Почему Иисуса называют Эммануил? Протоиерей Георгий Климов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж»

radio_rad

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, наши дорогие радиослушатели. Сегодня с вами будет беседовать, отвечать на ваши вопросы и толковать евангелие протоиерей Георгий Климов- настоятель храма Живоначальной Троицы, что на Пятницком кладбище. Вы можете задавать свои вопросы.

- Добрый вечер, братья и сестры! Напомню, что закончили мы в последней передаче   на евангелии от Луки. И нам осталось поговорить о евангелии от Иоанна. Об авторе, об адресате, о цели написания этого евангелия и,  конечно, о тех особенностях, которые это евангелие отличают от первых трех.

Итак, относительно автора четвертого евангелия мы можем сказать, что это любимый ученик Иисуса, который возлежал на персях Спасителя во время Тайной Вечери, когда было установлено таинство Евхаристии. Об этом мы читаем в самом евангелии от Иоанна. Но евангелие от Иоанна не говорит, что именно апостол Иоанн его написал! Это предание нашей Церкви, которое в определенном смысле тесно связано со Священным Писанием. В конце евангелия мы читаем о возведении Петра в апостольское достоинство. Вот вопрос, который задает ему Христос: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?»  и трижды апостол Петр отвечает, что да, он любит Христа. Дальше апостол Петр смотрит вослед себя и видит ученика, который идет за ними, которого любил Иисус. И Петр спрашивает: « Господи, а он что?» И на это Христос отвечает, что если Он, Христос захочет, то тот будет пребывать до тех пор, пока Он не придет. Евангелие говорит: слово в братию пошло, что этот ученик, которого Иисус любил, не умрет, хотя Иисус не сказал, что он  не умрет, а что он будет пребывать до тех пор, пока Христос не придет. И вот слова евангелия дают нам возможность понимать, что речь идет об ученике, который вышел за возраст обычного человеческого долголетия, потому  что это «не умрет» всегда связывается с долголетием человека, о котором говорится. И Предание в данном случае подтверждает слова Писания, поскольку из Предания мы знаем, что Иоанн -единственный из апостолов, который не претерпел мученической кончины. Хотя те мучения, которые он претерпевал, действительно сродни мучениям великомучеников. Но вот милостью Божьей, помышлением Божьим, он как апостол остался жить и закончил свою жизнь собственной смертью. Но смерть эта была или нечто другое- опять же здесь мы не можем точно сказать. Потому что согласно преданию, почувствовав приближение своего часа, апостол собрал своих учеников и попросил их погрести его живым в погребальной пещере. И ученики, которые любили Иоанна, поступили так по слову своего учителя и апостола. А на третий  день, когда открыли тот гроб, где был погребен Иоанн, оказалось, что там тела уже нет. Только благоухание, которое распространялось на большое расстояние вокруг, свидетельствовало о чудесной кончине святого апостола. И, с одной стороны, предание говорит, что Иоанн действительно вышел за пределы обычного человеческого долголетия, с другой -оправдались слова «аще хочу, да той пребывает, дондеже приду». Вот эта загадка естественна для каждого верующего, в определенном смысле она может быть свидетельством того, что те, кто любят Господа, находятся в особых с ним отношениях.

Примечательно и следующее. Согласно традиционному древнейшему преданию, согласно Апокалипсису, в тех двух пророках, которые придут, чтобы сразится с антихристом, мы традиционно видим и принимаем их за Еноха и Илию. Но есть предание, которое в одном из них видит Иоанна, который придет, чтобы обличить любовью мир, погрязший во грехе.

Что мы можем сказать относительно адресата этого писания? Адресатом евангелия от Иоанна традиционно называется Эфесская церковь, эфесские христиане или даже эфесские епископы. Так, по крайней мере, свидетельствовано у древнейших, об этом писали, в частности, Ориген, церковный учитель, об этом в своей Церковной Истории повторял Евсевий Памфил,  епископ Кесарийский. Верующие эфесяне обратились к Иоанну с определенной целью: утвердить достоверность первых трех уже известных в церковной среде евангелий, которые мы называем евангелиями от Матфея, от Марка и от Луки. И Иоанн, утвердив их достоверность, дополнил своим евангелием то необходимое, что посчитал нужным. Но об этом мы скажем чуть попозже.

