Проповедь Преосвященного Тихона, епископа Подольского, о храме Божием. 20.09.2014

IMG_6507Проповедь произнесена после освящения храма сщмч. Иоанна Восторгова в Останкине.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие во Христе отцы, братья и сестры, поздравляю со знаменательным событием в жизни этого прихода, в жизни тех, кто является постоянными прихожанами уже на протяжении нескольких лет, которые приходили сюда с тем, чтобы свои первые молитвы вознести святой равноапостольной Ольге, в честь которой мы планируем с Божией помощью вашим усердием и стараниями воздвигнуть храм. Так вот, при вашем усердии начались эти первые молитвы, возносимые на открытом месте. И сегодня, благодатью Божией собранные, мы радуемся благолепному воздвигнутому в честь священномученика Иоанна Восторгова, пресвитера, храму!

С  тем чтобы здесь, вместе собравшись, возблагодарить Бога за милость, которую Он даровал тем, кто обращается с верой и надеждой — и верит и надеется, что эта вера его сопутствовать будет ему и окружающим и не постыдит Господь упования всех, надеющихся на Него.

Мы видим благолепным этот святой, хоть и временный, храм, и радуется глаз красоте воздвигнутого строения Божия. Ликует сердце христианина, взирающего на это святое место, – место Божиего селения! Но красота и слава храма Божия заключается не столько в его внешнем благолепии, сколько во внутренней славе, в Божественной благодати, которую Господь сообщает святому месту в день освящения храма. Он освящает это место Своего земного присутствия, Он освящает людей, в нём находящихся, Он освящает всех тех, кто сюда будет приходить в смирении и покаянии, в глубоком уповании на милость Божию в молитве, которая будет изливаться из сердца, обращённого к Богу, к Богоматери и святым угодникам Божиим. Итак, слава этого святого места теперь заключается в Божественной благодати, которая сообщена не только ему, но и окружающему храм творению, видимому миру, людям, здесь живущим. Колокольный звон возвещает в разные моменты церковного года, что необходимо прийти и вознести вместе с полнотой церковной свою молитву, чтобы она соединена была во единый глас народа Божия, достигла небес.

Благодать храма Божия заключается в том, что человек — в храме именно — сподобляется этой особой молитвы, молитвы общественной. Нигде так не слышит Господь, как в храме Божием! Поэтому для каждого верующего христианина: простолюдина и человека, занимающего ответственный, высокий пост; воина и врача, педагога и воспитателя, — должно быть вожделенно прийти в храм и помолиться, с тем чтобы свою порой слабую молитву, слабое воздыхание соединить с молитвой Церкви и быть услышанными, и потом возблагодарить Бога за дар небес, за дар, от Него полученный.

Храм Божий благотворное оказывает действие на душу человека, потому что в нём возвещается слово Божие. Некоторые угодники Божии, в храме услышав слово Евангелия, изменяли кардинальным образом свою жизнь. Мы знаем, например, что преп. Антоний Великий, подвижник IV века, услышал запавшие в его душу и ум, и сердце слова Священного Писания: если хочешь быть совершенным,.. продай имение твоё, раздай нищим… и следуй за Мною (Мф. 19:21), — и по слову Самого Господа сделал так, как услышал в храме, и стал великим. Великим не перед людьми, а перед Богом. И люди прославили Бога, даровавшего им, людям, такого великого человека.

Сегодня слово Божие удивительным образом соединяется с событием – освящением храма. Если вы внимательны были к слышанному апостольскому чтению, то [слышали, что] в нём говорилось о том, что происходило во времена апостола Павла среди людей, которые именовали себя христианами, но не жили [как христиане]. Даже хуже того: среди людей, живших с христианами, [находились] люди, [которые] были столь развращены, что безумию не было предела: женщины разжигались на женщин, мужчины на мужчин, детей использовали по своему усмотрению, разрушая и попирая то, что установил Бог. И именно эта беда, которую ставит [в вину] апостол своему ученику и христианам, проживавшим в тех местах, предупреждает об опасности – разрушении телесно-духовного состава людей. И дабы не произошло этого, говорит, что он, когда придёт, предаст таковых людей, о которых слышит, сатане во измождение плоти, чтобы бесновавшийся человек, страдая телом, был спасён душой.

