Родительское собрание, посвящённое вопросу преподавания Основ православной культуры в школе, состоялось в Северо-восточном викариатстве

DSCF0351

В воскресенье, 10 марта 2013 г., в Северо-восточном викариатстве при храме Живоначальной Троицы в усадьбе «Свиблово» состоялось родительское собрание, посвящённое вопросу преподавания Основ православной культуры в школе (ОПК). В собрании приняли участие представители родительских советов по ОПК, созданных при храмах викариатства. Содержательную часть подготовили представители храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, которые рассказали о проблеме введения курса с позиций родителей, преподавателей и церкви, а также осветили законодательные аспекты вопроса. Кроме того, в собрании приняли участие благочинный Сергиевского округа протоиерей Сергий Киселёв, ответственный за катехизаторское служение викариатства иерей Олег Шалимов, помощники благочинных Сергиевского и Троицкого благочиний по катехизации, а также ответственные за воскресные школы и катехизацию в храмах викариатства.

DSCF0297Иерей Олег Шалимов во вступительном слове обозначил основные вопросы по выбору ОПК, встающие сегодня перед родителями и церковью.

Пока ждали опоздавших, участники, побывавшие на родительских собраниях в школах по выбору одного из курсов в русле предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в качестве родителей или представителей церкви, рассказали свои впечатления о том, как проходят такие собрания в разных школах.  (В настоящее время официальные представители конфессий имеют право участвовать в таких собраниях, в Северо-восточном округе их список согласуется с окружным Управлением образования.) Интересно о своём опыте посещения школ рассказал отец Иоанн Федоринов из храма преподобного Сергия Радонежского в Бибирево.

Родители отмечали, что низкий процент выбора ОПК связан не столько с количеством православных верующих, сколько качеством преподавания предмета, подготовки преподавателей, давлением, оказываемым в той или иной форме на их выбор в школах, низкой степенью информированности о законодательной базе, программе по предметам и учебной литературе.

Как отметила чуть позже в своём докладе о родительском участии в выборе модуля в курсе ОРКСЭ Ольга Сергеевна Соловьёва, представитель родительской общественности и сотрудник Московской педагогической академии, если бы родители имели возможность с самого начала ознакомиться с тематикой курса, пообщаться с преподавателем, а также были бы вовремя информированы о своих правах, многих вопросов и опасений не возникало бы, и выбор был бы другим.

DSCF0356В частности, она подчеркнула, что важно объяснять на родительских собраниях, что преподавание ОПК носит именно культурологический характер. Воспитывая детей в русле православной системы ценностей, оно не является, однако, вероучительной дисциплиной, как, например, »Закон Божий», преподаваемый в воскресных школах. На сегодняшний день все учебники по ОПК освещают основные темы по одной определённой программе. Это такие темы, как «Введение в православную духовную традицию», «Особенности восточного христианства», «Культура и религия», «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции», «Золотое правило нравственности», «Любовь к ближнему», «Отношение к труду», «Долг и ответственность», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь», «Праздники», «Христианская семья и её ценности». Более того, незнание православной культуры, системы ценностей, традиционной для нашей страны, делает невозможным полноценное понимание многих произведений художественной литературы: ни сегодняшние дети, ни взрослые подчас не способны понять по-настоящему многие характеры героев классической  русской литературы и ситуации, в которые их ставят писатели прошлого.

Выбор должен быть индивидуальным, свободным, информированным (родителям должны заранее сообщить о собраниях, на которых будет производиться выбор курса, и дать всю необходимую правовую информацию). Что касается преподавателей и их уровня подготовки, то на сегодняшний день существует договорённость между Московским институтом открытого образования (МИОО), занимающимся переподготовкой школьных учителей в преподавателей ОРКСЭ, и Отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) о сотрудничестве и совместной подготовке преподавателей — т. е. церковь на сегодняшний день имеет возможность следить за тем, чтобы неподготовленные учителя, имеющие неверное представление о предмете обучения, не попадали в школы. Это, однако, не исключает необходимости обратной связи со стороны родителей, если они обнаружили, что предмет их ребёнку преподаёт некомпетентный в данной области человек. В этой ситуации можно связываться не только с администрацией школ и округа, но и обращаться в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации или хотя бы к благочинным — управляющим церковными территориальными объединениями — благочинническими округами.

