Прот. Георгий Климов. Женские образы Евангелия (интервью журналу «Покров»)

prot_Georgiy_KlimovО тайне и высоте женского служения в Свете Евангельского Слова рассказывает преподаватель Священного Писания Нового Завета ВБК МПДА кандидат богословия протоиерей Георгий Климов.

– Отец Георгий, сильная половина христианства как-то более склонна придерживаться по-апостольски строгого взгляда на женщин. Особенно любят цитировать апостола Павла про «бабьи басни» (1 Тим. 4:7) и его же повеление в Церкви женам помалкивать (1 Кор. 14:34). Почему же тогда Сам Господь главную весть о Своем Воскресении, без которой и проповедь апостольская была бы тщетна (1 Кор. 15:14), доверил благовествовать именно женщинам?

– За преимущественную любовь ко Христу, явленную женщинами в Страстные дни, Господь им первым и открывает Тайну Своего Воскресения. Современницы Иисуса, которых Святая Церковь чтит в лике жен-мироносиц, последовали за Господом на саму Голгофу. И стоя у Креста, они взирали на то, как совершается это величайшее Жертвоприношение в истории человечества.Polozhenie_Hrista_vo_grob

«…А они смотрят и делают из меня зрелище» (Пс. 21:18) – пророческий псалом царя Давида о Страстях Христовых это скорее про улюлюкающую толпу. А мироносицы – созерцали, что в отличие от зрелища предполагает соединение. Отсюда и осуществление Симеонова пророчества о Деве Марии: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). Только из этого опыта сораспятия и можно было с силой достоверности благовествовать истину Воскресения.

 Именно женщины пребыли верными Господу даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:8) – самой мучительной и позорной из всех изобретенных на тот момент человечеством. Тогда, когда ближайшие ученики оставили Иисуса: «поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк. 14:27, см.: Мф. 26:31; Захар. 13:7); и тогда, когда за словами Спасителя на Тайной вечери: «наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин. 16:32) раздастся вопль Богооставленности: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34), – эти женщины точно во исполнение неисполненного обещания Петрова, подтвержденного и другими учениками: «если и все соблазнятся, но не я» (Мк. 14:29), – сострадали Христу.Polozheniye_Hrista_vo_grob3

– Почему Распятый Царь Иудейский не принял уготованного Ему женами-мироносицами помазания?

– Господь упредил это второе помазание Воскресением, так же как женщины прежде упредили помазанием Его смерть. Речь идет о помазании главы и ног Христа драгоценным миром Марией, сестрой воскресшего Лазаря и Марфы, в дому Симона прокаженного (Мф. 26:7; Мк. 14:3) и в их доме за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:3).

Реакции всего окружения: помыслам осуждения, ропоту учеников («к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26:8-9)) и, наконец, последовавшему в тот же день сразу же после этого события предательству Иуды, – Господь противопоставляет любовь этой женщины.01_01

И во исполнение защищающих слов Спасителя: «что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:  ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;  возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:10-13), – в последовании Великой Среды Святая Церковь прославляет поступок обратившейся и возлюбившей женщины по контрасту с предательством Иуды.

Mironositsy_Polozheniye_Hrista_vo_Grob

Любовь, а вовсе не пророческое знание или более крепкая, чем у учеников, память, сподвигла выйти еще в предрассветную темень и мироносиц. Они, конечно, должны были слышать о Воскресении, также, как и ученики, – помните, на сетования Марфы, скорбящей об умершем брате Лазаре: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24), – Иисус ответил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Но на Голгофе, как и в утро несостоявшегося помазания, они, сопереживавшие Господу, вряд ли помнили об этом.

В этот предрассветный час они не прятались «страха ради иудейского» (Ин. 19:38). Так же как и тогда, когда присутствовали при снятии Тела Господа со Креста и при положении во Гроб. Печаловались о том, что неоценимое Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому, исполнив заповедь субботнего покоя, они еще во тьме  пошли ко Гробу.

Zheny_mironositsy_i_angelОни несли масти и благовония, чтобы воздать должное Телу Того, Кто «к злодеям причтен» (см. Мк. 15:28; Ис. 53:12). Некоторые шли медленнее, Мария Магдалина, если вчитаться в Евангельское повествование, просто бежала в силу ли темперамента, а наипаче – своей ревностной и пламенной любви к Учителю. Она и оказалась у Гроба первой. Разве мог Господь не ответить на скорбь Марии и преданность Ему даже по смерти?

Господь будто ищет Себе соработников во всякий миг раскрытия Евангельской истории – и каждый поступок, на который отважится конкретный человек, задает контуры ее дальнейшего осуществления. Даже Воскресшему странно ведь как-то являться в мир, где Его никто не ждет и не ищет: Распятаго ли, Живаго?

