла к Коринфянам – это одна из немногих глав вообще во всем Новом Завете, которая вот так, очень актуализированно для каждого из нас раскрывает учение о творении милостыни, дел милосердия на благо Церкви Христовой.

Е.Никифоров: — То есть говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви (2 Кор. 8, 8).

о.Георгий: - Да, ведь вот это «вашей любви», «говорю, не чтобы принуждать, а просто призываю» – это ветер свободы и ветер любви. Не может быть здесь насилия. Человека нельзя заставить любить, человека нельзя заставить жертвовать. То есть, если ты не можешь или не хочешь жертвовать — не жертвуй, апостол Павел как бы так говорит. Но здесь нужно иметь в виду, что, не пожертвовав, ты никогда и не откроешься для Господа. Ведь, опять же, очень важный критерий, который и выставляет Сам Христос, – это образ Страшного Суда, когда Он одних ставит одесную, других ошуюю: здесь овцы, здесь козлища (Мф. 25, 31–46). Критерий здесь, опять же, очень прост – именно по милующему сердцу: если у тебя было милующее сердце, то ты вставай справа, если нет – то слева. Как это проверяется? Был ли ты в темнице, в больнице, кормил, поил, жертвовал, в конце-концов? Если этого не было, ну что тут сделаешь…

Е.Никифоров: - И, мне кажется, крайне важно понять, что это милующее сердце не дается само собой.

о.Георгий: - Не дается, это дар Божий.

Е.Никифоров: - Большей частью мы злы, мы жадные и я жадный. И оторвать от себя хоть что-то нам так трудно, это уже из области аскетических подвигов, когда мы не просто подключаем «автоплатеж», и оно там платится автоматически, нет, очень важно потрудиться над размягчением своего сердца, сделать его, действительно, милующим, способным отдать без сожаления, а это целый труд! Недавно я был на одной телепрограмме, где как раз обсуждался вопрос о том, можно ли подавать попрошайкам. Я, естественно, стоял на страже Писания, которое говорит: Просящему дай! Дай без размышлений! Но там были разные люди, хорошие по-своему, и они высказывали некие свои аргументы против. Мужчины опасались, что их облапошат, боялись, что пострадает их достоинство. А дамы высказывали эстетически окрашенные аргументы. Одна дама, например, говорит: «Я не против в целом, но грязным и вонючим нищим не хочу подавать, мне неприятно. А вот когда ко мне однажды подошла чистенькая женщина и говорит: «Женщина, вот мне на командировку не хватает, помогите», я ей дала». И она бедная, совсем не заподозрила, что попала в силок как раз профессиональной нищенки, которая специализируется по отъему денег вот у таких самовлюбленных дам, любящих себя в милосердии. И за этими оправданиями (подам не этому, а другому) равно стоит желание оправдать своеволие, свою самость и свою жадность, в конечном счете.

о.Георгий: - Да. Ведь учение Христово в идеале к чему приводит человека? – К тому, что человек любит всех. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Но к идеалу ведь нужно подойти. Причем, если ты не будешь готов этот идеал в себя вместить, спасешься ты или нет? Опять же вопрос. И начало лежит именно в этом источнике. Вот Вы сейчас говорите про этот случай, и я вспомнил стихи одного поэта, они как бы показывают и суть той возможности нашей, с которой мы и то не справляемся, и суть того, к чему, на какой рубеж мы должны выйти. А стихи вот какие:

Да как же любить их — таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там — друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем, кто рискнул попросить.
А как всю округу — чужих, неизвестных,
Да так, как подругу, как дочь, как невесту?
Так как же, позвольте спросить?

Т.е. идеал состоит в том, что я, на всех глядя, представляете, как невесту, как дочь должен их любить. Да как до такой любви дойти, если ты сидишь сложа руки и думаешь, что я узнал какое-то богословие и мне этого достаточно для того, чтобы спастись. Иди и делай дела! Сердце свое распаши для того, чтобы туда упали семена благостные и дали свой плод.

Е.Никифоров: - То есть эта добродетель благотворения, помощи ближнему, помощи церковным делам заключает в себе еще и важную часть подготовки человека ко спасению, требующего работы над своей душой. Можно ли так сказать, что это часть аскетического делания?

о.Георгий: - Да, это самый, что ни наесть аскетизм. Почему? – Потому что аскетизм направлен на то, чтобы человек возжег во всем своем естестве любовь к Богу. А что значит любовь к Богу? – Ведь человек устроен так, что он может любить только одного, т.е. он любит или себя, или Бога. Откажись от любви к себе. А как от нее отказаться? Ведь это же очень сложно – взять и отказаться от любви к себе, поставить на место любви к себе любовь к Богу. А Церковь предлагает это универсальное средство, которое в данном случае действует именно как лекарство. Может быть, оно невзрачно на вид и неприятно на вкус, но оно действует – начинай творить милостыню, занимайся делами милосердия, знай, что без дел милосердия невозможно спастись. «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть» (см.: Лк. 6, 36). У апостола Петра эти слова тоже повторяются (см.: 1 Пет. 3, 8–9). То есть вот эта милость, милующее сердце, милосердие как добродетель, выступает здесь главнейшим свидетельством того, что человек имеет любовь. Любовь есть союз совершенства, выражение любви как союза совершенства есть милующее сердце.