Кроме того, Ольга Соловьёва коснулась вопроса о качестве разных учебников по курсу ОРКСЭ (в частности, наиболее распространённого учебника по светской этике, который критикуют на форумах даже самые ярые противники ОПК и воинствующие атеисты). Она также отметила: «Модуль «Основы мировых религий» выбивается из всех остальных, так как, если базовые модули ОРКСЭ выполняют именно воспитательную задачу, то данный модуль — информационную. Но попытка рассказать обо всех основных мировых религиях часто терпит фиаско даже в среде студентов — как могут вместить всю необходимую информацию ребята 4 класса? Это совершенно невыполнимая задача даже для гениального преподавателя и очень способных учеников, учитывая количество часов! Опасность того, что результатом будет «каша в голове», довольно велика. Так же, как велика и опасность установки «все религии одинаковые, учат одному и тому же», потому что разница все-таки есть и она довольно принципиальна. Но как это должен вместить и переварить учащийся 4 класса — большой вопрос».

В конце выступления Ольга Соловьёва рассказала о том, что в социальной сети «Вконтакте» прихожанами храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском создана группа «Основы православной культуры в школе», и пригласила всех желающих присоединиться к участию в обсуждении проблемы выбора ОПК.

О законах и документах, регламентирующих выбор курса, рассказала в своём докладе Наталья Сергеевна Шамрай, — в частности, о новом регламенте выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (Департамент образования города Москвы, 2013 г.).

Правовой базой для существования предмета ОРКСЭ являются ст. 13 и 14 Конституции РФ. Важно подчеркнуть, что, согласно этим статьям, от государства отделены религиозные объединения как юридические, правовые субъекты и не существует никаких законных, юридических препятствий для изучения в светских школах и православной культуры, учения и традиций Русской Православной Церкви так, как они понимаются и сохраняются в Церкви, а не так, как их представляют себе религиоведы, философы или кто-либо ещё. В противном случае, это нарушало бы указанные статьи 13 и 14 Конституции, запрещающие монопольное положение какой-то одной религии или идеологии в обществе и соответственно в светской — государственной или муниципальной школе. Современная российская государственная и муниципальная  светская общеобразовательная школа не является атеистической или безрелигиозной школой, где запрещено говорить о Православии так, как это принято в Церкви, среди православных. Иное означало бы фактически атеистическую цензуру на представление знаний о религии и Церкви в российской школе. Именно поэтому в России уже много лет существуют школы с этнокультурным компонентом образования, где дети могут изучать культуру своей семьи углублённо (см.  «Рекомендации для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору изучения «Основ православной культуры»»).

Статья 87 Нового Закона об образовании регламентирует непосредственно «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». В частности, пункт 2 этой статьи указывает, что «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» — именно родителями, в соотвествии с традициями семьи. На сегодняшний день школы должны обеспечить возможность изучения выбранного курса даже тогда, когда его будет изучать один ученик из класса. Более того, если выбор сделан недостаточно осознанно, под давлением или даже по каким-то другим причинам, родители имеют право поменять выбор курса уже после начала учебного процесса (основание — Протокол заседания Межведомственного координационного совета (МКС) №3 от 15 марта 2010 г.). Таким образом, если родители будут проявлять активную позицию, то никто препятствовать их выбору не станет.

Важно также, что, согласно новым образовательным стандартам, расширено общественное участие родителей в жизни школы, и они имеют право непосредственно влиять на образовательный процесс. Таким образом, сегодня особое значение приобретает существование родительских советов, посредством которых родители могут  защищать культурные традиции семьи и контролировать процесс воспитания и образования своих детей.

С позиций учителя рассказала о проблеме преподавания ОПК Екатерина Владимировна Куприянова, прихожанка храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, преподаватель школы № 1741. Она остановила внимание собравшихся на том, что в данном случае всего важнее, чтобы у учителей была в сознании заповедь, как у врача, — не навреди. Когда человек работает с душой, люди тянутся к нему. Она подчеркнула, что результат выбора курса ОПК, как и других курсов в русле ОРКСЭ, зависит не от директоров, а от общественных усилий. Очень важно отношение МИОО, важно, чтобы в округе был методист по ОПК (штатная единица) — тогда работа в школах становится значительно эффективнее.