Время, когда Иоанн пишет свое евангелие, традиционно обозначается как рубеж I и II веков, в диапазоне между 98 и 102- м годом. Тогда, как обычно указывают библеисты- историки, были написаны евангелие и три послания. Здесь есть одна проблема- «Апокалипсис». Потому что, как мы знаем в Новом Завете помимо евангелия и трех посланий, Иоанну принадлежит еще и «Апокалипсис». И в этой книге дважды говорится, что  он написан Иоанном. Проблема вот какая. Качество греческого языка, которым написано евангелие с посланиями и качество греческого языка, на котором написан «Апокалипсис», очень сильно отличаются. «Апокалипсис» написан на языке худшем, чем первые четыре книги. В этой связи у представителей рациональной критики, тех, кто не принимает Предание церкви, а «смотрит непосредственно в текст», встает дилемма, что принимать за подлинно Иоанновское писание: или «Апокалипсис», или евангелие с посланиями. Ведь один человек написать на таких разных по качеству языках не мог. Но Православная Церковь выходит из этой ситуации достаточно просто, утверждая, что «Апокалипсис» был написан заблаговременно до того, как были написаны Евангелие и Послания. Более того, «Апокалипсис» писался еще до того, как Иоанн  вошел в ту культурную среду малоазийского региона, которую представлял собой Эфес – место, где он проводил последние годы жизни. Это был культурный очаг Римской империи. И не оказавшись еще в нем, не погрузившись в него, Иоанн, естественно, владел еще не таким совершенным греческим, на каком он стал общаться после того, как   десять лет прожил в Эфесе, вращаясь среди образованнейших по тому времени людей.

Относительно времени написания Евангелия также высказывались дерзкие предположения, где оспаривалось прежде всего авторство апостола. Например, утверждалось, что оно было написано чуть ли не в середине IIIстолетия неким старцем по имени Иоанн, который ради того, чтобы бороться авторитетным словом с гностицизмом, выдал свою книгу за апостольскую. Но важен такой интересный момент! Мы знаем, что одним из учеников апостола Иоанна Богослова был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, то есть представитель как раз того региона. И год кончины священномученика Игнатия 107- ой. У Игнатия Богоносца мы имеем семь посланий, которые он написал по дороге в Рим на казнь. И примечательно: эти послания нам показывают, что он прекрасно знает иоанновское богословие, раскрываемое именно в евангелии и в первом его послании. Но если к 107- му году священномученик Игнатий знаком с этим богословием, значит евангелие уже написано. Это косвенно, но неопровержимо свидетельствует в пользу того, что эта книга написана на рубеже первого и второго веков. Но можно привести и еще один интересный факт, о котором я, возможно, уже и говорил: самый древнейший фрагмент Новозаветного манускрипта, который располагает библеистика, датируется 125- м годом. Это текст именно евангелия от Иоанна. В данном случае, это тоже блистательно свидетельствует в пользу времени написания и, соответственно, принадлежности этого фрагмента Апостолу Любви.

Я напоминаю, что сегодня с вами беседует протоиерей Георгий Климов настоятель храма Живоначальной Троицы, что на Пятницком кладбище.

- Если позволите, дальше пойдем по рассказу об особенностях евангелия от Иоанна. Особенностей здесь вроде бы немного, но они очень существенны. Первая особенность уже была обозначена. То, что Иоанн своим евангелием дополняет первых трех, но ее можно и по- другому обозначить. Евангелист Иоанн в своем евангелии достаточно часто намеренно не говорит о том, о чем первые трое уже сказали. Это достаточно серьезная проблема согласования евангелия от Иоанна с первыми тремя. И если эту особенность не учитывать: то, что он намеренно не говорит о том, о чем первые трое уже сказали, мы придем к большому противоречию по той евангельской материи, которую дают нам синоптики и евангелие от Иоанна, потому что они совершенно различны по материалу. И объяснить верующему человеку -или лучше сказать- ищущему человеку, почему в евангелии от Иоанна мы не найдем никаких слов о Рождестве Господа, о Крещении Христа как таковом, мы не сможем. Об искушении Господа, о Преображении, об установлении таинства Евхаристии не сказано ничего, хотя о Тайной Вечере и говорится. Только опираясь на предание, мы говорим: Иоанн не пишет о том, что трое уже написали, он преследует совершенно другую цель. И вот вопрос: какую? Как он дополняет?

- Пожалуйста, ваш вопрос.

