Проповедь прот. Георгия Климова в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне

IMG_5082Христос Воскресе! С воскресным днем всех вас, братья и сестры. Сегодняшний воскресный день, Неделя, именуется Неделей о самаряныне, поскольку мы слышали с вами евангельское зачало, где повествуется о беседе нашего Спасителя с самарянкой (Ин., 12 зач., IV, 5-42).

Все мы знаем, о чем беседовал Господь с этой женщиной. Однажды, утрудившись и сев возле колодца, Он встретился с женщиной, которая пришла почерпнуть воды. И, когда оказалось, что Христос может этой женщине дать воду, она не понимала, откуда Он может ее взять. И на вопрос: «Где Ты можешь взять эту воду, ведь у Тебя нет и почерпала?» (Ин. 4:7), — Господь ответил ей таким образом, что ей стало понятно, что перед ней — Мессия. Ей стало понятно, что перед ней Тот, Кто больше патриарха Иакова.

И она, эта женщина, задала Господу, пожалуй, самый важный вопрос, который мог задать человек того времени. Она спросила Его: «Где нам должно поклоняться Богу, чтобы истинно Ему поклониться?» И на это Христос ответил: «Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Богу в духе и истине» (Ин. 4: 19-23).

Пожалуй, это самые важные слова сегодняшнего Евангелия. В определенном смысле это самые важные слова и всей нашей жизни, потому что в зависимости от того, как — правильно или неправильно — поклоняется Богу человек, зависит все его спасение. Но, если один верующий спросит другого: «Что нужно сделать, как нужно Богу поклоняться, чтобы истинно поклониться Ему, то есть спастись?», — а другой на этот вопрос ответит: «Поклоняйся Богу в духе и истине», — то вряд ли ответ вопрошающего удовлетворит. И есть толкователи, которые говорят, что очень сложный ответ Христа, потому что действительно не просто понять, что значит «в духе и истине Богу поклоняться». Поэтому толкователи многие останавливают наше внимание именно на правильном понимании этих слов.

Конечно, если мы говорим о том, что в человеке в самом есть дух и истина, то мы ими и должны поклоняться. Но что является духом в нас и что является истиной в нас? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит, что здесь Господь призывает поклоняться Богу чистым умом и чистым сердцем. Пожалуй, действительно, если человек очистит свой ум, сделает его чистым, то ум начнет отражать ту истину, которая утверждена в мироздании самим Творцом. Если человек очистит свое сердце, то оно станет чистым духом, потому что ничто плотское, ничто скверное, греховное не будет касаться его. Таким образом, святитель Иоанн Златоуст дает нам ответ, определенный ответ на вопрос, что значит «Богу поклониться в духе и истине». Ведь, если мы утверждаем, что это возможно сделать только в чистом уме и в чистом сердце, то, значит, ответ Христа призывает нас исключительно к одному: к очищению ума и сердца, то есть к покаянию.

Конечно, ничего другого Церковь не может нам сказать, потому что это тот единственный и исключительно правильный путь, по которому должен идти человек.

Однажды Христос своим ученикам говорил: «Да, истинно говорю вам, если пребудете в словах Моих, то уразумеете истину. И истина освободит ваc, и вы станете Моими учениками» (см.: Ин. 8: 31-32). В этих словах мы тоже находим очень важное утверждение: что грех берет в плен человека исключительно за счет того, что человек имеет неправильное понятие о жизни. Он не имеет в себе истины, и поэтому грешит. Но как только человек, который начинает работать Госповеди, который пытается исполнять Его святые заповеди, то есть, по слову самого Христа, пребывать в слове Его, он начинает уразумевать истину, и истина освобождает его от совершения греха. И тогда человек начинает делать не что иное, как поклоняться Богу в истине.

Но, с другой стороны, Священное Писание говорит нам и о другой истине. Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал о Себе: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (см.: Ин. 14:6). То есть истина есть Сам Христос. А дух, который имеет в виду Господь в сегодняшнем Евангелии, возможно, есть Дух Истины. Это, можно сказать, две неразлучных Личности. Есть еще и Отец. Отец, Сын и Дух, как мы говорим.

