Евангельские тайны Рождества. Интервью прот. Георгия Климова журналу «Покров»

о.Г_

Бог через таинство воплощения являет Себя Человеком. Сколько таин связано с Рождеством Христовым! В какой же все-таки год от Рождества Христова мы сейчас живем? Почему в родословии Спасителя в евангелиях от Матфея и от Луки встречаются разные имена? Что это за загадочная цифра 14? В нашей традиционной рубрике читаем Евангелие вместе с преподавателем МПДА и Высших Богословских курсов МПДА, настоятелем храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, благочинным Троицкого округа Москвы протоиереем Георгием Климовым.

Семь слов о Родословии Христа Спасителя

Книга Нового Бытия

Родословие Господа Иисуса Христа содержится в двух Евангелиях: от Матфея (Мф. 1:1-17) и от Луки (Лк. 3:23-38). Открывают всю книгу Нового Завета первые слова Евангелия от Матфея. По-церковнославянски читаем: Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Мф. 1:1). В русском переводе: Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова (Мф. 1:1). В древности книги не озаглавливались. Название книга получала по первому слову или по первым словам, стоящим в ней. Многие толкователи говорят о неточности как славянского, так и русского перевода: они не буквальны. В греческом тексте стоят два слова: вивлос генезеос (греч. βίβλος γενέσεως). Вивлос – значит книга, причем большая книга. Толкователи (в частности, проф. М.Д. Муретов) полагают, что если бы евангелист Матфей хотел обозначить первым словом исключительно родословную, то он поставил бы другое греческое слово – библион (греч. βιβλίον), то есть сравнительно маленькая книжечка – небольшое повествование; отсюда всем известное нам слово Библия (мн. ч. – греч. βιβλίa) = книги, собрание небольших по объему книг. А генезеос – род. падеж от γένεσις – генезис – слово, которое значит процесс происхождения, возникновения, становления. Именно так называется в греческой Библии-Септуагинте самая первая книга, та, что в славянской и русской Библиях имеет название «Бытие». Если бы евангелист Матфей хотел обозначить в своём повествовании то, что локально относится лишь к родословной, он употребил бы другое слово. Для этого в греческом языке есть слова: синодия (греч. συνοδία, отсюда наши синодики = перечисление имён) или же генеалогия (греч. γενεαλογία, отсюда понятие: «генеалогическое древо»).

Какой же смысл вкладывает в сочетание самых первых двух слов своего евангелия – вивлос генезеос – апостол Матфей? Не хочет ли он заставить нас понимать эти слова в широком и общем значении: «Книга Бытия, или Истории, или Явления» Мессии-Христа и видеть в них указание на то, чтоʹ послужило историческим условиям явления Христа, чтоʹ само это явление совершило в истории человечества. Учитывая же то, что Евангелие от Матфея – первая книга Нового Завета, не можем ли мы применить ее два первых слова ко всему Новозаветному Писанию, именуя и его Книгой явления-бытия Христа и Его Церкви?

Бог спасения

SONY DSCВ первых словах Евангелия от Матфея указывается, что это родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1). Первое имя, Иисус, – дается Господу по рождению, второе Христос, – дается по служению. Имя Иисус (греч. Ἰησοῦς) соответствует еврейскому послепленному усеченному имени Иешуа (евр. Йешуа). Переводится это имя – Бог-помощь, Бог-спасение. Для иудеев, поскольку они слово Бог не могли произносить, просто: Помощник – это одно из имен Божиих. (Помощник и Покровитель бысть мне во спасение см. Исх. 15:1-19). Пришедший в мир Иисус есть в собственном смысле Спаситель рода человеческого. Имя Христос – греческий перевод еврейского слова Мессия (евр. Машиах), а если перевести на русский: Помазанник. Из Ветхого Завета известно, что у иудеев помазывались только цари, пророки, первосвященники. Как имя собственное, оно принадлежит только Тому, Кто, как истинный Спаситель человечества, объединяет в Себе эти три частные стороны, являясь совершенным и единственным Помазанником Божиим.

Векторы

Цель родословной, которую приводят евангелисты Матфей и Лука, показать происхождение Иисуса Христа, истинного обетованного Спасителя мира. Но родословие в Евангелиях от Матфея и от Луки отличаются. У евангелиста Матфея родословие приводится по нисходящей: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его (Мф. 1:2), далее перечисляются потомки вплоть до Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1:16). А в тексте Евангелия от Луки родословие приводится по восходящей линии, т. е. от Христа и выше начинают перечисляться предки и, в конце концов, родословие доходит не только до Авраама, как у евангелиста Матфея, но до самого Адама, и даже говорится, что Он – Сын Божий: …Еносов, Сифов, Адамов, Божий (Лк. 3:38).

