Воскресная проповедь прот. Георгия Климова. Притча о безумном богаче. 30.11.2014

07_07_2013 061С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с первым воскресным днем Рождественского поста!

Сегодня мы с вами слышали притчу нашего Спасителя, которая традиционно называется «Притча о безумном богаче» (Лк. 12, 16-21). Безумие богача Господь обозначил очень просто: то богатство, которое дал ему Бог, он потратил на себя, а не на нуждающихся вокруг людей.

По меркам мира, который лежит во зле, того мира, в котором каждый из нас постоянно вращается, по законам которого, хочет или не хочет, оказывается вынужденным жить, конечно, богач был не безумным, а мудрым. Однако с точки зрения Евангельской это все-таки безумие. Чтобы понять до конца, в чем оно заключается, необходимо посмотреть на контекст, в котором сегодняшняя притча была рассказана Христом, потому что Он не просто и не сразу привел эту притчу.

К Господу подошел один человек и попросил: «Учитель, помоги нам разделить имение со своим братом» (см.: Лк. 12, 13). На это Господь ответил: Кто поставил Меня судить или делить вас? (Лк. 12, 14), а потом, обратившись к слушающим Его, сказал: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). И вот только после этого Он рассказал притчу о безумном богаче. Сказав же ее, продолжил говорить очень важные слова, например, о том, чтобы люди не пеклись, что есть, что пить, во что одеться, добавив: Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12, 31), обозначив тем самым золотое правило спасения. Также Христос призвал: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12, 35).

Таков контекст беседы Господа. Когда мы представляем его, нам многое и из притчи о безумном богаче по-особому открывается. Богач, у которого, как говорит Писание, «угобзилась нива», вдруг ошеломленный тем прибытком, который получил, стал терзаться вопросом: «Что мне делать и как мне быть?» И почему-то он наивно полагал, что от возможности скопить много добра и денег, увеличится и возможность пожить подольше и получше: в его глазах от средств существования в прямой зависимости находятся его здоровье и дни, которые он должен был прожить на земле. И вот он решил сломать старую житницу и построить новую, начать жизнь заново, с чистого листа, — благополучную, веселую, беззаботную. И он, действительно, осуществил свой план и сказал душе своей: «Душа, ешь, пей, веселись, потому что у тебя много добра на многое время» (ср.: Лк. 12, 19).

Надо признать, что действия богача — это заблуждение любого миролюбца, который полагает, что способы комфортного, уютного и теплого жития могут продлить человеку те дни, которые Господь ему отпустил. Но самое главное ведь, для чего [отпустил]? Бог отпускает нам дни не просто для того, чтобы мы здесь поели, попили, повеселились, пообщались, нет! Эти дни отпущены нам исключительно на исправление себя или, говоря евангельским языком, на покаяние. И, если человек пренебрегает этим главным деланием в дни своей земной жизни, то какими бы он запасами денег и материальных богатств не располагал и в какой бы он хорошей обстановке не находился, [то он находится в великой опасности] — Всемогущий Бог знает, что говорит! А сказал Он богачу такие слова: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20).

Конечно, к каждому из нас эта притча, может быть, напрямую и не относится: у нас нет ни нив, ни урожая хлеба, ни каких-то житниц и погребов, которые имел богач. Однако, если мы внимательно посмотрим на себя, то каждый из нас обязательно заметит, что он так или иначе постоянно ждет какого-то ошеломляющего и внезапного прибытка, когда вдруг появится все и сразу! Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что мы не можем осуществить ту жизнь, которую осуществлял безумный богач, однако находиться в мечтаниях о такой жизни, какую он имел, каждый из нас может и делает это. Но ведь Священное Писание поставляет человеку в грех не только дела и слова, но и мысли. Значит мечтания-переживания о том, как я здорово заживу, если вдруг и мне «угобзится нива», являются греховными, они нарушение Божественной заповеди.

Казалось бы, богач ничего страшного не делает, он никого не обижает, он ни у кого ничего не отнимает, потому что, как ему кажется, та нива, которая уродилась, – его: он, в определенном смысле слова, своими собственными руками ее взрыхлил, вспахал, посадил, вырастил. Но Священное Писание называет его безумным. Почему? Потому что никто не принадлежит себе! Человек принадлежит Богу. Он Своим всемогуществом вызвал нас из небытия, не посоветовавшись с нами, и так же выведет из рамок земного бытия, не посоветовавшись с нами. А это значит, что не только мы, но и все то, что принадлежит, как нам кажется, нам, — принадлежит Господу. И поэтому, когда человеку дается в руки какое-то богатство, не должен ли он подумать, для чего оно ему дается, если это сверх его потребностей и возможностей? И для нормального или, можно сказать языком Священного Писания, мудрого, а не безумного человека будет очевидно, что это богатство дается ему для того, чтобы он поделился со своими ближними: напоил, накормил, напитал их, ведь за каждым из них, согласно тому же Евангелию, стоит сам Христос. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25, 40), — скажет Он на Страшном Суде. И тогда оказывается, что самое страшное здесь не то, что мы кому-то чего-то не дадим из того, чем могли бы поделиться, а страшна здесь замкнутость на себе как сердечное расположение: «Я ни у кого ничего не ворую, и, соответственно, никому ничего не должен». Именно через это я закрываю свое сердце для дел милосердия и добра, для любви к ближнему и к Богу, закрываю его для возможности входа в него Царства Божьего. В этом и заключается мое безумие.

Господь неслучайно сказал: «Пусть будут чресла ваши препоясаны и светильники ваши горящи» (Лк. 12, 35). По объяснению толкователей, препоясанные чресла обозначают не только постоянную деятельность на ниве своего спасения, нет. Препоясанные чресла обозначают в определенной степени тот аскетизм, к которому призывает нас Святая Церковь. «Смотрите!- говорит Господь в этой же беседе Своим ученикам и народу, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (см.: Лк., 21: 34). Поэтому препоясанные чресла есть символ аскетического образа жизни, а горящие светильники – образ постоянного наблюдения за тем, правильно ли я живу, исполняю ли я Заповеди Божии. Сытая жизнь превращает человека в безумного богача.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы можем услышать и другой призыв. Может быть, мало, кто задумывается о нем. В определенном смысле, всякий верующий человек – это богач. Это тот богач, которому «угобзилась нива», это тот купец, который знает, где находится сокровище, или который ищет красивые жемчужины. И, если сегодня безумный богач говорит: «Что сотворю: се сломаю житницы и сделаю новые и положу туда много добра и скажу душе своей: ешь, пей и веселись» (Лк. 12, 18-19), то не есть ли это призыв и для каждого из нас сказать: «Пора ломать свои старые житницы, пора обновлять свое сердце, которое набито невесть какими сокровищами, но только не теми, какими нужно!» И возможность изменения этой житницы только одна – это покаяние сердечное! И тогда в него может войти много добра – дел милосердия и любви, дел сострадания и дел сопереживания. Вот если все это действительно будет положено в наше сердце, будет набито туда как продукты питания, то тогда каждый из нас сможет воистину сказать: «Душа моя, тебе предлежит много добра на многое время, ешь, пей, веселись и радуйся о Господе нашем Иисусе Христе, потому что, то, что есть в твоем сердце есть истинный залог вечного спасения».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова была произнесена
в храме иконы Божией Матери »Нечаянная радость»
в Марьиной Роще  
30 ноября 2014 г.

Дата последнего изменения: 26.10.2015