Современный мир, в котором мы с вами, братья и сестры, пребываем, всё дальше и дальше отходит от Христа. «По причине беззакония, — говорит Евангелие, — во многих охладеет любовь» (см.: Мф.: 24,12). Ужасные слова! Беззаконие становится законом, отсюда любовь как добродетель сначала подменяется, а затем вообще уходит из жизни! Человек не имеет никакого представления о настоящей любви – в семье, к своим детям, к своим родителям, к своему Отечеству, к Церкви, тем более к Богу… Беззаконие начинает охватывать ум и сердце людей. Мы не удивляемся потому – или удивляемся и страшимся (некоторые и не удивляются) — тому, что происходит на Западе. Я вчера прочитал в известиях греческих о том, что Кентерберийский епископ, недавно избранный, сказал: он сомневается в существовании Бога! «Какого света ждать от этой тьмы?» — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Если предстоятель какой бы то ни было Церкви, именующей себя таковой, сомневается, есть ли Бог! «По причине беззакония, во многих охладеет любовь» — и даже иссякнет! Западный мир – Церкви – сейчас оставляет о себе только память, о своих благочестивых западных христианах. Стоят в Европе украшенными храмы, но в них никого нет, они стали музеями, более того – в них заводят собак. Я сам тому свидетель! Сознание людей до того извратилось, что Бог не нужен: я сам себе Бог, я решаю, что мне делать! Отсюда, как результат этого беззакония, которое проявляется в том числе в разрушении семейных основ, в ненависти к семье как институту, как к богоустановленному таинству, освящённому Богом союзу – как результат, появление на Ближнем Востоке Божьего бича, который уничтожает, как некогда в плену египетском саранча уничтожала поля, — уничтожает всех, кто ни попадётся под этот бич.

Задумаются над этим христиане Запада? Задумаются, но немногие. Не ищут причин, борются со следствиями, говорят: вот это враг, — забывая о том, что враг сидит в самом сердце человека. И, чтобы исправить положение, не надо искать внешних причин, нужно посмотреть в своё сердце. В нём источник зла или добра! И исправить положение возможно только тогда, когда западный мир, христиане, именующие себя таковыми, не будут выносить из храмов и школ кресты и снимать крест нательный с шеи, отрекаясь от Христа; когда будут наполнять храмы в воскресные и праздничные дни, благодаря Бога за милость, которую Он даёт, пробавляя, продлевая её, чтобы все спаслись, и даже те, как говорит Златоуст, которые, казалось бы нам, не предуставлены к вечной жизни, враги христианства, — и им Господь даёт время на покаяние, чтобы они, глядя на святость жизни, на святость подвига, могли измениться.

Так, расстреливавшие священномученика Иоанна Восторгова, пресвитера, и с ним людей, приведенных к могиле, которую они вырыли, были удивлены стойкости этого святого мужа, который сказал, благословляя всех: «Я первый готов идти на смерть!» — и будучи поставлен у края могилы, исповедал Господа, прославив Его; был убит выстрелом в затылок и сброшен в могилу.

Храм Божий есть место особого присутствия Божия. Кто бы ни заходил в храм, он никогда не уйдёт из него таким, каким вошёл. Но вход в храм бывает различный у людей и во многом зависит от самого человека, от его устроения. Святая Церковь учит нас, что из храма можно выйти оправданным, а можно выйти осуждённым. Оправданным выходит человек тогда, когда он в смиренном устроении своего сердца приходит с тем, чтобы встретиться с Богом, чтобы раскаяться в своих грехах, чтобы у Бога попросить милость за себя, за своих родных и близких, за своих товарищей, за недругов, о них помолиться. Осуждённым – когда человек приходит в храм и не видит никого, занимает места, ему выгодные, удобные, рассматривает всех, начинает смущать, мешает молиться, забывает о том, что он пришёл к Царю и Богу, с тем чтобы Ему выразить слова благодарности смиренным сердцем, — а он начинает разбирать другого.

