В престольный праздник домового храма при РГСУ состоялась встреча студентов с прот. Георгием Климовым

IMG_767327 марта, в престольный праздник домового храма РГСУ, освящённого в честь Феодоровской иконы Божией Матери, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы протоиерей Георгий Климов по благословению Преосвященного Тихона, епископа Подольского, Управляющего Северо-Восточным викариатством г. Москвы, возглавил торжественное богослужение в домовом храме РГСУ и встретился со студентами университета, проведя беседу, построенную на объяснении одного из евангельских событий, и ответив на их вопросы.

Протоиерею Георгию Климову сослужили протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове, к которому приписан домовый храм РГСУ,  и клирики храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове. В конце богослужения прот. Георгий поздравил собравшихся с 10-летием кафедры теологии РГСУ, пожелав кафедре Божьего укрепления и процветания.

В беседе со студентами, состоявшейся после богослужения, отец Георгий рассказал о трёх «заквасках», от которых предостерегает Христос своих учеников, переправляясь с одного берега Галилейского моря на другой. Это те три духовные опасности, о которых важно вспомнить в дни Великого поста, когда верующий человек призывается особо задуматься о своём духовном состоянии, спасении. «Что мне делать, чтобы спастись и живот вечный наследовать?» (см.: Лк. 10:25) — на этот евангельский вопрос каждому из нас оказывается достаточно сложно ответить в отношении себя. Но можно учесть и подкорректировать, по крайней мере, то, во что нам не желательно включаться и чем не желательно увлекаться.

Господь говорит ученикам бояться закваски фарисейской, саддукейской и Иродовой (Мф. 16:6Мк. 8:15, Лк. 12:1). Что является этими видами заквасок, как это понимать современному человеку? Опасность закваски в том, что, влитая в муку, она с ней тотчас срастворяется, становясь как бы второй природой муки, и извлечь её обратно невозможно. Господь, следовательно, говорит ученикам бояться самого зарождения греха, его источника, поскольку потом от того, что вошло в душу, избавиться будет уже невозможно.

Закваска фарисейская, по слову Христа, есть лицемерие: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12:1). В чём опасность лицемерия именно для верующего человека? Конечно, мы можем говорить о том, что нет человека, который бы не страдал лицемерием. Лицемерие — это надевание масок, это двуличие, постоянное желание выдать себя не за того, каким ты являешься на самом деле. И понятно, что в обществе, находящемся в эпицентре тех или иных цивилизаций, даже простая одежда, те или иные сопровождающие нас атрибуты являются подспорьем, побуждающим нас к лицемерию-лицедейству перед нашими ближними. Но для верующего человека опасность заключается ещё и в другом: ведь мы призываемся быть перед Господом такими, какие мы есть на самом деле. Закваска лицемерия направляет нас в противоположную сторону. Например, человек, только пришедший в храм, к вере, ко Христу, замечает, что он не такой, как все люди в храме. Он не умеет креститься, ставить свечи, не так одет, не умеет себя вести так, как здесь положено. Он понимает, что ему нужно облечься в какой-то определённый образ, в котором бы верующие в храме приняли его. Вот отсюда начинается уже во многом игра, и проявляется та самая опасность лицемерия, которая и начинает «заквашивать» человека. Человек начинает вести себя так, как требует этикет поведения в храме, и его начинают принимать. Это первый момент. Второй момент:  он начинает себя убеждать — и убеждает, в принципе, — в том, что он этим своим поведением угождает даже самому Богу. Бог его принимает таким, каким он нарядился в этот храм. А потом он убеждает и самого себя, что таким своим поведением, которое он теперь имеет, он Богу угождает. И это самое, пожалуй, страшное, что может быть в жизни верующего человека — потому что за всем этим нет покаяния, нет внутреннего глубиннейшего изменения. И Господь говорит: берегитесь этой закваски. Берегитесь перед Господом стать не такими, выглядеть не такими, какие вы есть на самом деле.

