Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю о блудном сыне. 26.01.2015

о.Г_

С Воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о блудном сыне, она вторая в череде подготовительных к Великому посту. И на сегодняшний день выпадает празднование святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Святые новомученики и исповедники Церкви Русской – это великие подвижники благочестия, это те, кто своею кровью и своими слезами, своим потом и своими трудами, своим мужеством, своей ревностью в деле богоугождения обильно полили Церковь Русскую, и Она воспряла и воскресла. Сейчас перед нашими глазами совершающееся церковное возрождение – заслуга не наша, потому что мы очень немощные и хилые в духовном смысле слова, нас очень сложно расшевелить на творение дел благочестия. То возрождение, которое произошло с нашей Церковью, во многом связано именно с подвигом тех, кто подвизался в годину лютых, безбожных лет. Гонения, которые были воздвигнуты на в 20 веке, явили их веру в то, что Церковь Христова не может погибнуть, в то, что Она будет пребывать до Второго пришествия нашего Господа, явили переживание ими близости Божией как реальности, которая гораздо выше и сильнее, чем реальность физического мира. Все это сподвигало их бесстрашно полагать свои души за Господа и за Церковь. И Святая Церковь, сегодня прославляя собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, призывает и каждого из нас более вдумчиво и внимательно, более ответственно смотреть на судьбы истории, которые были совсем недавно, ведь земля русская еще не остыла от их крови, сподвигает нас на то, чтобы мы более ответственно подходили к принятию того великого дара, который дает нам Святая Церковь и который называется Православием. История свидетельствует нам о том, что однажды прозевали русские люди этот божественный дар, пренебрегли им и пустились на путь бесчестия, на путь забвения Бога. За это и была принесена величайшая из жертв русским народом за грех богоотступничества – десятки миллионов человеческих жизней.

Если не найдем в себе сил, если не найдем в себе ревности угождать Господу и ближним своим, то может случиться, наверное, и еще более непоправимое. Однажды Господь, исцеляя расслабленного у Овчей купели (Ин. 5: 1-15), который лежал 38 лет, сказал ему такие слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». В символическом смысле слова Церковь Русская, подобно расслабленному, очень долго лежала в расслаблении в силу объективных и субъективных обстоятельств: она была обезглавлена упразднением патриаршества, но и многих обывателей не устраивало то мироощущение, которое проповедовала Церковь. Последовали реанимационные меры, закончившиеся встряской, но и таким воскресением церковным. И сейчас мы как продолжатели того великого дела, которое было начато нашими отцами, положившими души свои за Церковь и за Православие, не можем позволить себе находиться в подобном расслаблении, в пренебрежении к исполнению Заповедей и Закона Божия.

a854710345cf_0И чтобы лучше осознать всю ту величину, с одной стороны, падения человеческого, а с другой стороны, той высоты, к которой Господь призывает каждого верующего человека, Святая Церковь назидает нас сегодня притчей о блудном сыне (Лк. 15: 11-32) — притчей всех времен и народов. В ней раскрывается суть замысла нашего Промыслителя и Спасителя о греховном человечестве.

Уходит младший сын на «страну далече», можно сказать, открыто в лицо отцу говорит: «Я хочу пожить хорошо – умри для меня сейчас, и завещание, которое ты, не знаю когда оставишь, осуществи в полной мере сегодня, я не могу ждать». Вот такой страшный вызов он делает своему отцу и уходит, и иждивает все имение, которое пóтом и кровью скапливал его отец из-за любви и к своему младшему сыну, лелеял и надеялся, что когда-то передаст ему его для того, чтобы дать возможность своим детям, своим внукам жить достойно, честно и праведно. Когда же этот сын, с блудницами иждивший свое имение, приходит в себя по причине жестокого голода, он вдруг осознает, что у его отца так много наемников, которые досыта едят хлеб, а ему нечего съесть в этой стране: даже того корма, которым питаются свиньи, ему никто не дает. Он приходит в покаянные чувства и говорит: «Вот что сделаю: пойду и скажу отцу своему: отче, прости меня – я согрешил перед Небом и пред тобою, и приими меня как одного из твоих наемников». Сын начинает возвращение в свой родной дом. И оказывается, что отец, несмотря на то, что, конечно, знал о своем сыне много плохого, все это время ждал его, высматривал, и, как только увидел издалека идущего, выбежал сам ему навстречу и облобызал его. Сын успел только произнести: «Отче, я согрешил перед Небом и пред тобою». А отец повелел своим слугам вернуть сыну ту одежду, в которой он ходил в отчем доме, велел им заклать упитанного тельца, самого лучшего, для того, чтобы совершить пир, чтобы все возрадовались по поводу возвращения младшего сына.