DSCF0303Интересным и запоминающимся стало также выступление иерея Алексия Яковлева, помощника начальника Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого по работе с верующими военнослужащими, преподавателя факультета православной культуры, существующего в Военной академии уже 17 лет. Отец Алексий Яковлев отметил, что Православие является главной культурообразующей религией России, и вклад Церкви в историю и формирование национального менталитета поистине неоценим. За школьное образование Церковь отвечала до середины XIX в., и первые школы, как известно, создавались при храмах и монастырях.

Он обратил внимание собравшихся на то, что в наше время отношение к Церкви разных общественных институтов очень разное. В больницах, армии, тюрьмах представителей Церкви ждут как людей, способных помочь в трудной ситуации, мировоззрение верующего человека воспринимается не как зло, а как спасение от многих бед, признак доброты. Совсем иным становится отношение, когда поднимается вопрос о воспитании детей, взаимодействии Православной Церкви и системы образования, — несмотря на то, что преподавание ОПК в школах не связано с приобщением детей к собственно религиозной жизни — это именно культурологический предмет.

В связи с этим отец Алексий обратился к российской истории и рассказал о том, что в России борьба с преподаванием православной культуры в школах велась и в предреволюционные годы, когда многие возненавидели церковь за то, что она сохраняла традиционные ценности русского народа, воспитанные столетиями православной веры, в частности государственность и институт семьи, разрушенный сразу после революции 1917 года до основания. В то время произошла подмена ценностей, и, хотя многие нападки на религиозное мировоззрение не выдерживали никакой критики, верующие в массе своей не могли противопоставить этому убедительных аргументов, поскольку, как отмечал будущий священномученик, о. Иоанн Восторгов, в то время господствовала дикая религиозная безграмотность. Результатом упадка религиозного образования в верующих семьях стало их собственное и всенародное порабощение на 70 лет.

Как отмечал протопресвитер военного и морского духовенства Российской империи Георгий Шавельский в своих «Воспоминаниях последнего Протопресвитера Русской Армии и Флота», перед революцией часть российского общества не хотела замечать надвигающейся беды. Между тем уже в те годы о. Иоанн Восторгов говорил, что революция практически неизбежна и только качественное церковное образование и воспитание может её остановить. Отец Алексий Яковлев подчеркнул, что всё то, что происходило перед революцией, актуально и в наше время и сегодня как никогда важно учиться на ошибках истории.

Сегодня православные семьи имеют уникальную возможность, подкрепляемую современным российским законодательством (в первую очередь Конституцией РФ) и нормами международного права, воспитывать детей в соответствии со своей верой, традициями своей семьи. Этой возможностью необходимо пользоваться - в противном случае она исчезнет как невостребованная. Согласно статистическим данным, на начало 2012 года в Ингушетии и Чечне процент школьников, выбравших «Основы исламской культуры», составил 99-100%. В то же время наше общество испытывает серьёзное давление со стороны части европейской общественности по ряду основополагающих для верующего человека вопросов, в частности, отношения к однополым бракам. Как известно, во Франции такие браки разрешены — включая право на последующее усыновление детей. Современные демографические и миграционные процессы делают весьма вероятной ситуацию, когда, если мы не будем знать свою родную, исторически наиболее характерную для нашего региона культуру, на её место придёт чужая культура, которую уже будут знать все.

DSCF0378Таким образом, одной из существенных проблем, если не главной, является на сегодняшний день разобщённость и пассивность родителей в деле воспитания и образования детей с учётом семейных традиций и ценностей — поскольку сегодня именно родители будут услышаны школой; именно они имеют наибольшие возможности в этом вопросе, установленные действующим законодательством. В данном случае действия или бездействие — это тоже своеобразная гражданская позиция, которая может весьма существенно повлиять на будущее страны.

В заключение слово взял протоиерей Сергий Киселёв. Он рассказал о том, как зарождалась и развивалась идея введения курса Основ православной культуры в школах при Святейшем Патриархе  Алексии II.

Собрание вызвало живой интерес большинства участников. Многие из них высказывались, задавали наболевшие вопросы, делились впечатлениями.  В конце собрания  для решения наиболее важных вопросов был избран общевикариатский родительский совет.

 

Дата последнего изменения: 26.02.2016