Добрый вечер. Елена, Москва. Мне хотелось бы узнать мнение отца Георгия на книгу «Толкование Откровения апостола Иоанна». Автор — Николай Пестов.

- Ну, книга эта  находится вполне в русле православного предания. Я, конечно, рекомендовал бы, прежде чем знакомиться с этими книгами,  все- таки почитать толкование Андрея Кесарийского, потому, что хотят толкователи или не хотят, они все равно зависят от этого толкования. Потому что оно — оптимально и обходит те острые углы, в которые часто толкователей ввергают в политико-экономические или какие-то сверхсимволические попытки объяснить, что там, и как это можно увидеть. А толкование Андрея Кесарийского очень ровное и понятное. И если вы познакомитесь с этим толкованием, можно даже сказать: изучите его, а потом возьмете того же Николая Пестова, то тогда, мне кажется, вы оцените и те достоинства, и те натянутости, которые можно встретить в его труде.

- Ну, давайте продолжим. И вот здесь встает перед нами вопрос, в каком смысле Иоанн дополняет? На что он делает основной акцент в своем евангелии? Акцент этот- показать Божественное достоинство нашего Спасителя. Вот эту основную цель как таковую преследует Иоанн в своем евангелии. Конечно, синоптические евангелия тоже нам раскрывают учение об Иисусе Христе как о Боге. Но у них это достаточно прикровенное учение. Прямых свидетельств как таковых мы найдем немного. А Евангелие от Иоанна как раз изобилует этими свидетельствами. Причем такими свидетельствами, которые мы часто слышим из уст самого Господа.

Звонок. Пожалуйста, добрый вечер. Ваш вопрос?

- Добрый вечер. Вопрос по евангелию. Момент, когда пришли брать Христа, и, как я понимаю, Петр вынул меч и отсек ухо рабу первосвященника. Здесь меня интересует следующее. Получается, Петр был готов умереть, потому что у них было всего два меча, а пришли брать Христа профессиональные воины. То –есть, Петр теоретически мог погибнуть после того, как он вынул из ножен меч. И отсек даже ухо. То- есть, порыв у него был такой, что он умрет за Христа. И вместе с тем Господь ему влагает такую мысль, что он отрекается впоследствии. Получается, что Петр теряет свободную волю в момент, когда отрекается, поскольку ему так вложено. Хотелось бы пояснение получить.

- Ну, Христос не мог лишить Петра дара свободной воли. Можно рассуждать следующим образом. Петр был эмоциональным человеком. Мы видим по евангелию, что он всегда первым резко реагирует на то, что связано с Христом. Если надо Его защитить — он готов, если надо Его сохранить — он готов. Он, когда Христос открывает впервые апостолам, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, много пострадать от книжников, быть поруганным и убитым и на третий день воскреснуть, Петр хватает Его буквально за руку и отводит в сторону и говорит: да не будет, Учитель, этого с Тобой! Эмоциональность, которая часто выходит из- под контроля. И здесь, в этом пламенном порыве защитить Господа, Петр показывает ту же самую готовность, и он действительно рабу по имени Малх усекает ухо. Христос тот час совершает чудо, исцеление и говорит Петру, что всякий взявшийся за меч, от меча и погибнет. И потом предсказывает Петру, точнее Он уже ему предсказал и неоднократно, что он отречется от Него в тот момент, когда петух пропоет дважды. Зачем это делает Христос? Почему Он не дает апостолу Петру пойти до конца, до смерти? Можно сказать: «Что в этом плохого за Христа пострадать?» Но толкователи нам объясняют этот момент более глобальными целями и намерениями, который имел Промысл Божий относительно апостола Петра. Ведь апостол Петр — пламеннейший проповедник воскресшего Христа — Господа, пришедшего во плоти, Того, Кто принес спасение человечеству. Господь понимает: если сейчас допустить смерть апостола Петра, то мир, человечество потеряет величайшего проповедника. И Он ему попускает выйти из числа Своих учеников, чтобы сохранить жизнь, а потом вновь возводит в апостольское достоинство, чтобы он начал проповедовать бесстрашно уже о Воскресшем Господе со всей той пламенной ревностью, которую засвидетельствовал. Не знаю, ответил ли я на вопрос, ну вот таким образом.

- Пожалуйста, ваш вопрос, добрый вечер. Наверное, сорвался звонок.