Все это, конечно, является образом той Божественной любви, которая постоянно ждет каждого из нас, высматривает, не сделали ли мы шаг навстречу Господу, не созрели ли для того, чтобы сказать эти величественные слова: «Согрешил на Небо и пред Тобою, прими меня как одного от наемников Твоих». Притча свидетельствует всем нам, что каждый человек, вне зависимости от того понимает он это или не понимает, осознает или не осознает, в глазах Божиих является блудным сыном. Но все зависит именно от того, он блудный сын кающийся, или блудный сын, довольный собой, не имеющий потребности абсолютно ни в каком покаянии. Если из глубины сердечной у человека раздается вопль осознанности того, что ему без Бога плохо, что своей жизнью он согрешает и оскверняет Божественную любовь, которая дана ему как дар, то Господь принимает такого человека, Он рад ему, и Он готовит для него всегда великую и радостную трапезу, сообщающую ему неизреченное веселие. По объяснению святых толкователей, такой трапезой в рамках земного бытия для нас является Святая Евхаристия, Причащение Святому Телу и Крови нашего Господа Иисуса Христа.

Можно сказать, что по отношению к Святой Евхаристии верующего и определяется, правильно ли он воспринимает свои отношения с Богом. Совсем недавно было архиерейское совещание, на котором было отмечено то, что многие верующие, к сожалению, оставляют великий благочестивый навык как можно чаще и регулярнее приступать к причащению Святых Христовых Таин. Происходит это, возможно, по причине непросвещенности и непонимания до конца того, чтó Святая Евхаристия значит, а ведь, между тем, нет выше и больше Таинства на земле. Господь устанавливает это Таинство как исключительнейшее. И все, что происходит в жизни верующего человека, в определенном смысле устремляется к Божественной Литургии, весь ход его даже не богослужебной жизни. Но если это так и если центром Божественной Литургии является Святое Причащение, то значит, что вся наша жизнь устремлена к нему.

В противном случае получается (постараемся приточно объяснить) довольно несуразный момент. Все мы знаем, что наши родители имеют к нам великую любовь. И вот, они зовут нас к себе на праздник и, мама, например,  говорит: «Я испеку для тебя торт». Она покупает лучшие продукты, она с заботой, любовью и, самое главное, с радостью о том, что приедет дочь или сын, начинает этот торт выпекать. Она печет его часто ночью, а утром ждет дорогих гостей. И приходят в дом дети, приходят радостные, но вдруг говорят: «Знаешь, мама, извини, мы по дороге зашли в одно кафе или ресторан, посидели там неплохо, пообедали, поэтому торт свой скушай сама, мы верим, что он очень вкусный!» Согласитесь, что будет крайней степенью жестокости и абсурдности так поступить. Но если это мы проецируем эту притчу на Святую Евхаристию, то что тогда окажется? Божественная трапеза уготована, тельцы закланы, радость и веселие готовы ворваться в наши души и сердца, а мы пришли в храм, постояли, развернулись и ушли. Что может быть в каком-то смысле бессмысленнее того, что мы делаем?

И вот, Архиерейское совещание, констатировало данный факт, страшный факт, случающийся в жизни верующего человека. Поэтому призвали архиереи Русской Православной Церкви более ответственно подходить к тому, что мы называем Божественной Литургией и как можно чаще и ответственнее причащаться. Ведь во время Божественной Литургии Господь каждого из нас готов ввести в особую реальность, которая называется Царством Божиим, пришедшем в силе. Но ведь в этом и заключается смысл всего церковного вероучения. Не будем пренебрегать этим великим Божественным даром. Наступили недели подготовительные к Великому Посту, затем начнется Великий Пост. Постараемся повнимательнее вслушаться и вчитаться в учении Святой Церкви о Евхаристии, постараемся поглубже осознать глубину своего падения, сделать так, чтобы из наших сердец реально, не понарошку, вырвался вопль того, что мы действительно согрешили перед Небом, пред Богом. Тогда обязательно Господь подаст свой великий дар вкушения Царства Божия. И вкусив его, сердце откроет в себе особый мир Христов, и свет, и любовь, и тогда человеку уже не надо будет напоминать, как это делаем мы сейчас, о необходимости более частого, ответственного Причащения Святых Христовых Таин.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, в неделю подготовительную к Великому Посту, когда Святая Церковь предлагает нам образ блудного сына, возблагодарим Господа за то, что Он не забывает нас грешных, напоминая нам о самом главном, о том, чтó мы являем собою в глазах Божиих, призывая к покаянию, а через него и к вкушению вечного Небесного Царства.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова
была произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще
в Неделю о блудном сыне, 26 января 2015 года

Дата последнего изменения: 26.02.2016