Престольный праздник в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Проповедь епископа Подольского Тихона

IMG_26889 июля, в среду, в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском состоялось архиерейское богослужение. В день престольного праздника храма Божественную Литургию возглавил  Преосвященный Тихон, епископ Подольский, Управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы.

Епископу Тихону сослужили благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы протоиерей Георгий Климов, настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском протоиерей Георгий Гуторов, ректор Николо-Угрежской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно протоиерей Олег Корытко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Покрова Божией Матери в Медведкове протоиерей Валентин Тимаков. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Платонов, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове.

После окончания богослужения настоятель храма протоиерей Георгий Гуторов от лица всего клира и народа подарил владыке Тихону  на молитвенную память знак архипастырского достоинства — панагию. В ответном слове епископ Тихон поблагодарил отца Георгия, а также передал всем присутствующим благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к прихожанам со словами проповеди.

По материалам сайта Северо-Восточного викариатства г. Москвы

Слово Преосвященного Тихона, епископа Подольского, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери

Дорогой во Христе и возлюбленный собрат, о. Георгий, настоятель этого святого, всеми любимого – москвичами особенно — храма!

Я искренно, от всей души, от всего сердца благодарю Вас за слова приветствия, за слова поздравления, за ту высокую мысль, которой Вы окрылили тех, кто прибыл сегодня прославить Царицу Небесную. Именно через Неё…

 совершено спасение рода человеческого. Она, Избранная от всех родов, стала Богоматерью, и мы имеем счастье прославлять Её и быть под Её всемилостивым покровом. И не только тогда, когда верно идём путём спасения, когда совершаем свой путь непадательно, как казалось бы нам, но и тогда, когда мы входим во глубину греховную, в бездне валяемся греховной – и тогда Царица Небесная являет нам свою милость.

Сегодня мы прославляем один из Её чудотворных образов – Тихвинский образ Божией Матери, любимый русским благочестивым народом. В честь него освящены храмы, престолы, написано множество икон, чудотворных списков, и теперь они освящают нашу землю вместе с теми молитвами, которые возносятся перед этими образами.

В Москве есть храм – этот святой намоленный храм, — куда стекается множество москвичей и паломников, с тем чтобы помолиться у иконы Богоматери и испросить всё полезное для спасения на пользу души и тела;  помолиться о тех, кто просит молитв, кто нуждается в них. Этот образ написан, по преданию, святым апостолом Лукой. И известно, что до V века этот образ пребывал во Иерусалиме, а затем был преподнесён в дар в Константинополь и находился в нём до падения Константинополя в 1453 году, и за 70 лет до падения был чудесным образом принесён Божественной благодатью в пределы нашей страны, нашей Родины. Явился он над водами Ладожского озера, и с того времени стал этот образ, сама Богоматерь, изображённая на нём, невидимо для достойных и видимым образом являть свою защиту и покров. И мы сегодня прославляем этот образ, лобызаем, преклоняем колена пред ним, испрашиваем у Богоматери всё необходимое для того чтобы наследовать спасение.

Жизнь человека должна устрояться таким образом, чтобы он видел, что в конце её (жизни) не смерть, а жизнь, не тьма, а свет. И это возможно тогда, когда человек видит путь спасения. Каким же образом может человек видеть конечную цель своего бытия здесь, на земле, и приложить силы, чтобы достичь этого вечного спасения? Для этого необходимо жить жизнью Церкви. Для этого необходимо, глядя на жизнь Пресвятой Богородицы, стремиться по мере своих сил — каждому из нас — подражать Её жизни.

На что обращает наше особое внимание прославляемый образ Богоматери? Это предание себя во все дни жизни своей в волю Божию. Мы с вами призваны к тому, чтобы наследовать спасение. Господь пришёл на землю ради того чтобы спасти каждого из нас, каждого из земнородных. Не только тех, которые идут путём спасения, но и тех, которые далеки от истины и даже порой восстают на тех, кто исповедует веру в Бога. Матерь Божия являла в своей жизни пример преданности воле Божией. Она была водима заповедями Божиими и во всём стремилась подражать святости, о которой говорит Священное Писание.

