Епископ Подольский Тихон: человек, переступивший порог храма, должен знать, что он здесь не чужой. Интервью порталу «Приходы»

IMG_7102_i_jul_s_prichodСвятитель Николай Мирликийский особо любим нашим народом, об этом свидетельствуют в том числе посвященные ему храмы, во множестве рассеянные по лицу нашей земли. Среди них – Никольский храм в Хамовниках, старинная святыня и украшение Златоглавой. В день памяти святого публикуем интервью с настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках епископом Подольским Тихоном, председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председателем правления Фонда поддержки строительства храмов в городе Москве.

Никольский храм в Хамовниках – старинная святыня Златоглавой со своими историей и традициями. Владыка, а каково становиться настоятелем в таком месте? Настоятелем в довольно молодом возрасте и уже в епископском достоинстве? 

– Настоятелем назначает священноначалие, и свое настоятельство я рассматриваю как послушание Церкви. Всякое послушание, выполняемое ответственно, с любовью к делу, приносит пользу и человеку, на это поставленному, и тем людям, ради которых послушание исполняется, и тем, которые являются соработниками.

Настоятелем именитого храма я стал по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вернувшись со Святой Земли, где был начальником Русской Духовной Миссии. Я благодарю Бога, что Святейший Патриарх доверил мне быть настоятелем прихода, который сохраняет множество святынь, к коим относится чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и, конечно же, икона Царицы Небесной «Споручница грешных», прославившаяся чудесами в Орловской губернии. Зная об этих святынях, множество москвичей и паломников приезжают им поклониться. В 2009 году Святейший Патриарх Кирилл передал в дар храму еще одну бесценную реликвию – частицу мощей Святителя Николая.

Как выстраивались взаимоотношения с прихожанами-старожилами?

– Стараюсь строить отношения, осознавая, что я пастырь и должен нести ответственность, которая на пастыря возлагается. Мое дело, главным образом, – совершать Таинства, духовно вести народ Божий ко спасению, проповедуя словом, и совершать исповедь. Если первое и второе я совершаю регулярно, то возможность исповедовать народ из-за занятости в связи с занимаемой помимо настоятельства должности – а я председатель Синодального учреждения – предоставляется нечасто.

Тем не менее, я исповедую – в основном, детей – учеников воскресной школы, когда они готовятся к Святому Причастию.

Владыка, а что, по-вашему, объединяет людей в общину? Ведется ли какая-либо внебогослужебная деятельность в Хамовниках?

– Объединить людей вокруг какого-то дела может человек, который умеет духовно зажечь окружающих – человек знающий, глубоко верующий, отзывчивый, стремящийся помогать людям. В нашей жизни очень и очень не хватает отзывчивости, внимательности, сострадания, любви. То, что людям не хватает в миру, они ищут, переступая порог храма, и находят. Это дает возможность людям объединиться, потому что является для них жизненно важным. Получая необходимый запас тепла и любви, участвуя в Таинствах, люди могут противостоять злу, насилию, пошлости, которые царят вне ограды церковной.

У нас проходят еженедельные беседы с прихожанами. Собираются до восьмидесяти человек с тем, чтобы поговорить на очень важные и актуальные вопросы современной жизни, на темы, которые обозначает и ставит перед нами тот или иной праздник или воскресный день. Часто сами прихожане задают вопросы, которые их беспокоят. Надо сказать, что от такого диалога польза бывает немалая, ибо таким образом прихожане имеют возможность высказать свое мнение, услышать священника, обсудить вопросы более детально и глубоко.

Как работает приход с теми, кто только начал ходить в храм? Помогают ли им войти в общину, объясняют ли вероучение, содержание богослужений?

– Каждый приходящий человек требует особого внимания не только со стороны священнослужителя, но и со стороны мирян — членов прихода. Мы ставим своей задачей помогать тем, кто с робостью и смущением переступает порог храма. По слову Святейшего Патриарха, нужно сделать приход таковым, чтобы человек находил бы в нем отдохновение духовное и телесное. Эти слова Святейшего являются некоей направляющей в нашей деятельности.