– Господь является Марии даже перед восхождением ко Отцу. Иисус поспешил навстречу горю мироносиц, также как они поспешили ко Гробу Его. У Бога все живы (Лк. 20:38), так же и для любящих сердец. «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6). Только любовь не знает страха и может побороться со смертью и победить ее, что и засвидетельствовали в то утро Господь и жены-мироносицы, и прежде всех Мария Магдалина.

Zheny_mironositsy_i_angel_1Сначала она не узнала Христа: ни по голосу, ни даже увидев. Глаза ее были заплаканы. К скорби приложилась скорбь: теперь и Тело еще похитили. Она спешит сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну, которые также прибегают ко Гробу и, удостоверившись, уходят ни с чем. Мария же возвращается и остается здесь. Трогательно делит с Ангелами, точно с земными существами, свою скорбь в тех же словах, что и с апостолами: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20:13). И даже Христа сначала принимает за садовника: а кому еще находиться в такую рань в саду?

Поглощенная сопереживанием смерти Иисуса, она еще не научена опыту Воскресения. Обращена всем своим заплаканным существом к опустевшему Гробу, вдруг слышит знакомое: «Мария!» (Ин. 20:16). И тогда уже «обратившись» — что подчеркивает лишь то, что после слов воображаемому садовнику она снова обратила взоры свои ко Гробу, – «говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!» (Ин. 20:16).

Yavlenie_Hrista_Marii_Magdaline«Не прикасайся ко Мне, – останавливает ее восторг и желание припасть к Его ногам, осязать Его Воскресшего Господь, – ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). В утренней стихире 8-го гласа поется: «Еще земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прикасаться Христу». «Верь не осязанию своему, а слову Моему», – точно говорит ей Иисус, возводя и ее в новую реальность отношений.

Святитель Филарет Московский назвал Марию Магдалину «апостолом апостолов».

– Господь точно предызбирает Себе женскую природу в сотаинницы?

– Прямой иллюстрацией здесь может стать эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7), предлагает Господь фарисеям, и когда все разошлись, Господь произнесет: «И Я не осуждаю тебя» (Ин. 8:11), – также, как на примере воскрешения Лазаря Христос уверяет нас во всеобщем Воскресении, здесь Взявший на Себя грех мира предуказывает Тайну искупления и прощения грехов.

Zheny_mironositsy_i_angel_2Один из современных подвижников благочестия, живших на Западе, оставил в своем дневнике наблюдение о том, что Господь действительно иначе общается с  женщиной в силу того, что произошло после грехопадения. Мы привыкли считать виновницей Еву, как ту, которая первая вкусила запретный плод. Однако вспомните, как ведут себя прародители после грехопадения при разговоре с Богом, который пытается привести их к покаянию.

Адам всячески оправдывается и, перекладывая вину на Еву, впадает даже в Богообвинение: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Ева тоже не раскаялась, она тоже переложила вину на другого: «змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13). Но у нее, по крайней мере, не повернулся язык сказать: «змей, которого Ты сотворил». И это принятие Евой вины на себя и оставило женщину, по мысли автора, в большей степени близости общения с Богом, чем мужчину. От того-то, возможно, и сегодня в храмах больше женщин.

– Зачем в беседе с самарянкой, раскрыв ей эти потрясающие тайны поклонения Богу в Духе и истине (Ин. 4:23), на ее просьбу дать ей этой воды [текущей в жизнь вечную, то есть Благодати Духа Святаго] Иисус вдруг повелел: «позови мужа твоего» (Ин. 4:16)?

– Благодать Духа Святаго Господь мог ей дать только в случае ее очищения от греха, в котором она пребывала, смертного греха прелюбодеяния: «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:18). Это призыв к покаянию. Но возможно и более глубокое понимание.

Voskresshiy_Hristos_i_mironositsyЕсли под водой здесь, как истолковывает свт. Иоанн Златоуст, подразумевается Благодать Духа Святаго, то это именно то Дыхание Жизни, которое Господь вдохнул в человека при его сотворении и которое прародители утеряли в момент грехопадения. По сути вся история вменяемой части человечества – попытка вернуть это Дыхание Жизни, чтобы оно снова веяло не во вне, а дышало внутри твоего естества. От того-то мы и молимся: «Царю небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны…»  Обращаясь к первым главам Бытия, где повествуется о сотворении человека, мы находим слова, которые Господь повторит и в Новом Завете: «Сотвори Бог человека: по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» (Быт. 1:27;  Мк. 10:6). Полнота человечества – мужчина и женщина. И именно в полноте человечества они и способны это Дыхание Жизни вернуть. Поэтому: «позови мужа твоего» (Ин. 4:16).

