Престольный праздник в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Слово епископа Подольского Тихона

IMG_980614 мая в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная радость», преполовение Пятидесятницы, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще.

Епископу Тихону сослужили: протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа г. Москвы; протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском; иерей Павел Бобров, клирик храма свящмч. Антипы еп. Пергамского на Колымажном дворе; духовенство храма.

Диаконский чин возглавил диакон Сергий Куранов, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.

Проповедь после пения запричастного стиха произнес протоиерей Александр Лаврухин.

По окончании Божественной литургии перед чтимым образом иконы Божией Матери «Нечаянная радость» был совершен водосвятный молебен.

После богослужения епископа Тихона приветствовал протоиерей Георгий Климов, временно исполняющий обязанности настоятеля храма и подарил ему на молитвенную память икону Спасителя. В своей речи протоиерей Георгий отметил, что праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» выпал на другой церковный праздник – Преполовение Святой Пятидесятницы, когда Христос объявил ученикам великую истину: «Я свет миру» (Ин. 8:12), а также сказал: «Жаждущий, приходи ко Мне и пей» (см. Ин. 7:37). Верующему очень важно это знать — что Бог есть жизнь и источник жизни. В этот день мы задумываемся о том, благодаря чему мы этот свет и эту жизнь получаем. «Пречистая Богоотроковица, благодаря Которой совершилось величайшее в истории чудо, даёт нам возможность приникать к этому источнику света, источнику жизни, любви, мира и добра. И название сегодняшнего праздника в честь иконы «Нечаянная радость» свидетельствует нам о том в первую очередь, что это не по заслугам нашим. Нет ничего такого, что мог бы в мире сделать человек, чтобы это заставило милосердие Божие (именно заставило!) помочь человеку быть спасённым. Только любовь Христова к роду человеческому и любовь по желанию является для каждого из нас той действующей силой, тем двигателем, который приближает нас к нашему спасению», — сказал о. Георгий.

В ответном слове Владыка поблагодарил отца Георгия за теплые слова приветствия и обратился к прихожанам с проповедью.

Слово Преосвященного Тихона, епископа Подольского, в престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Сегодня особый день, и особый для этого святого храма. Святая Церковь совершает два празднества, причём второе, в честь Богоматери, в честь Её чудотворного образа «Нечаянная радость», в этом году совпало с праздником Господским, праздником Преполовения Пятидесятницы. В сегодняшнем евангельском чтении (Ин., 26 зач., VII, 14-30), посвящённом событию Преполовения, мы слышали с вами, как Господь Иисус Христос вошёл в храм Иерусалимский и произнёс проповедь, с которой заключалась сила Божественная, сила Божественной благодати, обернувшаяся, как показывает нам после проповеди евангелист Иоанн, чудесным обращением людей к Богу, познанием ими, что перед ними подлинный Спаситель, Мессия, Господь.

Свою проповедь, войдя в храм, Господь начал словами: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и да пиет. Веруяй в Мя, как говорит Писание, у того из чрева (т.е. из сердца) потекут воды, ведущие в жизнь вечную» (см.: Ин. 7: 37-38).  Чтобы понять смысл этой проповеди, которая обратила на себя внимание всех присутствовавших, надо, дорогие братья и сестры, понимать и знать, при каких условиях и обстоятельствах, эти слова, эта проповедь Христа Спасителя прозвучала в храме Иерусалимском. Евреи отмечали в праздник Преполовения поставление Кущей. Сопровождалось это празднество, длившееся 7 дней, схождением из Иерусалима, из Иерусалимского храма, под гору, к источнику Силоамскому, из которого каждый черпал воду и приносил её в храм, чтобы затем возлить её на Жертвенник. Этот обряд начинал совершать священник, который, держа золотой сосуд в руках, поддерживаемый левитами, с пением сходил из храма Иерусалимского к источнику, черпал воду и затем почерпнутую в источнике воду нёс на своей главе при пении труб и кимвалов нёс в храм Иерусалимский и возливал на Жертвенник. Этому следовали и все другие правоверные иудеи, совершавшие в этот и последующий день священный обряд принесения воды. Связано это было с тем, что иудеи в Преполовение Пятидесятницы, воспоминая прошлое, благодарили Бога за милость, которую Он явил им, когда они путешествовали по пустыне, когда они, томимые жаждой, наслаждались источником воды в пустыне, которую сам Бог иссякал из камня. Там, где не было воды, Божественной силой из камня истекала вода, напоявшая  иудеев. Они благодарили Бога и за будущее, не только за прошедшее. За то, что должна явиться благодать с пришествием мессии, которую он ниспошлёт всем своим последователям. И вот в это время, в этот час прозвучали слова Христа Спасителя о воде, которая утоляет не только и не столько жажду плоти, жажду тела, сколько утоляет жажду души. «Я, — говорит Господь, — дам вам такую воду, которая не потребует от вас  прихождения на источник, для того чтобы черпать из него и питать тело, но дам воду, которая приводит в жизнь вечную». И вот этому событию мы посвящаем церковное Таинство освящения воды после Литургии – в воспоминание того, что совершил Господь, и в воспоминание и в знак благодати, ниспосылаемой нам через воду, которая необходима для тела, через воду ниспосылаемой Божественной благодати, которая укрепляет не только тело, но и душу, которая приводит, по слову Писания, в жизнь вечную человека, верующего в Бога, во Христа, приемлющего Его как своего Спасителя.