Человек, впервые переступивший порог храма, должен знать, что он здесь не чужой, что ему рады. Это достигается исключительно внимательным отношением к каждому. Мы воспитываем и воспитываемся в приходе на этих началах: каждый должен встретить новенького с любовью, с вниманием, выслушать и предложить помощь. Даже простое внимание к проблемам, с которыми человек пришел, располагает к тому, чтобы вновь прийти в храм. И так постепенно человек может стать частью церковной общины, частью прихода.

Конечно, я бы не хотел идеализировать положение в нашем приходе – может случиться разное. Каждый человек все равно зависит от своего внутреннего состояния: сегодня он доброжелателен, а завтра может по-другому отреагировать. И люди приходят разные, с некоторыми приходится говорить и в жесткой манере, защищая и ограждая прихожан, святыню, Церковь. Я не ручаюсь за всех, но свое слово направляю к тому, чтобы люди встречали приходящих со вниманием, любовью, заботой.

Со временем доброе отношение к приходящим принесет и зримые плоды, может способствовать в том числе росту числа прихожан. И даже если человек не придет к нам снова, то он все равно будет помнить, что с ним по-доброму обошлись.

Воскресная школа прихода святителя Николая в Хамовниках известна в Москве, как и Ваше личное участие в ее созидании. Расскажите, пожалуйста, какие предметы изучают воспитанники, как часто у них проходят занятия, как Вы общаетесь с ребятами?

– Придя в храм святителя Николая, я обратил внимание, что воскресная школа оторвана от прихода, что являлось, по моему убеждению, неправильным по отношению к приходу, его будущему. Я постарался обновить состав преподавателей, чтобы в школе трудились специалисты с педагогическим образованием и добрым сердцем, со всей ответственностью отвечающие за детей. С другой стороны, был обновлен перечень изучаемых дисциплин, а сама воскресная школа была интегрирована в приходскую жизнь, чтобы дети являлись неотъемлемой частью единого целого – частью прихода.

Первым «уроком» для наших воспитанников является Божественная литургия. С нее начинаются занятия. В богослужении дети принимают участие вместе со своими родителями: в десять часов все приходят в храм, молятся, часть из них поют на клиросе, читают, причащаются Святых Христовых Таин. Раз в месяц я сам провожу детскую исповедь с участием всех детей и родителей. Это происходит накануне воскресенья или в великий праздник.

Дети читают правило, после которого подходят ко мне или к священникам, чтобы исповедаться. На следующий день все принимают участие в Божественной литургии и причащаются Святых Христовых Таин. Таким образом, в основу жизни ребят закладывается тот самый главный «учебный предмет», ради которого, собственно, воскресная школа и существует: участие в жизни прихода и Таинствах церковных.

Также у нас есть традиционные дисциплины, которые преподаются в большинстве воскресных школ: Закон Божий, церковное пение, объяснение богослужений. Вместе с тем в силу профессиональных навыков некоторых преподавателей в нашу программу внесены и другие предметы: иконопись и религиозная лексика английского языка. Последний предмет у нас факультативный, уроки проводятся по субботам, но поскольку преподают его педагоги с большим опытом работы, на уроки приходят не только дети, но и взрослые.

Где Вы ищете педагогов?

– Скажу так: я особо не ищу, а просто молюсь. Я стою и прошу у Бога, потому что пастырь призван в молитве просить Господа о том, что необходимо.

Так и отношения я особо не выстраиваю – я прошу. Прошу просвещения ума, теплоты сердца, рассудительности – те качества, которыми пастырь сегодня должен отличаться. Самая лучшая награда в жизни для меня – это люди, которые посылаются в ответ на прошения о том, чтобы Господь указал тех, которым можно было бы вверить то или иное служение в Церкви, послушание в храме, на приходе. И люди, которые не подведут, приходят. Этим педагогам можно вручить нежный цветок – детские души.