- Да. Тогда если позволите, я продолжу. Какие можно из евангелия от Иоанна привести примеры, где свидетельствуется, что Иисус Христос есть истинный Бог, пришедший во плоти? Первое, на что мы можем сослаться — Пролог евангелия от Иоанна — начало евангелия от Иоанна, которое, как мы понимаем, является колоссальнейшим по важности, по значению для нас текстом, и это свидетельствуется тем, что этот отрывок читается на Пасху, на Божественной литургии. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога»…и  так далее. В данном случае Пролог опосредованно, но все- таки свидетельствует нам о том, что Иисус Христос есть Истинный Бог. Ведь в начале пролога говорится, что Слово было Бог. Потом в 14- м стихе будет сказано, что Слово есть Единородный Сын, и в конце Пролога в 17- 18 стихах мы найдем такие слова: «Закон Моисеем  дан бысть, благодать же и истина  Иисусом Христом бысть: Бога  никто же виде нигдеже, Единородный Сын,  сущий в недре Отчи, Той исповеда». То есть, Иисус Христос как Единородный Сын, есть Логос и Бог. Вот это первое важнейшее свидетельство евангелия от Иоанна, которое, в свою очередь, является принципиальным ключом к пониманию всего евангелия от Иоанна. Оно задает тот духовный тон и ту духовную призму, сквозь которую читатель призывается прочитать евангелие от Иоанна. Видя во всем, что ни делает Иисус, именно действие Пришедшего во плоти Бога. А потом мы можем найти уже свидетельства Самого Спасителя по евангелию от Иоанна, например в 5- ой главе, когда Он исцеляет расслабленного, лежащего возле Овчей купели. Именно здесь у Него начинается диалог с агрессивно настроенной толпой иудеев, которые взялись за камни, чтобы побить Его за то, что Он «разоряет субботу» (поскольку это исцеление было совершено в субботу). И вот Христос, спросив их, за что они хотят Его побить камнями, произносит такие слова: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». И иудеи опять берутся за камни, говорит евангелие от Иоанна, потому что «Иисус не токмо разоряше субботу, но и еще Себе Сыном Божиим сотвори». Вот здесь требуется пояснение. Для ветхозаветного сознания такое выражение как «Сын Божий» было тождественно слову «Бог», точно так же, как «сын человеческий» равнозначно выражению «человек». Поэтому указание на Бога, как на Своего Отца — было свидетельство, которое иудеи в общем- то правильно поняли: Иисус указал на Себя как на Бога. Но этого они не могли принять, и взялись за камни, чтобы побить Его за богохульство. Вот важное свидетельство. Или, например, в 10- й главе евангелия от Иоанна, в так называемом притворе Соломоновом, когда терпение иудеев дошло до предела, они подходят, обступают Иисуса и спрашивают: «Доколе души наши вземлеши, Ты ли Христос, рцы нам не обенуяся?» И когда Господь отвечает на их вопрос: «Христос Он или нет?», Он же опять не говорит «Я», но говорит опосредованно. В числе прочих выражений использует и такое: «Азъ и Отец едино есма», то- есть, опять ставит знак тождества, равенства между Собою и Отцом. И все евангелие от Иоанна буквально испещрено подобными свидетельствами, которые читателей постоянно убеждают в том, что Иисус есть действительно Бог, вошедший во плоти. Вот на этом делается акцент и главнейшее дополнение евангелистом Иоанном, когда он пишет свое евангелие.

- У нас вопрос. Пожалуйста.

- Добрый вечер, раб Божий Георгий. Вопрос по евангелию от Луки. Глава 1, стих 32. Когда ангел пророчествует Марии, что Ее ожидает, мы слышим: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его». Насколько я понимаю, Давид имел престол в жизни нашей, а в жизни потусторонней, на том свете, мы не знаем, как он был….