И мы с вами, находясь в святом храме, лобызая Её иконы, подходя с благоговением, чтобы испросить полезное для своей души, должны помнить, что мы, если мы на пути спасения, водимы всегда Её святыми молитвами. Она наша Путеводительница по пути спасения. Мы, со своей стороны, должны исполнять заповеди Божии, волю Божию, открытую в Священном Писании. А не являлось ли Священное Писание главным предметом занятий Богоматери? Так оно и было. Матерь Божия постоянно умом и сердцем стремилась проникнуть в смысл Священного Писания. Читая, Она соединялась с Самим Богом, и как результат этого богообщения Ей служили ангелы! Поэтому Священное Писание должно быть руководством нашим ко спасению. Священное Писание должно настраивать нас в минуты трудные испытаний и скорбей — как выйти из них с благодарностью Богу победителями, а в радости находить причину её – Бога, Который как Источник радости и доставляет её человеку, чтобы растворить его и без того тяжёлую, горестную после грехопадения жизнь радостными ощущениями и присутствием Бога, чтобы человек от этого соприкосновения с Богом всегда имел в своём сердце и своём уме желание достичь богообщения, ведь спасение заключается не в чём ином, как в восстановлении, приобретении богообщения, целовании икон, святынь, совершении молитв! Само величайшее Таинство Причащения целью должно иметь приобщение человека Богу! Потому что в этом заключается счастье человека и конечная цель его жизни.

Несомненно, Матерь Божия являла нашему благочестивому народу Свою милость, покров и защиту, когда народ осознавал свой грех — каждый из земнородных, населявших нашу страну, нашу благочестивую и оставшуюся таковой Родину, Отечество, — когда он осознавал грех и прибегал к Богу в молитве. Без молитвы, которая является возношением мыслей, ума и сердца, к Богу невозможно привлечь Божию благодать!

Матерь Божия, помимо чтения Священного Писания, предания себя в волю Божию, всегда молилась. Поэтому и апостол Лука, запечатлевший многочисленные образы Её, доставшиеся нам в изображениях святых Её икон, показывает, что Она во всём и всегда молилась. Её образ – это образ молящейся к Сыну Своему и Богу за земнородных, чтобы помочь им в достижении спасения, чтобы помочь им в достижении святости, освящения, в получении благодатных даров.

Мы нуждаемся в молитве, внимательной, умной, сердечной, но для того чтобы достичь последней – сердечной – мы должны быть внимательны на молитве: дома ли мы совершаем её, в храме ли мы совершаем; есть ли минутка и забежали мы в храм, чтобы поставить свечу и приложиться к иконе… Внимание – душа молитвы! Мы должны понимать, куда мы пришли и ради чего: чтобы выйти из храма с плодом духовным, под защитой и покровом Царицы Небесной, святых угодников. Для этого мы должны молитву свою срастворять с благоговением и вниманием, углубляясь в своё сердце и исторгая из него злые, греховные помыслы, тем более ненависть, нелюбовь по отношению к другим, и давая место смиренному мнению о себе. «Я думаю о себе ниже всякой твари», — говорили святые отцы. «Мои грехи, Господи, бесчисленны, как песок морской», — говорили другие. «Я самый последний грешник на земле», — вот с какими мыслями необходимо приходить в храм Божий, потому что мы с вами знаем, что из него можно выйти оправданными, а можно выйти осуждёнными. Внешне человек соответствует, казалось бы, званию христианина, а внутренне не таков… А может ли мир принять такого человека? Нет, он лицемер. Господь хочет от нас чистого, незапятнанного грехом сердца или же сердца, которое, хоть и согрешило, но приносит Богу в покаянии слёзы, прибегает к Таинствам церковным, стремится исправлять и исправляет свою жизнь так, как хочет того Бог.