Но с чего-то надо начинать. Подобно тому, как нельзя, например, захотев подняться на вершину горы, во мгновение ока просто себя какими-то средствами перенести туда за макушку и сказать, что я покорил ту гору, точно так же нельзя и сразу стяжать милосердие. Нужно подниматься по ступенечкам, и первая ступенечка – это дела, о которых говорит апостол Павел.

Е.Никифоров: - И кроме того, мне кажется, здесь важно понять, что апостол предлагает нам как бы практическую технологию сбора пожертвований, т. е. не обращается к чувству сентиментальности, жалости или романтического сострадания, которое эксплуатируют сборщики пожертвований, например, для больных детей. Он говорит, что это насущное дело нашего спасения.

о.Георгий: - Мне кажется, что апостол Павел, проговаривая эту технологию, как Вы говорите, еще и свидетельствует нам, что это очень просто, на самом деле. Просто пожертвовать на Церковь. В этом нет для нас никакого препятствия. Начни с малого – и ты увидишь, что Господь с тобой. Мне кажется, что всё здесь конгениально, с точки зрения апостола Павла. Поскольку это есть слово Божие, то это ведь не просто мысли апостола Павла как гениального человека или какого-то ученого-теоретика, нет. Если мы считаем, что это есть слово Живого Бога, то это Откровение Божие, это Бог на понятном для нас языке, просто объясняет, что нам нужно сделать для того, чтобы спастись, и без чего мы не спасемся никак.

Е.Никифоров: - То есть это не то, что мы бы назвали «маркетинговый ход» или даже вымогательство, или сентиментальные аргументы «ну, посмотрите же, подайте же, умилостивитесь», здесь нет давления на чувство. Здесь прямой, очень честный, доверительный, искренний текст к искренним людям. Он не стремится кого-то разжалобить.

о.Георгий: - Да, именно доверительный. Если вы посмотрите, мысль о сборе пожертвований апостол Павел начинает с обращения «братия». Попробуйте, найдите главы, которые бы начинались именно с этих слов! Очень сложно! Почему? Потому что здесь апостолу очень важно показать, что он к ним обращается, как к братьям своим, по духу родным. Как в семье, допустим, если вы придете к брату и скажете: «Брат, твоему другому брату из нашей семьи тяжело, помоги!», — да кто откажет?! Это безумие вообще, тут не надо даже объяснять, что надо помочь. Брат помоги другому брату. Тут то же самое. Он говорит: «Ваши братья испытывают сейчас крайнюю нужду просто, чтобы существовать. Помогите им». Вот и всё. Но как можно не помочь?! А если ты не поможешь, если ты не дашь, то тогда получается, что ты и не брат никакой. А если они христиане, то ты тогда не христианин. А чем ты тогда занимаешься? Тем, что развлекаешь себя мыслями о Боге? Теорией? Но вера без дел мертва (см.: Иак. 2, 17) – лучше, опять же, не скажешь.

Е.Никифоров: - То есть мы возвращаемсяк главной заповеди – «возлюбите Господа Бога Своего, а вторая, подобная ей – и ближнего, как самого себя» (см.: Мф. 22, 37–39). Невидимого Бога полюбить сложно, и Господь дает вторую заповедь для того, чтобы человек деятельно проявил любовь к ближнему, тем самым показав, как это бывает – любовь к Богу.

о.Георгий: - Даже и «возлюби ближнего, как самого себя» — даже если ты только себя любишь: ну зачем же ты себя лишаешь радио «Радонеж»? Ведь есть такой риск, он постоянно висит как дамоклов меч. Любишь себя, ну сделай так, чтобы эта любовь продолжалась.

Е.Никифоров: - Аминь. Это бальзам на мое сердце. Итак, завершим сегодня чтение последним стихом:Итак, перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами (2 Кор. 8, 24). И мы, труждающиеся на радио «Радонеж», хвалимся вами, дорогие наши радиослушатели! Сегодня у нас очень прямой призыв получился о помощи, но ведь у апостола все очень прямо, конкретно, жизненно, без экивоков. Собственно мы и предприняли с Вами, батюшка, чтение и толкование Апостола не с тем, чтобы это было развлечением духовным, чтением приятным, утешающим и убаюкивающим, а с тем, мы осознавали, что каждое действие наше в нашей кратковременной жизни может иметь спасительное значение.

Источник: radonezh.ru
02.05.2015

 

Дата последнего изменения: 26.10.2015