Закваска саддукейская. Саддукеи — это были, можно сказать, религиозные либералы, которые ради собственного удобства готовы были пойти на многое в плане упразднения закона Божия, упразднения или упрощения обряда. Их устраивали те выгоды, которые обещала греко-эллинская культура, и они всячески старались проводить её в жизнь. Для нас закваска саддукейская, согласно объяснению церковных толкователей, есть плотоугождение и свободомыслие. Это два крыла одного существа. Свободомыслие не в том смысле, что кто-то из нас не имеет права мыслить свободно, открыто, а в смысле, что человеку, знающему церковное учение о спасении, которое сводится к определённым, часто серьёзным ограничениям, иногда не хочется следовать этим ограничениям, ему бывает тяжело исполнять всё то, что просит его сделать Церковь. Нельзя этого есть, так поступать, так одеваться, так смотреть — одни запреты. И ум человека часто начинает протестовать против этого состояния, когда всё время чего-то нельзя. Человеку хочется, чтобы было можно. Но, если присмотреться внимательно, то оказывается, что  это желание направлено исключительно на плотоугождение (т. е. угождение своей собственной плоти). Пример — отношение к посту: послабление, которое делает себе человек, внутренне оправдывая себя тем, что он не монах, не аскет, не живёт в древности, когда были написаны все эти уставы, и т. п.  Пользу в этом случае получает только плоть, дух от этого не получает ни возвышенного состояния, ни устремления к Богу; и более того, получается замкнутый круг: свободомыслие содействует угождению плоти, а угождение плоти — свободомыслию, и у человека возникает ещё большее желание не следовать уставам Церкви и тому, чему она учит в целях нашего спасения.

Закваска иродова. Иродиан даже нельзя назвать религиозной сектой, но, если пытаться выделить в их жизни религиозный аспект, то можно было бы его обозначить как аспект мессианский. Они верили, что именно из рода Ирода должен произойти Мессия, неверно понимая пророчества о скипетре Иуды (Быт. 49:10) — когда он оскудеет, тогда придёт Мессия. Скипетр оскудел, правители от иудеев закончились, пришёл к власти идумеянин, — значит, пришло время исполнения пророчества. Но для них мессия как царь, конечно, должен быть из царского рода, т. е. из рода царя Ирода. Итак, что же такое закваска иродова?  Вся жизнь иродиан практически сводилась к тому, чтобы провести свою политику в общество: в государственный строй, в народ. И даже тот мессия, которого они ждали, это был исключительно политический вождь. Поэтому толкователи нам говорят, что закваской иродовой является предпочтение интересам религиозным интересов политических. И на поверку оказывается, что для современного верующего человека это самая страшная закваска, которую человек может пропустить, потому что жизнь Церкви, которая состоит из людей, она, конечно, всегда на стыке, она смежна с другими областями, в которых верующий человек должен пребывать. Это постоянная борьба за своё существование, постоянное общение с людьми, которые являются политиками, экономистами — кем угодно. И часто рассмотреть за всем этим именно тот путь ко спасению, который прописывает Церковь, бывает очень сложно. Много ведь и околоцерковных или общественно-церковных организаций, которые вместо учения о покаянии проводят в жизнь учение, как бы обещающее человеку хорошую, спокойную жизнь, даже подчас для того, чтобы в этом спокойствии можно было совершать церковный обряд. И этот призыв «на баррикады» — условно его можно обозначить так — многих верующих очень беспокоит. Он горячит людям кровь, и они, читая о гонениях на православных людей, войнах, или пришествии Антихриста, штрих-кодах, новых паспортах, начинают очень сильно увлекаться всем этим, забывая о том, что, увлекаясь этим, они теряют истинный дух покаяния и вместо того чтобы каяться в своих грехах и именно спасаться, думают о том, как бы наказать кого-то, потому что где-то ущемляется Православие. В своё время святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая об этих вещах, в своих письмах к верующим говорил: не дерзни своей немощной рукой попытаться отвратить надвигающееся на Церковь зло (ср., святитель Игнатий (Брянчанинов), «Отечник»: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»). Т.е. он говорил о том, что не надо пытаться тебе, не имеющему ни знаний, ни возможностей, ни способностей, заниматься тем, чем должны заниматься совершенные — те, кто поставлен Церковью на это. А чем ты должен заниматься? Ты должен молиться о своих грехах, приносить истинное раскаяние в том, что ты лично в своей жизни делаешь не так. И тогда по твоей молитве Господь вокруг тебя начнёт, по слову преподобного Серафима Саровского, спасать тысячи.

Слова апостола: Блюдите како опасно ходите (Еф. 5:15), — они, конечно, всегда в действии. И эта опасность заключается часто в том, что мы без разбора можем принять в себя семена (или закваску) очень ложных, расхолаживающих, развращающих  нас учений, которые имеют вид благочестия (ср.: 2 Тим. 3:5).