А помимо воскресной школы дети участвуют каким-либо образом в жизни прихода? Существуют ли для них какие-то дополнительные просветительские или иные программы?

– Самое главное – дети получают воспитание. В нынешних непростых, даже опасных условиях родители имеют возможность дать чадам правильные навыки поведения, восприятия жизни, привить уважение к людям.

Мы очень стараемся обучать и воспитывать наших детей в правильной среде, в основе которой лежат церковное учение, участие в Таинствах и глубокая вера, прививаемая ребенку и на уроках, и в храме, и в домашних молитвах вместе с родителями.

Если преподаватель говорит, что ребенок готов к какому-то новому послушанию и мы видим, что мальчик, например, уже может войти в алтарь, а девочка – взойти на клирос, то позволяем им это сделать. С благоговением, в нужный момент, в торжественный день, ознаменованный каким-либо праздником, чтобы это запомнилось ребенку на всю жизнь.

Есть ли у воскресной школы планы на лето, или же в этот период года воспитанники перестают общаться?

– Я понимаю, что дети нуждаются в отдыхе. Но и отдых должен быть с пользой. У нас есть театральный кружок, клубы для молодежи и подростков.

Мы организуем поездки к святыням Москвы, выезжаем с паломническими поездками в Оптину пустынь, в Троице-Сергиеву Лавру, собираемся, Бог даст, поехать на поклонение к святыням Санкт-Петербурга. В феврале этого года мы осуществили путешествие с первой группой детей в Иерусалим. Ребята были очень довольны! Так они получают вместе и образование, и воспитание.

Одной из проблем приходов в центральной части города является нехватка помещений для развития приходской работы. Сталкивается ли с этим приход Никольского храма в Хамовниках?

– Улучшение качества преподавания в воскресной школе, о котором я уже говорил, сегодня подвигает очень многих прийти с просьбой о принятии в школу новых детей. У нас в воскресной школе учатся 62 ребенка, и ей уже не достает помещений. Мы теснимся, но и отказывать не хочется, потому что важен и дорог каждый.

В связи с этим мы нуждаемся в дополнительных помещениях. Есть надежда на то, что приходское здание, которое мы с Божией помощью вернули, со временем удастся переоборудовать и сделать там отделение приходской школы для родителей.

Вы являетесь председателем правления «Фонда поддержки строительства храмов в г. Москве». Программа-200 храмов предусматривает возведение церквей в спальных районах. Приходская жизнь в этих храмах строится по территориальному принципу: в основном прихожанами являются жители окрестных домов, – тогда как по большей части в «старых» приходах довлеющую часть общины составляют верующие, добирающиеся в храм из разных концов города. Накладывает ли это отпечаток на приходскую жизнь?

– Где бы ни находился приход – в центре или на окраине – важно строить приходскую жизнь таким образом, чтобы внимание уделялось людям, их духовному росту и совершенствованию.

Настоятель, назначенный на новый приход, где храм еще только возводится или будет строиться в будущем, должен приложить очень много усилий, чтобы сформировать общину. Нужно быть впереди во всех вопросах. Он должен быть образованным, воспитанным, внимательным, любящим, заботящимся о своих прихожанах отцом. Только тогда народ назовет его батюшкой, когда он всей жизнью своей будет соответствовать этому именованию. И молиться тогда народ будет с ним и о нем, а совместные молитвы пастыря и народа Божия делают чудо и для общины, и для храма, и для самого пастыря, который стоит перед престолом. Все это формирует приход как живую общину, в которой все рады разделять друг с другом радости и трудности.

Беседовала Юлия Маковейчук

Источник: портал «Приходы», 22.05.2013

 

Дата последнего изменения: 21.02.2016