Воскресная проповедь прот. Георгия Климова. Неделя поВоздвижении. Притча о талантах. 28.09.2014

о.Г_С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя неделя именуется Неделей по Воздвижении, поскольку вчера был праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И мы с вами сегодня слышали евангельское зачало, где Господь призывает своих верных учеников нести крест и говорит, что тот, кто хочет быть там, где Я, пусть последует за мной.

Само по себе крестоношение для каждого человека очевидно, но все зависит от того настроя, с которым человек несет крест по жизни. А крест — это все те скорбные неприятные обстоятельства, которые сопровождают нас, которые ниспосылаются нам премудрой десницей Божией, для того чтобы мы исправились, для того чтобы мы стали лучше, для того чтобы мы исповедовали и державу Отца Небесного над всеми нами, с одной стороны, Его промысл, с другой стороны, свою немощь, с третьей стороны.

На что направлено несение креста? Когда Святая Церковь говорит нам о том, что невозможно спасение без несения креста, то она что-то имеет в виду очень важное. Так что же? И если человеку задать этот вопрос, то он не сразу сможет на него ответить. Несешь крест, — а какая связь с тем, что ты спасешься? И в определенном смысле притча вторая, которую сегодня мы слышали из Евангелия от Матфея, отвечает нам на этот вопрос — притча о талантах (когда говорится, что одному было дано пять талантов, другому — два таланта, третьему — один талант). Талант — это очень большая денежная единица, которая существовала в древнем Израиле. Она равнялась десяти тысячам динариев. А прожиточный минимум в то время составлял десять динариев в месяц для семьи среднестатистической иудейской. То есть это огромная сумма.

И в притче мы видим, что Христос похваляет тех, кто отдал в рост свои пять талантов, которые были даны ему от господина, и получил прибыль в два раза большую, чем у него имелось, когда господин уходил из страны далече. И порицается тот, кто талант единый, данный ему, зарыл в землю. И, в общем-то, по справедливости и объективно правильно поступая, когда господин вернулся, раскопал этот талант, отдал ему и сказал: «Вот, господин, твое. То, что ты мне дал, я тебе возвращаю».

За что наказывается неверный раб, который неправильно поступил с тем даром, который был дан ему Господом? В приложении к нашему православию, к нашему христианству мы можем рассуждать о том, что под этими талантами мы должны понимать, конечно, не огромные суммы денег или какие-то еще вещественные благодеяния, которые сопровождают нас по жизни, — нет.

Конечно, под талантом мы должны понимать в первую очередь ту жизнь, которую нам дает Господь, которая несоизмерима ни с какими деньгами, ни с какими материальными благами в этом мире, потому что никто не сможет ни за какие деньги жизнь купить. И даже Господь в одном из мест в Евангелии, мы слышим, как говорит: «Какая будет измена человеку, если он весь мир приобрящет, а душу свою отщетит?» (ср.: Мк., 8: 36-37). То есть богатство всего мира вместе взятое, на весах Божественной любви и правосудия никогда не перетянут, и даже более того, не смогут равняться с даром жизни, данной каждому человеку по отдельности.

Но что значит, дать в рост талант, данный Господином, Который уходит во страну далече, Которого как бы нет в нашей жизни, мы Его не чувствуем, не осязаем нашего Господа, но мы веруем в Него, мы знаем, что Он придет? Святая Церковь говорит нам о том, что Господь произносит эту притчу, действительно, накануне Своих страданий. Но

эта притча, которую произносит Господь, звучит именно как условие стяжания Царства Божия. И этим условием выступает жертвенная любовь. А это значит, что эта притча призывает нас исключительно к тому, чтобы любовь, замкнутую на себя, то есть, попросту говоря, эгоизм, в котором каждый из нас постоянно находится и страдает, разомкнуть и стать способным любить ближнего своего.

Но как его любить? Нельзя же просто проснуться однажды утром или, засыпая вечером, сказать, что завтра я проснусь и буду всех любить. Нельзя заставить человека любить. Можно только подготовить себя к дару Божественной любви. И вот Священное Писание и Четвероевангелие открывают нам этот единственно возможный способ: через исполнение заповедей Божиих, через исполнение этих простейших заповедей, которые, как нам кажется, нам вполне понятны, но «почему-то» мы их не хотим исполнить.

И в этом смысле становится понятным, что самая в определенном смысле главная заповедь, которая дается человеку, живущему в миру: заповедь о милосердии и заповедь о милостыне, — она является довлеющей, потому что только благодаря ей человек может разомкнуть этот порочный круг в самом себе; он может научиться отдавать себя другим. Именно себя отдавать другим, потому что истинное милосердие и истинная милостыня определяется не тем, сколько ты лишнего, тебе не нужного, отдал другому, а другим, как говорит блаженный Феофилакт, — не тем, сколько ты отдал, а тем, сколько себе оставил!

Но какое таинство совершается при этом? При этом начинает совершаться истинное таинство милосердия, потому что человек начинает стяжать расположение сердечное, способное впустить Божественный дар спасения, который также является даром милосердия.

А тот раб, который закапывает талант в землю (это тоже очень символично), по сути дела, является образом или символом того, как человек данный ему талант жизни обращает на служение плоти и земным потребностям, совершенно не хочет знать, не хочет видеть, чувствовать то, что он носит в себе образ Божий. И вместо того, чтобы прославлять Отца Небесного своею жизнью, он исполняет другие слова, негативные слова Священного Писания: человек в чести сый не разуме приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13).

Таким образом, крестоношение, к которому призывает нас Святая Церковь, это, действительно, спасительная заповедь. Но заповедь эта становится спасительной и во благо каждому из нас, когда мы не просто безропотно несем наш крест, а когда в этих обстоятельствах, очень тяжелых и очень непростых, еще и умудряемся служить нашим ближним. Это, действительно, пролитие крови; это, действительно, пот, но пот, который бывает во благо для каждого из нас. Пусть дарует каждому из нас Господь мужество и ревность в деле несения своего креста. А самое главное, — веру в то, что Господь за это не посрамит и сподобит своего Небесного Царства.

Аминь.

Дата последнего изменения: 26.02.2016