Число 14

Евангелист Матфей различает в родословии Христа три периода, это периоды жизни иудейского народа: 14 родов от Авраама до Давида (период патриархов или обетований), 14 родов от Давида до плена Вавилонского (период царей или пророчеств), 14 родов от плена Вавилонского до Христа Владыки (период первосвященников или ожиданий). Что означает число 14? Во-первых, число 14 может быть понято как сумма числовых значений тех букв, которыми по-еврейски записывается имя Давид (в древних языках, как и в церковнославянском, цифры обозначались буквенно). Второе объяснение может быть связано с лунным календарем, по которому жили иудеи. Подобно тому, как время возрастания и убывания луны укладывается в 14 дней, так же и история иудейского народа знает периоды подъема и упадка и они изображены у евангелиста Матфея отрезками в 14 родов.

Рождество

Евангелист Матфей в своем Евангелии дает откровение о чудесном непорочном зачатии и рождении Господа. Свидетельствует о том, что Богочеловек действительно во всем подобен нам, но приходит в мир особым образом. Как это откровение в тексте Евангелия от Матфея реализуется? В родословной Господа 14 родов получается при следующем счете: первый упомянутый и последний должны быть перечислены. Однако чтобы в третьем периоде от Вавилонского плена до Христа Владыки получить 14 родов надо будет вести счет следующим образом: Салафииль – первый, …, Иосиф – двенадцатый, Мария – тринадцатая, и Христос – четырнадцатый. Вот этим введением Марии в родословие, хотя женщины не вводились, евангелист Матфей хочет сказать, что в непосредственном отношении к Рождеству Христову стоит только Дева Мария и больше никто. Причем если говорится: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова (Мф. 1:2) и так далее, то здесь сказано: Иосиф муж Марии, из Нея же родися Иисус (Мф. 1:16). Христос Сам рождается.

Женщины

Еще в родословии Христа в Евангелии от Матфея вразрез с традицией упоминаются (но не учитываются при счете) женщины. Зачем это понадобилось евангелисту Матфею? Обратимся к свидетельству Иоанна Златоуста: «К решению вопроса зачем евангелист вводит в родословие женщин ведет то наблюдение, что упоминаемые здесь женщины были или язычницами по происхождению (там действительно упоминаются в пятом стихе Раав и Руфь (Руф. 1:4) – прим. прот. Георгий Климов) или же – женщины злонравные». Так Златоуст называет: блудницу Раав (Нав. 2:1), уже упомянутую; Фамарь, обманом вступившую в половую связь со свекром (Быт. 38:6-30), Вирсавию, которая была женой Урии. Царь Давид соблазнился ею, они впали в прелюбодеяние, а после царь как соперника отравил ее мужа на самый опасный участок фронта и так умертвил, чтобы взять за себя вдову его (2 Цар. 11:2-27). В намерениях евангелиста их упоминанием обличить фарисейское самомнение. Иудеи рождение по плоти от Авраама и исполнение дел Закона, вне зависимости от сердечных расположений, считали единственными и достаточными условиями для вхождения в Царство Небесное. А евангелист Матфей указывает, что нужны еще дела веры и покаяния. Только тогда ты достоин спасения.

Разные имена

В Евангелиях от Матфея и от Луки в Родословиях Господа в диапазоне от Давида до Иисуса Христа встречаются разные имена. Почему? Наиболее простое объяснение: Поскольку и Иосиф, и Дева Мария были из колена Давидова, то Матфей дает родословие по линии Иосифа, т. к. по Закону Иосиф был Его отцом (а Христос пришел Закон не нарушить, а исполнить (см. Мф.5:17)), Лука же дает родословие по линии Девы Марии. Однако здесь возникает противоречие с церковным преданием. В родословной по Евангелию от Луки (Лк. 3:23) ближайшим ко Христу (не считая мнимого отца Иосифа) стоит Илий. Значит, он – отец Девы Марии. Из предания же известно, что имя отца Девы Марии – Иоаким. Но противоречие может быть снято простым доводом: у иудеев эпохи Христа в порядке вещей было иметь два и даже три имени. Поэтому и отец Девы Марии мог иметь два имени: Илий и Иоаким.

Датировка Рождества Христова

Сейчас наступил 2015 год, но современная библеистика утверждает, что на дворе как минимум 2019 год, потому что при расчете даты Рождества Христова была допущена ошибка. Так ли это?

Епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге «Христос и первое христианское поколение» пишет: «Ясно, что дата Рождества Христова должна быть тою чертою, от которой отсчитываются все прочие события. Но дело в том, что христианская эра, установленная Дионисием Малым, монахом, жившим в VI веке, была вычислена неправильно. Существует несколько систем научной хронологии евангельской истории. Точная дата Рождества Христова не может считаться окончательно установленною. Чаще всего его относят к 4 году до христианской эры». Какие же указания Евангелия и светской мировой истории для установления точной даты обычно принимаются во внимание? Что в самом Евангелии говорит в пользу ошибки как минимум на 4 года?

SONY DSC

Первый момент связывают традиционно со свидетельством Евангелия о том, что Христос родился в дни царя Ирода Великого (Мф. 2:1). Значит, узнав год смерти Ирода Великого, можно будет назвать точно дату, позже которой Христос родиться не мог. Иудейский историк II века Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» в 17-й и 18-й книгах описывает последние месяцы Ирода Великого. К сожалению, он не дает никаких хронологических координат. Однако, многие библеисты утверждают, что из описаний последних дней Ирода следует, что он умирает практически на праздник Пасхи, незадолго до которого случается лунное затмение. Зная иудейскую Пасхалию, высчитывают дату совпадения лунного затмения с Пасхой в исследуемом промежутке: это 3 год до нашего летоисчисления. Если еще учесть время пребывания Христа со святым семейством в Египте перед смертью царя Ирода, то мы вынуждены будем говорить о том, что Христос родился не позже, чем в 4 году до нашего летоисчисления.

Второй момент – это свидетельство Евангелия от Луки, 3 глава: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником…». О чем здесь речь? О том, что в 15-й год правления Тиверия кесаря Иоанн Креститель выходит на проповедь на берега Иордана. Что это нам дает? Практически все исследователи полагают, что служение Иоанна Крестителя не могло быть продолжительным, он не мог долго проповедовать. Его деятельность максимум могла длиться полгода. Значит, в эти полгода он должен был крестить и Иисуса. Но в момент крещения (то есть в 15-й год правления Тиверия) Господу было чуть больше тридцати лет (Лк. 3:21-23). При переводе на наше летоисчисление 15 год Тиверия кесаря приходится на даты: с 1 октября 27 года по Рождеству Христову до 30 сентября 28 года по Рождеству Христову. Итак, в 27 году по нашему летоисчислению Иисусу было чуть больше, чем 30 лет. Тогда при попытке вычислить, когда родился Иисус, опять невольно придем к 4 году до нашего летоисчисления.

Следующий момент: Евангелие от Иоанна, 2:13-22. Здесь речь идет, о том, что в начале Своего служения Христос очищает Иерусалимский храм. «На это иудеи сказали: «Каким знаменем докажешь ты нам, что ты имеешь власть так поступать?» Иисус сказал в ответ: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». На это сказали иудеи: «Сей храм строился 46 лет, и ты в три дня воздвигнешь его?» Что это нам дает? Дело в том, что когда Иисус начинал Свое служение, Иерусалимский храм еще до конца не был закончен, реставрация продолжалась. Практически все уже было готово, но все-таки работы еще не были доведены до конца, делали облицовку. Итак, Христос начинает Свое служение, Ему 30 лет. Храм строился 46 лет. С какого момента он начинает строиться? Опять же, благодаря Иосифу Флавию знаем, что Ирод Великий начинает капитальную реконструкцию храма в 18 год своего правления. Ирод воцаряется, согласно Иосифу Флавию, в 37 году до начала нашего летоисчисления. Значит, в 19 году до нашего летоисчисления начинается реконструкция и длится 46 лет. Тогда дата очищения Христом храма приходится на 27 год по нашему летоисчислению. В это время Господу чуть больше 30 лет. Опять невольно выходим на то, что Рождество Христово должно было быть около 4 года до нашего летоисчисления. Убедительно? Конечно.

Четвертый момент. Христос пострадал на Кресте в праздник Пасхи иудейской. Эта Пасха была с Пятницы на Субботу. В тот момент, когда Христос на Кресте страдал, было солнечное затмение. И известно, наконец, что это было в самом конце общественного служения, когда, соответственно, Христу было 33,5 года. Имея такую массу данных, несложно вычислить, когда случилось такое затмение, совпавшее с Пасхой иудейской. Ученые высчитывают: это было 7 апреля 30 года. Но Христу тогда было 33,5 года. Опять получается, что Он родился как минимум в 4 году до нашего летоисчисления.

