Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. 15.03.2015

Vozneseniye_Gospodne_21.05.2015 055

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Крестопоклонной Неделей, 3-й неделей Великого поста, когда в центр храма износится Животворящий Крест Господень, Животворящий и Жизнеутверждающий!

Святая Церковь установила это для духовного укрепления своих верных чад. Прошла половина Поста — три недели. Остаётся ещё три, и силы верующего человека — речь не идёт о физических силах, — силы часто моральные и духовные иссякают в душе человека. И человек начинает унывать, человек начинает скорбеть, тужить, часто не понимая, о чём. Но нередко бывает, что скорбь его происходит оттого, что те страсти, которые он привык исполнять в этом мире, по которым привык ходить и совершать течение своей жизни, остаются в нём неудовлетворёнными.

7417775

Несение Господом Креста. Валаам

Да, действительно, учение Церкви Христовой о спасении человека утверждает, что человек должен избавиться от своих страстей, от своих похотей, от своих наклонностей. Но проблема часто заключается для верующего человека не в том, что он готов от них избавиться, а в том, что человек часто не в состоянии определить, что он водится и живёт страстью, а не Духом, что он бывает внушаем и легко подпадает под действие именно страстей утончённых, которые паразитируют на гордости, на самости человеческой, на его тщеславии.

Святая Церковь призывает нас исполнять заповеди Христовы. Исполнять не потому, что мы их можем исполнить — нет человека, который бы в чистоте мог исполнить хотя бы одну и самую простую заповедь Божию, если он не будет споспешествуем и укрепляем Божественной силой, которую мы называем «благодать». Нет! Святая Церковь просит верующего человека исполнять заповеди Божии, для того чтобы он почувствовал свою немощь, для того чтобы он вскрыл в себе ту страсть, которой водится и которая мешает ему соединиться с Богом.

И Неделя Крестопоклонная, да и вообще любое какое бы то ни было в течение нашей жизни поклонение Животворящему Кресту Господню, всегда призывает, заставляет верующего человека задуматься, что своею жизнью он заставил Божественную Любовь не просто воплотиться и не просто оставить нам учение о том, как спасаться, но взойти на Крест и пролить Свою Животочную Кровь, которая, обагрив вселенную, извлекла человечество из уз вечной смерти.

Когда мы поклоняемся Животворящему Кресту Господню, для многих из нас жизнеутверждающими являются слова, которые мы слышим в евангелии от Марка: Иже хощет по мне идти, да отвержется себя и возмет крест свой, и по Мне грядет! (Мк. 8, 34). Это слова, действительно, очень важные для каждого из нас, и мы стараемся их постоянно исполнять. Но, опять же, проблема заключается в том, что часто наш ум, да и наши сердца, наши души колеблются: а что же такое крест? Несу я крест или не несу? Дал мне его Господь или не дал? По силам Он мне его дал или не по силам?

935287592

Несение Креста. Век: XV.
Место хранения: Музей древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, Москва

И вот от этого смущения и вместо несения креста часто остаётся один ропот, и одна скорбь, и одно нытьё, и одно жалование на нашу жизнь, но часто, как это ни странно звучит, для нас это нытьё и скорбь и являются свидетельством того, что нам тяжело. А если нам тяжело, говорим мы, значит, мы и несём крест.

Но Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, тот отвержется себя, возьмёт крест свой и за одна скорбь, Мной идёт!» То есть нужно идти так, как шёл Господь, а Он Единый Безгрешный, не сотворивший ни единого греха, был распят на Кресте. Почему? Сам Он взошёл? С одной стороны, да: Он для этого воплотился. Но, с другой стороны, человеческая злоба, человеческая страсть заставили Его взойти на крест.

Итак, Он, Безгрешный, распялся, не сказал ни слова никому, не осудил даже тех, кто стояли при кресте и распинали Его. Он молился о том, чтобы Господь, Бог Отец, простил им грехи, потому что не ведают, что творят.

Так ли несём крест мы? Ведь очень часто мы задаём прямо в лицо Богу вопрос: за что меня ты наказываешь, а не кого-то другого, за что мне даёшь такой крест, а не кому-то другому? Лучше дай ему, избавь меня от этой тяжести!

Да и вообще, что значит тяжесть? Для верующего человека, который вступает на поприще Великого поста, почему-то ассоциируется несение креста с той какой-то физической, физиологической тугой, которую он постоянно претерпевает. Но об этом ли говорит Святая Церковь, к этому ли призывает Господь? Например, когда Господь говорит: «Тот, кто постыдится Меня в роде сем, прелюбодейном и грешном или тот, кто постыдится словес Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Своей!» (см.: Мк. 8, 38).

Казалось бы, всё понятно. А какие это слова Господа, которых мы должны постыдиться? И что значит «постыдиться»? А самый простой ответ мы найдём в евангелии от Матфея. Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за ненавидящих вас!» (см.: Мф. 5, 44Лк. 6, 27–28) Вот, пожалуй, Его слова. И именно тот, кто постыдится в роде сем, прелюбодейном и грешном, исполнять их (и, наверное, больше никаких других и не надо человеку, чтобы не постыдиться от Сына Человеческого), того Он исповедует перед Отцом Небесным.

