В Троицком благочинии состоялся первый семинар для сотрудников храмов

IMG_8323В четверг, 10 апреля, по благословению Управляющего Северо-Восточным викариатством г. Москвы Преосвященнейшего Тихона, епископа Подольского, в Троицком благочинии открылся цикл семинаров для сотрудников храмов. Первый семинар на тему «Смысл церковных Таинств и служб» прошёл в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще.

Семинар провёл протоиерей Георгий Климов, благочинный храмов Троицкого округа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище. С докладами выступили протоиерей Алексий Талызов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, и диакон Константин Банников, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Присутствовал на семинаре также диакон Михаил Бану, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине.

Присутствующие узнали, что главный принцип по отношению к приходящим в храм людям — «Лучше согрешить в милости, чем в строгости», услышали рассказ об исконно православном отношении к Таинствам и обрядам и о многом другом. (Так, можно сказать, что там, где действует благодать Божия, всегда совершается некое таинство. Принятие в монашество, помазание на царство, великое освящение воды, отпевание и др. — во всех священнодействиях и обрядах присутствует внешний видимый символ, а также благодать Божия.  Разные православные святые в древности выделяли разное количество Таинств: св. Иоанн Дамаскин- 2, св. Дионисий Ареопагит — 6, св. Иоасаф Ефесский — 10 и т. д. Традиция выделять именно 7 Таинств появилась под влиянием католичества при формировании православной системы образования для удобства в учении и не является частью догматического богословия.)

Ниже мы приводим выступление диакона Константина Банникова. Доклад о. Алексия Талызова планируется также опубликовать впоследствии.


Диакон Константин Банников.
Особенности современной внутрихрамовой миссии

Дорогие отцы, братия и сестры, собравшиеся на наше совещание!

Темой нашего собрания является объяснение богослужений и Таинств Церкви. И мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями по этой теме.

Конечно, идеальным способом рассказа о благодатной жизни Церкви было бы проведение специальных бесед и чтение соответствующих курсов с семинарами для желающих. Но, как показывает жизнь, это не всегда эффективно, особенно в нашем динамичном темпе столичной жизни. Не все люди могут найти время для систематического изучения богослужения. Поэтому многое приходится пояснять вопрошающим, что называется, «на ходу».

И хотя заповедь Спасителя «шедше, научите вся языки, крестяще их»  (см. Мф. 28:19) была дана Апостолам, а в лице их и преемникам в их служении ─ священникам, сотрудники храмов как призванные Господом к благодатным церковным трудам призываются к научению приходящих в храм.

Поскольку Церковь совершает священническое служение по отношению к миру, то и все ее члены облечены священством как призванием и послушанием являть своими жизнью и словами пути жизни и истины. И разделение должно проходить не по линии духовенство–миряне, а по линии Церковьмир. А значит, каждый член общины, прихода, призывается к научению как минимум вопрошающих о Христе и Церкви.

Благовестие, осуществляемое мирянами, а особенно несущими послушания в храме, их проповедь о вере являются не чем-то дополнительным и факультативным, а их прямым призванием. Не всегда священнослужитель может охватить достаточным вниманием каждого прихожанина, поэтому доброе участливое слово сотрудников храма или просто более опытных прихожан очень нужно и востребовано. Один из мужей апостольских, святой Климент, епископ Римский, в своем первом послании к христианам Коринфа пишет, что «взаимно делаемое нами друг другу вразумление хорошо и весьма полезно, ибо оно прилепляет нас к воле Божией» («Писания мужей апостольских», СПб., «Амфора», 2007, с. 179). Человек, пришедший в храм, оказывается в ином, отличном от обыденного, мире. И здесь очень важно не пройти мимо, подсказать, предложить робеющему и, может быть, чувствующему себя неловко человеку свою помощь и свой совет. А для этого очень нужна, по словам афонского старца Паисия, «добрая озабоченность». Но подобное участие и объяснение богослужений не должно быть навязчивым. Будь внимателен, тактичен и готов к диалогу, но если сам человек не обращается к тебе с вопросом, то не спеши, помолись прежде, чем первому подойти к нему и начать наставление или объяснение. В то же время, если к тебе обратились с вопросом, то как бы ты не спешил, вежливо и с любовью ответь. Люди, приходя в храм, ожидают попасть в «край, где светло от лампад», поэтому любое неосторожное, пусть даже и справедливое слово из наших уст может быть воспринято человеком особенно остро.