Истина и Дух всегда свидетельствовать будут о Боге Истинном, об Отце. А это значит, что тот, кто поклоняется Богу и хочет истинно поклониться, не может этого сделать без Христа и без Духа Истины.

А что это значит? Ведь тоже сказать человеку: «Поклоняйся Богу через Христа и через Духа Истины», — не будет удовлетворительным ответом человеку: как это сделать. А ответом на этот вопрос, по сути дела, будет являться все учение о Церкви, потому что Церковь есть богочеловеческий организм, который главой имеет Христа и оживотворяется Богом Духом Святым. А это значит, что в сегодняшнем утверждении мы находим еще одно очень важное положение: то что Богу истинно поклониться, то есть спастись, можно только в Церкви Христовой. Вне Церкви нет спасения, — так сказали древние и так повторили новые Святые Отцы.

Поэтому сегодняшнее евангельское зачало, можно сказать, как на камне, ставит человека на двух непреложных основаниях: вне покаяния, которое совершается в Церкви Христовой, не может быть спасения для человека. И сегодняшнее евангельское зачало, по сути дела, свидетельством тому является.

Приходит ко Христу женщина, которая жила с пятью мужьями, которые ей и не были мужьями, как говорит Христос, и тот, с кем она живет сейчас, вовсе не муж ей (см.: Ин. 4: 16-20). Кто эта женщина по своему жизненному амплуа, мы не знаем. Но удивительно, что Христос вступает с ней в общение, тем самым свидетельствуя, что Он пришел в мир, действительно, грешников спасти. Нет никого, кого бы Он оставил своею любовью, теплотой, заботой и истиной.

И после Его слов: «Пойди и приведи мужа своего» (см.: Ин. 4:16), — для того чтобы дать ему эту воду живую, божественную благодать, — в женщине вдруг все переворачивается. Она, можно сказать, кается во всей своей жизни, исправляется, преображается и сразу задает вопрос, который вряд ли пришел бы на ум человеку или женщине, которая жила с пятью мужьями и шестой не муж ей вовсе: «Где нам настоит поклоняться, потому что отцы наши учат так, а вы учите так?» (см.: Ин. 4:20).

И она идет в селение, и в селении говорит о том, что она встретила истинного Мессию. И несмотря на то, что ее, конечно, знают все в этом селении, ей доверяют, доверяются, принимают ее слова. Почему? Потому что лицо ее было преображено, потому что оно сияло после встречи со Христом. И действительно, нельзя, встретившись с Господом, сердцем к сердцу, умом к уму, нельзя не преобразиться.

Вот и спасение, которое засвидетельствовала в сегодняшнем Евангелии перед каждым из нас эта женщина. И потом люди, которые пришли к Господу, с которыми Он общался в течение двух дней  — представьте! — которые были практически язычниками, и с ними не общались иудеи именно из-за этого, за два дня так уразумели истину, что, обращаясь к Иисусу, сказали: «Теперь мы знаем сами, уже не нуждаясь в словах этой женщины, что Ты есть воистину Спаситель мира, Христос!» (ср.: Ин. 4:42).

Вот что совершает пребывание в словах Господа, следование Его святым заповедям, исправление своей жизни на этих непреложных началах.

Пусть Господь дарует каждому из нас возможность внимательно вслушиваться в Его святые слова, не пренебрегать простотой этих слов, как бы она нам, на первый взгляд, действительно, простотой не казалась; прислушиваться к тому, что учат об этих словах нас святые толкователи — те, кто, действительно, смог истинно в духе поклониться Богу, то есть спастись. Тогда и мы начнем уразумевать эту истину, тогда и мы станем истинно учениками Христовыми. Истина освободит нас от какого бы то ни было греха, сделает нас свободными. И тогда мы прославим Господа с благодарностью за то, что дал нам великий дар покаяния, осуществляемый в Его Святой Церкви.

Аминь.

Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище,

18.05.2014

18.05.2014. Слово в Неделю пятую по Пасхе, о самарянынеСкачать 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Дата последнего изменения: 26.02.2016