Проповедь прот. Георгия Климова в Неделю жен-мироносиц. 19.05.2013

IMG_5082Христос Воскресе! С воскресным днем всех вас, братья и сестры, а также с днем святых жен-мироносиц!

В сегодняшний день мы прославляем тех женщин, которые всей своей жизнью послужили Господу нашему Спасителю Иисусу Христу. Мы прославляем также еще Иосифа Аримафейского и Никодима, которые своим мужеством и своей ревностью в деле богоугождения засвидетельствовали перед всем греховным миром о своей любви ко Господу. И, по сути дела, сегодняшний праздник, хотя о нем иногда и говорят как о женском церковном дне (и, наверное, в этот день мы должны поздравить женщин, верующих особенно), но все-таки скорее всего это праздник торжества любви, любви по отношению ко Господу. Потому что сегодняшний день являет для каждого из нас, что, по сути дела, перед теми скорбями, теми страшнейшими испытаниями, которые посылает Господь человеку на его жизненном пути, не может выстоять ничто, кроме одного: кроме любви к Богу.

Казалось бы, апостолы три с половиной года ходили вместе со Христом, смотрели внимательно во все глаза на Его поступки, на Его слова, на Его чудеса, исповедовали неоднократно Его Сыном Божиим, но, когда наступило время страшнейших испытаний, то рассеялись, как овцы, по слову псалмопевца, разбежались, как трусливые зайцы, не осталось никого практически.

А кто остался? Те женщины, которые стояли практически рядом с Распятием и[ли] смотрели издалека, как Христа распинают, как Его снимают с Креста, где Его полагают. Стояли у Креста Божия Матерь и Иоанн Богослов, ученик, егоже любляше Иисус (Ин. 21:7),— тот ученик, который любил Иисуса, истинно любил.

Христос Воскресший является первому кому? Он является Марии Магдалине. Не апостолам, а ей, жене-мироносице. И святитель Филарет Московский назовет ее апостолом апостолов, потому что она является посредником между Воскресшим Христом и апостолами и им благовествует о том, что воскрес Господь.

Мы можем сказать, что, действительно, только любовь по отношению ко Христу способна на подвиг ради Христа. Но, если мы поставим вопрос о том, возможно ли спасение для человека, который не любит Господа, то и на него мы должны будем ответить однозначно — нет.

Любим мы Христа или не любим, — вот, пожалуй, самый важный вопрос, который должен поставить каждый из нас. Не «что я должен сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?», не «какие подвиги я должен совершить, чтобы выторговать у Господа свое спасение?». Вопрос поставлен самим Господом исключительно и однозначно. Если любишь Христа, милости просим в Царство Божие! Если любишь себя и тебе все равно, кого любить: Христа, его Церковь, своих ближних или дальних, но ты за этим только видишь себя и думаешь о себе, — то ни о каком Царствии Божием не помышляй.

Царство Божие — это Царство Христово. Царство там, где воля нашего Господа совершается и больше нет никакой другой воли. И в этом смысле, если мы посмотрим на себя внимательно, насколько мы готовы исполнять волю Христову, то есть свидетельствовать через это исключительно и об одном: о том, что мы любим Его, — то окажется на поверку, что нам очень далеко до этой любви. Потому что воля Божественная, выраженная через [Божественное] Откровение в Священном Писании, а, самое главное, в Священном Предании, которое первично, призывает нас к исполнению очень многих заповедей, без которых, как нам говорит Святая Церковь, невозможно приступать ко Господу, невозможно участвовать в Таинстве самом главном — Евхаристии, потому что, не исполнив этого, мы не будем готовы достойно принять ту святыню, которую готов нам сообщить Господь. Эта святыня называется причащение Его святой Жизни, причащение Его святых Тела и Крови, причащение Царству Небесному, пришедшему в силе здесь, на земле.

Но, когда мы ставим перед собой вопросы, зная о том, что мы должны сделать, и видя, что мы ничего абсолютно из этого не делаем, то как мы чаще всего поступаем? Мы вот это неисполнение того, что просит сделать Святая Церковь, чаще всего списываем и оправдываем невозможностью объективной так поступать. Но за этим выражается совсем другое. За этим, можно сказать, всегда видится свидетельство об одном: о том, что никакой жертвенной любви, никакой способности к самопожертвованию, то есть отдачи своей жизни ради Господа, мы не готовы совершить. Мы не готовы ее совершить так, как совершили это святые жены-мироносицы. Потому что можно только наивному человеку предполагать, что им было не так страшно, как святым апостолам. Можно только наивному человеку предполагать, что им было не так страшно, когда они находились возле Распятия: там, где улюлюкала зверски настроенная по отношению ко Христу толпа, там, где были воины, которые могли любым своим движением практически уничтожить всех тех, кто приближался к запретной зоне, желающих посмотреть, поглазеть или посочувствовать, как были святые жены-мироносицы, Богочеловеку. Им было тоже очень страшно, но что-то их удерживало на месте.

Действительно, право Священное Писание, когда говорит, что любовь, как смерть, крепка. И вот в такие дни, как сегодняшний день, конечно, думается только об одном: насколько мы слабы, насколько мы унылы, насколько мы мрачны по отношению к тому восприятию любви, которую готов нам дать Христос. Воскрес Господь, распростер руки к человечеству, к человеку каждому, и говорит такие слова: «Вниде в радость Господа своего!»

Слышим мы эти слова, видим мы этого Воскресшего Господа или мы думаем совсем о другом? Это, конечно, тоже важный вопрос. И в дни, когда мы празднуем день Светлого Воскресения Христова, хочется, конечно, пожелать, чтобы отклик на эту зовущую любовь (и никогда не престающую, текущую как река, струящуюся благодатью, ведь благодать — это и есть та божественная сила, которая и есть любовь Бога по отношению к человеку, сподвигающая его ко спасению), так вот, хочется пожелать, чтобы эта струя божественной благодати находила в наших сердцах, в наших умах, во всех наших естествах хоть какой-то отклик, хоть какую-то ревность и, конечно, мужество. Потому что служить Господу — никто не говорит, что бывает легко. Но это дорогого стоит. За этим открывается именно то, ради чего мы здесь — вечное блаженное спасение, его же дарует Господь каждому из нас за то что мы будем стараться подвизаться добрым подвигом, за то что мы будем стараться совершить волю Богочеловека. И Он сам сказал: «Тот, кто любит меня, тот заповеди Мои исполнит».

Аминь.

19.05.2013. Проповедь в третью Неделю по Пасхе. Свв. жен-мироносиц. Скачать 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Дата последнего изменения: 26.02.2016