Слово протоиерея Георгия Климова после молебна перед началом учебного года. 31.08.2013

IMG_1518

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, молились Господу, чтобы Он благословил нас, отроков наших, отроковиц, перед учением. Но молясь так, мы поминали и себя, поскольку каждый из нас знает, как важно и родителям быть в форме, когда учится наш ребёнок, потому что без помощи родительской, наверное, не дастся никакому отроку по нормальному учению. Но в чём эта помощь заключается? Это, конечно, вопрос. Для многих из нас — вопрос очень серьёзный.

Но мне кажется, что, рассуждая об этом, мы должны понимать, что самое важное, чтобы ребёнок в спокойствии возрастал в нашей семье и в нашем доме, чтобы не было суеты, чтобы не было истерик со стороны родителей, со стороны ближних, чтобы ребёнок, всматриваясь в ритм спокойной семейной жизни, понимал, что те знания, которые ему даются, — это не знания какие-то такие, из ряда вон выходящие, которыми он должен будет всю жизнь оперировать… Нет, конечно, это общие знания, которые делают из нас обычных, адекватных, нормальных людей. С другой стороны, всё узнать человеку невозможно. Только Бог всеведущ, Он всё знает. А знания человеку подаёт Господь, помимо того, что для общего развития, ещё, конечно, для того, чтобы он через эти знания открывал для себя в первую очередь общие законы мироздания, или то, что мы называем законами Божиими, чтобы он через них приобщался к тому, что мы называем делом спасения. Неважно, какой предмет: русский это язык, математика, геометрия, физика, домоводство, в конце-концов, — неважно. Важно, чтобы человек видел, что на всём лежит печать премудрости — печать премудрости Творца.

И с нашей стороны было бы очень важно ещё помнить об одном: что иногда человек от сверхзнаний, приобретения сверхзнаний, может надломиться. Мы знаем, например, что когда человек садится за стол, за трапезу, в независимости от того, какой он имеет аппетит, он съедает только столько, сколько требует его естество, и более того: он вкушает эту пищу, тщательно разжёвывая, желательно где-нибудь всё-таки в тишине и в уединении — в спокойной обстановке. И только это есть условие, нормальное условие того, что пища усвоится, организм из этого извлечёт для себя витамины, здоровье и т. д. То же самое касается и знаний. То, что сейчас в школе часто происходит, когда в ребёнка буквально впихивают эти знания — одно за одним, и он, бедный, просто не в состоянии просто всё это переварить. И он часто вынужден просто это знание из себя извергнуть или же поступать по тому способу, который в одной сказке очень хорошо  обрисован: в одно ухо влетает, а в другое вылетает. И вот наша задача, чтобы определить тот минимум, который действительно в состоянии ребёнок усвоить, и сделать так, чтобы он действительно этот минимум усвоил. Не надо гнаться за объёмом и за количеством предметов (каждый из нас знает меру своего ребёнка, да и ребёнок часто свидетельствует, что это он может, а это не может), чтобы всё было, действительно, по-Божьему…

Ну и хочется пожелать, конечно, чтобы действительные знания — не фикция знаний, которая сейчас очень часто пропагандируется в мире, — а именно знания, которые бы раскрывали в человеке какой-то, по крайней мере, подвиг на ту премудрость, ещё раз скажем, которую запечатлел Господь в этот мир, сподвигала его ко спасению. Это самое важное. Всё остальное приложится. Помощи Божией!

31.08.2013.

Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище

Дата последнего изменения: 04.03.2016