Но кто из нас может рискнуть или дерзнуть сказать, что да, я исполняю эти слова: я люблю ненавидящего меня, я благословляю проклинающего меня, я молюсь за ненавидящего меня. А между тем в этих словах как в источнике заключается всё наше спасение, всё наше Православие, всё наше Христианство. С чего должен начинать человек, чтобы встать на эту стезю и исполнить эти слова? Именно с исполнения заповедей Божиих!

Но, когда мы говорим об исполнении заповедей Божиих, которые призывает нас исполнять Святая Церковь, не тех заповедей, которые исполняли великие подвижники благочестия, то к чему она нас призывает? Многие Святые Отцы говорили нам о том, что Господь не призывает нас жить сверх силы какой-то, несоизмеримой с нашим бытием и нашими возможностями – нет! В пост, особенно пост Великий, Святая Церковь призывает человека прочувствовать, осознать ту меру, в которой он должен находиться, то есть просить у Господа и постараться жить, пользуясь только необходимым для удовлетворения своих обычных повседневных потребностей – но не более того! Именно излишества, к которым прикипает и привыкает наша душа, и провоцируют рождение в ней великих страстей, из-под гнёта которых человеку очень сложно выйти.

620237

Несение Креста. Владимирская церковь, Нерехта
Восточный склон юго-восточной подпружной арки

В Евангелии мы находим очень важные слова Самого Господа: «Не пекитесь о завтрашнем дне, — говорит Он. — Не думайте и не говорите, что бы нам есть и что бы нам пить, и во что бы нам одеться, потому что, — дальше говорит Господь, — всего этого язычники, — или, по чтению другого евангелия, грешники, — ищут! Посмотрите на птиц сельных, посмотрите на цветы полевые! С одной стороны, птицы не собирают, не кладут в житницы, — Отец Небесный питает их, — говорит Господь. — С другой стороны, цветы полевые: они одеваются так, или Бог их одевает, что и Соломон во всей своей славе так не одевался! Но, — Господь говорит, — насколько лучше вы, чем эти птицы и цветы, маловерные! Итак, — говорит Господь, — не ищите, что есть, что пить и во что одеться — всего этого язычники ищут. Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и остальное всё приложится вам!» (см.: Мф. 6, 25–33; Лк. 12, 22–31).

Итак, если попробует человек жить по этим заповедям, а они заповедуются нам и в другой очень важной молитве, когда мы говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!» — только то, что требуется для поддержания моего естества, не более, я призываюсь просить; если человек поживёт в исполнении этих заповедей недельку, две, три, то он откроет о себе нечто. Во-первых, то, что легко справляется с исполнением этой заповеди, и, во-вторых, что, оказывается, столько у него было пристрастий, абсолютно ненужных для того, чтобы работать Господу! И тогда человек начинает уже осознавать, что значит несение креста.

Святая Церковь призывает нас к подвигу. Да, это, действительно, так, потому что крестоношение — это подвиг. Но если подвиг, если слово «подвиг», если слово «крест» здесь в этом смысле тождественны, то, конечно, слово «подвиг» будет тождественно и заповеди: «Любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас!» Но если это так, то оказывается, что тогда несение креста есть не что иное, как безропотное осуществление, а лучше сказать, попытка осуществления любви к Богу и к ближнему, которая и есть несение креста. Я несу крест только в том случае правильно, в Царство Божие несу крест только в том случае, если под гнётом всех тех страстей, которые пытаются сокрушить меня, всех тех обстоятельств, которые извне нападают на меня, как хищные звери, я остаюсь, я пытаюсь остаться человеком, любящим Бога и ближнего своего.

Если от действия страстей, если от действия внешних обстоятельств, которые не нравятся мне, я представлять начинаю из себя злобствующего человека, которому всё не нравится и всё не так (но при этом, конечно, я пощусь!), то о каком несении креста можно говорить? О каком Царствии Божием, о каком следовании за Господом можно говорить?

И вот Святая Церковь в середине Великого поста, износя Животворящее древо Креста Господня, вдохновляет нас ещё раз осознать, ради чего мы вступили на это поприще: не просто, чтобы отказаться от чего-то, а чтобы приобрести нечто большее!

И в сегодняшний день, конечно, хочется пожелать всем нам, чтобы эти простые заповеди, которые Евангелие просит начертать верующего человека у себя на сердце, почаще смиряли наш дух и постоянно напоминали нам о том великом идеале, к которому мы призваны. Если будем тянуться к нему, если будем стремиться к нему, то тогда мы воистину осознаем, что вне поста не может быть настоящей духовной жизни, не может быть спасения. Вне креста не может быть настоящей духовной жизни и спасения. Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще
в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 15.03.2015

Больше образов несения Господом Креста можно увидеть здесь>>

Дата последнего изменения: 26.02.2016