 

Мы с вами совершаем торжество, и наша молитва сегодня соединена со скорбью. Мы не можем не говорить об этом в эти особые дни. Мы радуемся – и видим скорбь, мы её чувствуем. Мы видим, потому что смотрим средства массовой информации; чувствуем, потому что даже если не видим, то слышим, как кровью полито Отечество наше, как кровью заливается земля Украинская, как те, которые поставлены быть руководителями народа, отдают народ на убийство, вменяют кровь честную святых христиан ни во что. И мы молимся вместе с ними в благоприятных для нас сейчас условиях, чтобы Бог даровал им силы выстоять и, как мы слышали в молитве перед иконой Богоматери, чтобы те, кто отвечает, являясь руководителями, за народ, осознали свою ответственность, что они совершают! Мы молимся, чтобы Господь исторг из сердец злобу и ненависть друг к другу и чтобы люди осознали, что они братья и сёстры и, главное, чтобы каждый из них и нас осознал, в чём причина того, что произошло.

В 1999 году мы были в ужасе от того, что происходило с православной Сербией. Мы воздыхали, молились, сочувствовали и всё, что для нас было возможно, делали, чтобы препобедить врага невидимого и чтобы мир воцарился на благословенной Сербской земле. Теперь враг невидимый, преступающий Божественный и естественный закон людей, стоит у врат нашего Отечества. Он уже топчет наши святыни, разрушает часовни, храмы, провоцирует на разделение. Ему это свойственно, потому что по-другому враг не может, его цель – как можно больше увести людей с пути спасения и как можно больше погубить.

Причиной того, что происходит, является не что иное, как грех. Люди отступают от Бога, забывают про Него, живут по своему усмотрению. Бог нужен тогда, когда коснётся скорбь или беда. В другом случае Бога не помнят.

Почему избрана именно эта часть нашей канонической территории Церкви? Не знаем, Бог весть! Не надо думать, что они грешнее нас. Надо думать о том, как исправить положение, но исправить положение не там, а в своём сердце. Потому что, если мы начнём с самих себя, осознаем грех, исправим свою жизнь, направим её по пути спасения через исполнение заповедей Божиих, то мы окажем помощь и содействие тем, кто сегодня нуждается в нашей помощи. Мы не можем быть в стороне от этого несчастья и беды! Поэтому и материальная, и медицинская и всевозможная другая помощь оказывается братскому во Христе народу Украины.

И мы сегодня, празднуя, прославляя образ Царицы Небесной, вспоминаем не просто события, когда-то бывшие! А мы знаем, что покров Царицы Небесной и сегодня распространяется над нами. Ведь иноки обители, в которой хранился образ, точно так же были испытываемы этими страданиями и искушениями, но видели свой выход из положения, видели свою победу в предстательстве за них Матери Божией после принесения покаяния. Поэтому покаяние должно быть в основе духовной жизни нас с вами, чтобы к нам не приблизился враг, чтобы он не подступил к нашему сердцу.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), для того чтобы уверовать во Христа, нужно покаяние. Для того чтобы пребывать в спасительной вере нужно покаяние. Для того чтобы преуспеть в ней, в вере Христовой, нужно покаяние, для того чтобы спастись нужно покаяние.

Начинаешь ли ты путь, преуспел ли ты в нём или оканчиваешь земной путь; в окружении близких и родных или на койке, где нет никого, умирая, или находясь в плену, или будучи распятым на кресте – как в Сирии распинают христиан сегодня, — Господь с тобой! И даже в этом положении – кайся, и ты будешь спасён, потому что ради тебя воплотился Бог и через покаяние дарует тебе спасение.

Будем молиться о благословенной Украине, о Матери городов русских, да не допустит Господь поругания вконец, но да любовь воцарится в сердцах наших братьев и сестёр, чтобы прекратилось кровопролитие, чтобы исчезла ненависть, нелюбовь, чтобы победила любовь, чтобы Господь благословил нас миром, и мы продолжали бы свой путь, благодаря и славя Бога, Заступницу Небесную и всех святых.

Покров Царицы Небесной да пребывает над нашим Отечеством, над людьми, над христианами! И да дарует Господь нам победу на враги по молитвам Царицы Небесной и всех святых. Аминь.

 

 

Дата последнего изменения: 26.02.2016