К сожалению, у нас в Церкви нет традиции объяснения приходскими работниками и мирянами богослужений и Таинств. Испокон веков церковное приходское учительство было в руках духовенства. Более того, сами катехизируемые, готовящиеся к участию в Таинствах, как мне показал приходской диаконский опыт, желают и ожидают слов назидания и объяснения преимущественно не от приходского работника, а от священника как «власть имеющего». И только совсем недавно, при Святейшем Патриархе Кирилле, ситуация стала меняться. Поэтому вполне возможны «детские» болезни. Ведь обычно работники приходов не имеют семинарского или любого другого духовного образования. В то же время нас всех Сам Господь разными путями призвал во святое Свое общение, а значит, надо для рассказа о богослужении и Таинствах Церкви самообразовываться и стараться больше и медленнее читать и слушать записи православных лекторов.

Ведь как рассказывать о том, что сам очень приблизительно знаешь? Поэтому богослужение и Таинства, их историю, богословие и символизм надо любить и изучать самим. Не бояться спрашивать о них у знающих отцов и прихожан. Нет ничего зазорного в том, что человек что-то знает не досконально, но пытается узнать. Поэтому интерес, вопрошание и чтение книг о богослужении должны быть всегда.

С необходимостью объяснения богослужений и Таинств приходской работник может столкнуться на разных уровнях: в рамках служений (социального, молодежного, миссионерского и катехизического, а также в воскресной школе), развитие которых сейчас осуществляется по благословению Святейшего Патриарха, или же при личном общении. В любой из этих ситуаций самым лучшим «объяснителем» является наше благоговейное и осмысленное отношение к совершающимся Таинствам и богослужениям. Ведь иногда труженики приходов, особенно много лет несущие послушания, теряют трепетное отношение к храму и службам. Громкие разговоры, бег по храму и ощущение того, что ты в храме хозяин, свидетельствуют об этом.

Рассказывая людям о литургической жизни Церкви, надо помнить и о том, что слова наших объяснений — только семена, а взращивать их будет Сам Господь. И здесь нельзя ждать мгновенных результатов. Нужно с любовью и теплотой, но твердо поведать о Таинстве, условиях, необходимых для участия в нем, его плодах, и оставить человека осмыслять сказанное. «Нам не было поручено сделать так, что бы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней», ― пишет в своих письмах о. Иоанн (Крестьянкин) («Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)», Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006, с. 250). Т. е. свидетельство и научение истине заповедано нам, а не спор и горячая полемика.

Это особенно актуально в современном обществе, когда стереотипы потребительства приникают и в храмы. Бывает, человек, пришедший к какому-либо Таинству, вносит посильное пожертвование и считает, что раз он «заплатил», то его должны «обслужить». От психологии потребления сразу лишь переступив порог храма не избавишься. Поэтому огласительные и предвенчальные беседы, другие объяснения, выходящие за уровень рассказа о том, кто, что и сколько покупает и что с собой брать, как показал небольшой опыт участия в них, часто выслушиваются пришедшими лишь из вежливости. Церковь не оказывает услуги и не призвана «удовлетворять религиозные потребности верующих», и где как не в храме нам показать и явить людям, что далеко не везде царит дух потребления. Но мы с вами знаем, что «вера от слышания» (Рим. 10:17), а значит, будем давать пришедшим пищу для размышлений о Таинствах для ума и сердца. Очень поучителен пример Святейшего Патриарха Алексия II, который перед каждым освящением храма, которое он возглавлял как Патриарх, всегда обращался к собранию верующих со словом наставления. Он кратко рассказывал об основных священнодействиях освящения храма (кроплении престола, забивании гвоздей, о воскомастихе, о возливании розовой воды и вина на Трапезу, об обвязывании ее вервием, о миропомазании и крестном ходе со святыми мощами) и, что особенно важно, об их значении. И уже после этого призывал всех к молитвенному участию в освящении. После такого объяснения люди совсем по-иному молились, это я как иподиакон видел и чувствовал сам.

Так и нам, и приходящим людям, думается, было бы полезно, объясняя богослужение и Таинства, показывать, для чего необходимо то или иное действие священника и участников Таинства. Выявлять связь богослужения и жизни, избегая стереотипа магического понимания некоторыми людьми священнодействий. В любом случае чувства тактичности, терпения и любви к Богу и человеку подскажут нам необходимые для этого слова.

 

Дата последнего изменения: 03.07.2016