– Если в Господе Иисусе Христе исполнилась вся полнота не просто человечества, но более того – Богочеловечества, то в чем тогда новозаветный смысл разделения на мужской и женский пол?

– Человек создан для того, чтобы любить. Мы – заложники современной ситуации, когда всюду навязывается извращенное представление о равенстве полов. Никакого равенства нет! Мы – разные. Есть мужчины, а есть женщины – всё. И это залог любви. Любовь не терпит равенства.

Любовь матери и ребенка равны друг другу? Нет. Как только исчезает эта разница потенциалов любви отдающей себя и любви благодарно принимающей, – иссякает и любовь. Пока есть субординация: мать и дитя – любовь умножается, как только упразднится – конец любви: остаются выхолощенные, построенные на взаимовыгоде отношения друг к другу «просто людей». То же самое верно в отношениях мужа и жены.

mironositsyПри совершении таинства браковенчания читаются слова: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9). Господь присутствует на браке в Кане Галилейской и этим освящает его. Заповеди: «и почему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2:24) никто не отменял. Христос ссылается на нее при ответе фарисеям  (Мф. 19:5;  Мк. 10:7-8), к ней апеллируют апостолы (1 Кор. 6: 16; Еф. 5:31). Это в веке будущем, «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25).

– Это монахи и монахини – обычные из людей, любовью ко Христу уязвленные?

– Однако Сам Господь, развивая далее учение о девстве, оговаривается, что «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). В Новом Завете также, как и в Ветхом, сказано: «жена спасается через чадородие, – впрочем, апостол делает оговорку, – если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Теперь женщина призвана не просто рожать – во исполнение заповеди: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28), но взращивать наследников Царствия Небесного.


Zheny_mironositsy– Почему Господь самые ошеломительные Свои тайны все-таки сначала открывает к исполнению и благовестию именно женщинам? Есть мужская присказка о том, что Господь и явился первым женщинам, чтобы весь мир узнал о Его Воскресении. Однако и тогда, когда напротив требовалось утаить от всех – даже от самого дьявола – Тайну Боговоплощения, Господь вверяет ее именно Деве Марии, не упредив Благовещения явлением Ангела Иосифу-обручнику.

– Женщины имеют больше доверия, воспринимают глаголы Божии сердцем: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11:25-26) – спрашивает Господь Марфу у гроба вот уже четыре дня как погребенного ее брата Лазаря. И она тут же отвечает: «так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27). И при участии ее веры является слава Божия: уже смердящий выходит из гроба вон.

А мужчины все проверяют умом. И здесь не обходится без сомнений. Так было и с Симеоном, ставшим Богопримцем, а некогда усомнившемся в пророчестве Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). И с Захарией, наказанным немотой за то, что не поверил в зачатие престарелой Елисаветой Иоанна Предтечи. Но если для данного случая в ветхозаветной истории были прецеденты: зачатие 90-летней Саррой Исаака от 100-летнего Авраама, то Иосифу Обручнику предстояло принять то, чего никогда не было и больше не будет в истории человечества. Поэтому Ангел является Иосифу уже по факту, ибо в свершившееся поверить легче.

BMТочно также и апостолы не поверили сначала благовестию Марии Магдалины. Им требовалось доказательство, чтобы Господь явился им самим. И Господь, зная их устроение, явился им.

Однако самой первой по Воскресении Христос явился Своей Пречистой Матери. Святая Церковь хранит предание об этом, и даже в Храме Гроба Господня в Иерусалиме указывают место, где это произошло. Почему об этом ничего не говорится в Четвероевангелии? В Евангелиях вообще не все сказано, как свидетельствует о том самый близкий к Пресвятой Богородице святой апостол и Евангелист Иоанн (Ин. 21:25; 20:30-31). Смирению Божией Матери было угодно, чтобы не разглашались сокровенные Тайны Ее жизни.

О Божией Матери в Евангелиях вообще говорится чрезвычайно мало. Поэтому и на все Богородичные праздники кроме единственного 4 зачала о посещении после Благовещения Пречистой Девой Марией святой праведной Елисаветы (Лк. 1, 39-49; 56) читается 54 зачало о Марфе и Марии (Лк. 10:38-42) – о деятельном служении Христу и подвиге внимания Слову Его, умном делании. Божия Матерь в совершенстве исполнила два этих образа Богоугождения: как никто другой Она послужила Господу телесно и сохраняла, слагая в сердце, Слова Его.

В завершении отрывка о Марфе и Марии добавляется повествование о том, что «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27-28). А это уже Царствие Божие, явленное в силе, где «несть ни мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

Беседовала Ольга Орлова

Общероссийское ежемесячное просветительское издание «Покров». 2013.  Вып. №2   . С.30-33

 

Дата последнего изменения: 26.02.2016