Проповедь протоиерея Георгия Климова в честь празднования Пресвятой Богородице в честь Её иконы, именуемой «Феодоровская»

Пресвятая Дева — это уникальнейшее явление в истории человечества. Пресвятая Дева — это человек, которого никогда не было и больше никогда не будет в нашей земной истории. Но когда мы говорим «не будет», это не значит, что Она перестала быть и существовать. Это значит, что Она всегда с нами и всегда своей молитвой и своим предстательством, своим покровом ходатайствует о нас, грешных, пред Господом нашим и Спасителем о вечной славе, которую Он принёс для каждого из нас.

Чествуя иконы Божией Матери, очень щедро рассыпанные десницей Божией по земле, русский народ выделяет из них особые иконы — иконы, которые, согласно преданию, вышли из-под руки святого апостола и евангелиста Луки. К числу таких относится и Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, образ, который имеет очень древнюю историю, но который особым образом повлиял на судьбы русского народа, вошёл в его мироощущение, когда было Смутное время и когда из Ипатьевского костромского монастыря было дано благословение будущему самодержцу и царю управлять Русской страной — Михаилу Фёдоровичу Романову, когда его мать благословила этим чудотворным образом. И надо сказать, что всегда с образом Пресвятой Богородицы соединено то, что является неотъемлемой чертой Её собственного жизненного пути, самой жизни. Мы знаем, что Божья Матерь в ответ, например, на приветствие Праведной Елисаветы засвидетельствовала о своём величайшем смирении. Когда та Ей сказала, что «взыгрался младенец во чреве ея», потому что блаженная, стоящая перед ней, — веровавшая, и что будет совершённое Ей от Господа (см.: Лк. 1: 44-45), Божия Матерь сказала: «Величит душа Моя Господа, возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моём» и дальше «яко призре на смирение Рабы Своея»  (см.: Лк. 1: 46-55).

Святая Церковь говорит нам о том, что Божия Матерь была смиреннейшим существом. Она в своём смирении уподобилась Богу, потому что Бог — это тоже не только Любовь и не только Свет, но это и само Смирение, явленное и воплощённое. И вот, когда русский народ дошёл до глубин своего смирения, когда ему было уже, как говорится, не до порога и осталось только до Бога, когда никакие человеческие способы, пути, возможности не представляли надежды осуществить спасение Русской земли, то, исповедав эту истину (что он призрел на своё смирение), он обратился к Господу, и Господь не подвёл, и Божья Матерь не подвела и благословила русский народ дальше нести уже по жизни как неотъемлемую часть мироощущения русского человека веру в милосердие Божие и великое смирение. И надо сказать, что в Церкви только благодаря смирению всё и осуществляется, делается. Никакие человеческие мудрствования (логика, дедукция, редукция), о которых говорит рациональность, разум, не действенны в Церкви. Тут мы утверждаемся только на смирении. И примером этому являются тоже евангельские события, которые связаны в определённом смысле напрямую с Пресвятой Богородицей: брак в Кане Галилейской. Когда, казалось бы, уже нет возможности получить просимое от Господа: «Жено, что Мне и Тебе не у прииде час Мой», когда Божия Матерь просит: «Сделай так, чтобы было вино!» (набрать), — Божия Матерь обращается к тем, кто носил вино, кто черпал воду и говорит им: «Всё, что велит вам, исполните!» (см.: Ин. 2: 3-5). И они, послушные голосу Пресвятой Богородицы и, самое главное, смирившись с тем, что Она говорит им, и с тем, что попросит их сделать Господь, решаются на то, что по-человечески могло бы выглядеть безумием. Они наливают в водоносы простую воду, и, когда потом Господь сказал им: «Несите её распорядителю пира!», не дрогнули они, а поверили и доверились, и, зачерпнув воду, принесли уже к архитриклину (распорядителю пира — ред.) вино прекраснейшего качества.

Вот так по вере Божией Матери, по доверию к ней, человек свою жизнь, похожую на воду, часто не чистую, а мутную, превращает в вино высочайшего качества, приобщаясь к которой (к жизни такого человека) и другие начинают входить в радость своего Господа.


См.также: Преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в домовом храме РГСУ и встретился со студентами>> (2013 год)

 

Дата последнего изменения: 02.04.2016