Пятый момент, на который также ссылается современная библеистика, связан с попыткой вписать известную по Евангельской истории Звезду Волхвов в круг движения небесных светил. В декабре-марте 1603-1604 годов на небе наблюдался парад планет, когда выстроились в одну линию Юпитер, Сатурн и чуть позже к ним присоединился Марс – царская звезда. Тогда же на небе появляется звезда небывалой величины. Это дало повод астроному Кеплеру предположить, что подобное могло случиться и накануне Рождества Христова. Расчеты ученого по времени подобного парада планет выпали на 6 год до Рождества Христова. Современные библеисты, отмечая то, что Ирод выведывает у волхвов время появления звезды (Мф. 2:7) и издает указ избить всех младенцев от 2-х лет и ниже (Мф. 2:16), вычитают из этого 6-го года эти 2 года и, таким образом, опять выходят на дату Рождества Христова – 4 год до нашего летоисчисления.

Признаем, что все приведенные выше данные очень убедительно звучат. Однако следует заметить, что не все наши русские библеисты-исследователи полностью принимали все эти доводы и аргументы. Что можно сказать по поводу первого момента – того, что Христос рождается в дни Ирода Великого? На самом деле если будем внимательно читать Иосифа Флавия, то впечатления, что все произошло практически единовременно: затмение луны, Пасха и смерть Ирода Великого – не обязательно возникает. У читателя, поскольку мысль Иосифа Флавия постоянно то уходит, то приходит, петляет по разным дворцовым интригам в доме Ирода Великого, складывается впечатление, что между этим затмением луны и смертью Ирода Великого могло пройти, допустим, 2 года, а то и больше. То есть это все достаточно размытая база для построения доказательств.

Второй момент связан с 15 годом правления Тиверия кесаря. Что известно о Тиверии? Тиверий был приемным сыном императора Августа Октавиана. У кесаря просто не было наследников. Он его усыновляет, для того, чтобы сделать императором. Известно, что сначала Тиверий три года был соправителем у Августа, а потом, когда тот умирает, начинает самостоятельное правление. Если учитывать три года соправления Тиверия при Августе, то тогда, действительно, выходим на то, что 15 год правления Тиверия кесаря был 27 годом по нашему летоисчислению. А если посчитаем только самостоятельные годы правления Тиверия кесаря, то вынуждены будем сказать, что 15 год его правления – это 30 год нашего летоисчисления. Евангелист Лука, к сожалению, не уточняет для нас, считает он три года соправления или нет. И так, и так могло быть.

Дальше то, что касается данных Иосифа Флавия, связанных с очищением храма. Иосиф Флавий действительно говорит, что Ирод Великий в 18 год своего правления начинает реконструкцию храма. Но Иосиф же Флавий говорит – это очень интересный факт! – что указ на царство от императора Ирод получает в 37 году, но из-за тех смут, волнений, мятежей и неурядиц, которые были в Иудейском царстве, к правлению он смог приступить только через 3 года, то есть в 34 году. И вот от чего нам эти 18 лет отсчитывать, от 37 или от 34 года? Если от 34, то тогда и здесь все встанет на свои места, потому что 46 год реконструкции храма выпадет на 30 год по нашему летоисчислению.

Четвертый момент. Дело в том, что на Пасху всегда бывает полнолуние, а это значит, что в этот момент затмения солнца, естественным образом происходящего, никак быть не может. Не случайно церковные учителя все как один говорили, что это было чудесное затмение. А если оно было чудесное, то и высчитать его нельзя, как это сделали астрономы, пользуясь традиционными расчетами и выкладками по движению планет.

Тоже самое касается и пятого момента – Звезды Волхвов. События Рождества Христова сопровождали многие чудеса, и одним из таких чудес является Звезда Рождества. Неслучайно святитель Иоанн Златоуст, а вслед за ним и блаженный Феофилакт Болгарский говорят, что это была умная сила – Ангел, явленный в виде звезды. Попытка вписать чудеса в рамки рационального объяснения, вписывающегося в естественные законы бытия, – не есть ли путь отвержения веры?

Крайняя затруднительность вычисления даты Рождества Христова не свидетельствует ли нам о том, что это Событие лежит вне времени? Апостол Павел говорит, что Пришествие Бога во плоти есть «велия благочестия тайна» (1 Тим. 3:16). Рождество Христово – свершившееся таинство, которое не поддается абсолютно точному описанию в рационалистических параметрах мира. И если евангелисты, которые писали исключительно для того, чтобы научить нас спасению, не сообщили нам точной даты Рождества Христова. Не значит ли это, что знание этого факта или, наоборот, незнание никоим образом не определяют нашего спасения? И тогда не хочет ли нам Сам Господь, оставивший эту тайну, подсказать, что заниматься надо не подсчетами времен и сроков (Деян.1:7), а сосредоточиваться исключительно на своем спасении через покаяние (Мф. 4:17). А для этого нужны не расчеты, а вера.

Христос рождается, славите!

Журнал «Покров», №12, 2014, с. 6-10.

Дата последнего изменения: 26.02.2016