Вот в наше время участились случаи частых съёмок, фотографирования и всего прочего. Я скажу вам — я категорически против того, чтобы мы это осуществляли. Можно делать, но осторожно, не мешая молиться. Мы в храме — не в театре с вами и сюда пришли не рукоплескать, а молиться! И поэтому зная, что можно выйти из храма осуждённым, нужно это делать так, чтобы никто не видел. Ведь мы можем подать плохой пример людям, соблазнить их, можем от молитвы отвратить, воспитать других в том, чтобы – а что тут такого? Не надо никакого благоговения – взял фотоаппарат, взял камеру – и снимай, ходи по храму во время – Литургии! Недопустимые вещи. В храм приходят, чтобы молиться, Богу открывать свою душу, входим в Царство Божие, а в то же время говорим: мы земные, мы запечатлеваем этот отрезок времени и будем радоваться тому, — лишаясь Божией благодати! Не должно этого быть! Об этом говорил Златоуст, когда множество людей после Миланского эдикта 313 года вошли в состав Церкви. И, приходя слушать проповеди святителя Иоанна Златоуста, удивляясь его словам, стали рукоплескать! И тогда он обратил к ним жёсткое слово. Это слово было правдой. И в результате люди из погибающих стали спасаемыми, изменив свою жизнь так, как подобает христианам. Вот что значит слышание слова Божиего и наше поведение в храме!

Храм есть место молитвы, храм есть место слышания слова Божия, храм есть место преподания людям таинств. Евхаристия, Таинства Причащения и Священства, – нигде не могут совершаться, как только в храме. Прочие Таинства могут совершаться вне его, а эти — только там. Входя в храм, мы должны иметь благоговение к месту, которое переступаем. Мы должны иметь внимание, потому что оно душа молитвы! И внимать тому, что слышим, что поют и читают, и, если вдруг непонятно – храм большой или шума много, – уединиться в клеть своей души, по слову преподобного Серафима Саровского, и молиться тайно молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

Я хотел бы, ещё раз заострив наше внимание на значимости храма для жизни христианина, ободрить вас и сказать, что этот день благословенный в жизни каждого из нас, что мы должны, радуясь сегодняшнему событию, всегда устремлять свои стопы к храму, потому что именно здесь мы найдём утешение, мы найдём внутренние силы, мы найдём ответ на [вопрос, в чём] смысл жизни, мы поймём, что такое смерть, что её не существует для истинных рабов Божиих, для верных христиан; что именно здесь человек черпает силы благодатные для противостояния врагу невидимому – диаволу, что здесь он черпает силы бороться со грехом, что здесь он получает всеосвящающую Божественную благодать и достигает вечного спасения.

Храм есть небо на земле. И мы должны стараться, переступая порог святого храма, оставить всё земное, увидеть Бога смиренным, сокрушённым сердцем, и тогда Господь помилует нас, наставит на истину, дарует силы, утешение, поможет воспитать детей, преодолеть внешнего и внутреннего врага, победить страсти; разовьёт в нас способности и таланты, которыми Сам наделил нас, но которые ещё не раскрылись: даст силу и мужество воинам; даст мудрость и осторожность, жертвенность врачу; даст особое сердце, любящее, заботящееся как о своём собственном дитя — педагогу и каждому верному своему рабу.

Я поздравляю отца настоятеля, отца Алексия, с этим знаменательным днём, благодарю его и всех прихожан, которые с первых дней, как только был выделен участок земли, оформлен для строительства храма, начали молитву к Богу. Господь да благословит вас, да благословит всех, дорогие, вас, братья и сестры, да приумножит лета жизни вашей, да дарует всё необходимое и для земной жизни, и в первую очередь для жизни небесной!

Дата последнего изменения: 26.02.2016