Иудеи, услышав необыкновенные слова проповеди, сказали: «Как Он, не зная Писания, говорит так, с такою силою, с такою благодатью, которая касается сердец, касается глубин сердечных, которая доходит до разделения души и тела, так что никто никогда так не говорил?» (ср.: Ин. 7:15). «Не видите ли, — говорят одни, — что Сей есть великий Пророк?» — «Сей есть Христос», — говорят другие (Ин. 7: 40-43). Посланные от фарисеев и книжников взять Христа Спасителя, вместо того чтобы пленить Его, удивляются словам, исходящим из Его уст и говорят, возвратившись к тем, кто их послал: «Мы никогда не слышали [такие] слова, как говорит этот человек. Мы не слышали человека, [который говорит так], как говорит этот человек» (Ин. 7: 45-46), — исповедуя во Христе Иисусе пришедшего во плоти Спасителя мира.

Мы прославляем Христово Воскресение. И в эти дни, которые сегодня отделяют нас от светлого Его Воскресения, от Праздника Сошествия Святого Духа на святых апостолов, мы стоим на середине. Мы стоим на полпути. Уже в вечность ушли недели, в которые мы прославляли Воскресшего Христа. Впереди ещё полпути. И Господь, обращаясь к нам через слово Божие, говорит о необходимости укрепить свои духовные и телесные силы – совершением таинства освящения воды, совершением, прежде всего, Божественной Литургии, чтобы мы все, сошедшись вместе, прославили Бога, ради нас пострадавшего, поправшего смерть и даровавшего нам благодатные силы для борьбы со грехом, благодатные силы для вечного спасения.

Совершенно прав о. Георгий, сказав о том, что мы благодарны безмерно Богу за его милость, явленную в Его Пречистой Матери. Она соединила небо с землёй, Она Ходатаица за род человеческий, Её иконами усеяна земля Русская, которая во времена лихолетий, междоусобиц, браней, войн, моров всегда обращала свой молитвенный взор после Бога к Богоматери. И за глубокую благочестивую веру Матерь Божия никогда не оставляла наш благочестивый русский народ. И тому свидетельством являются больше, чем в какой бы то ни было стране, явленные иконы Её. <…> Матерь Божия являет свою милость не только к людям, свято живущим, но и к людям, которые «в бездне греховней валяются», которые погружены в суету и греховность сего мира. Она обращает к ним свой взор, зовя их к исправлению жизни, давая надежду на всепрощение от Бога, ходатайствуя пред Ним, дабы все пришли в познание истины и спаслись. Мы прославляем Её образ и, подходя со смирением, должны видеть в кающемся разбойнике самих себя. Видеть, окаивать, раскаиваться, просить прощения, но не унывать, потому что с нами Господь, с нами Пречистая Его Матерь, ходатайствующая о нашем исправлении и спасении.

В статье использованы материалы сайта Северо-Восточного викариатства г. Москвы

Подробнее о празднике Преполовения Пятидесятницы см. здесь и здесь.


14.05.2014. Престольный праздник в храме иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Божественная Литургия.

13.05.2014. Престольный праздник в храме иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Всенощное бдение

Дата последнего изменения: 16.05.2014