- Я понял вас. И знаете, задача в данном случае верующего православного современного нам читателя, -  прочитать этот текст не только через призму того учения о вечной жизни и о спасении, которое мы имеем, но и попытаться понять, что слышат иудеи, когда им Христос что- то говорит, или Иоанн Креститель, или когда на языке ветхозаветных иудейских догм ангел обращается к Деве Марии — что современные Христу иудеи должны слышать в этих словах? И здесь встает ребром вопрос о том учении о Мессии, которое имели фарисеи и весь иудейский народ в эпоху Господа. Это учение было точно таким же, как наше? Конечно, нет. Более того, мы знаем, что их учение о Мессии кардинально расходится с тем истинным учением, которое точно обозначили и описали ветхозаветные пророки. Для современных Христу иудеев Мессия был тот национальный царь – освободитель, который, в первую очередь, должен был освободить иудеев и Палестину от чужеземного ига. Потом начать порабощать прочие народы земли. Сделать иудеев владыками -князьями. В силу чего это учение формировалось? В силу того, что в Писании действительно было сказано, что Христос произойдет от семени Давидова. Но ведь Давид — это не просто образец ветхозаветного благочестия для иудеев, но славнейший, сильнейший, богатейший царь. Соответственно, и его Потомок в сознании иудеев должен был наследовать все то, что связано с этой силой, славой и богатством. И они такого ждали. И когда к моменту пришествия в мир Христа Спасителя, сложилось это учение о Мессии, не которое им дал Бог, а которое они сами по своему образу и подобию для себя придумали, у них выработалось учение о царстве Мессии именно как о земном царстве, изобилующем различными благами, и они в своем учении сделали Мессию бессмертным. Но не как в нашем учении: Господь входит в бессмертие через смерть, «смертью смерть поправ». В их же учении Мессия должен был быть в силу Своего помазания наделен особой божественной благодатной энергией, которая, по всей вероятности, и сделала бы Его бессмертным. Чтобы не быть голословным, можно сослаться на евангелие от Иоанна, 12 глава, 34 стих. Когда Христос скажет иудеям о необходимости Ему быть вознесенным, они ему скажут: «Мы слышали от закона, что Христос пребывает во век, как же Ты глаголешь, что надлежит быть вознесенным (то есть распятым) Сыну человеческому?» И вот это «Христос пребывает во век» как раз сводится отчасти к этому ангельскому свидетельству в момент Благовещения. Если вы попробуете в книгах Ветхого Завета найти прямую цитату «Христос пребывает во век»,то вряд ли сможете это сделать. Опосредованные же свидетельства о том, что «Его же царствию не будет конца», и что Он «наследует престол Давида Царя» — допускают, конечно, то, что это царство, царство земное, будет длиться бесконечно. Иудеев это устраивало, им это нравилось. И надо сказать, что вообще весь драматизм евангельской истории сводится именно к этому моменту. Они ждали одного, а пришел Другой. И Он им не понравился. И в силу того, что Христос повел за собой массы людей, ветхозаветные религиозные вожди  осознали, что у них из- под ног выбивается почва, потому что,  имея влияние на народ, они имели все,  что могли и хотели иметь. Это они Ему простить не могли. И как хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, что не простили по тривиальнейшей причине — по зависти.

- У нас вопрос. Пожалуйста.

- Извините, непонятно значение слов. В одном из посланий апостолов есть такие слова: так исповедуйте друг другу грехи ваши. Вот я когда исповедуюсь на исповеди, то только Богу. Батюшка слушает, он не соблазнится. А если я расскажу своей знакомой, ну например, что я проспала на службу? Это же будет ей соблазном, и она тоже захочет проспать! Скажет: эта проспала- и я просплю. Вот так соблазн приходит.

- Это пятая глава послания апостола Иакова, где действительно мы слышим такой призыв. Но следует сказать сразу, что это была особенность Древней церкви, когда действительно единым сердцем, едиными устами верующие в церковной общине славили Господа. И очень живо и действенно представляли, что они являются Телом Христовым.  Естественно и общение между ними- это было общение во Христе, как мы говорим. Поэтому и откровения о тех грехах, о тех помыслах, о которых Иаков призывает говорить, поскольку учение о царственном священстве распространялось абсолютно на всех людей, оно было для того времени нормальным, понятным и допустимым. Но, потом, когда с течением времени в Церковь начали входить соблазны, поскольку, согласно притче Христовой, и плевелы были посеяны и тоже взошли, то богомудрые наши церковные учителя посчитали, что это во многом может служить соблазном для совести, для душевной чистоты верующего человека. И тогда было решено исповедь установить уже втайне, то есть наедине с тем, кто может ее принять. И в данном случае, духовенство было наделено такими полномочиями по слову Самого Христа: «Все, что будет связано на земле, будет связано на небе, а то, что будет разрешено на земле, будет разрешено на небе».

- У нас еще вопрос. Пожалуйста.

- Добрый вечер. С почтением Алексей Кириллович. Простите, вопрос такой. Скажите, пожалуйста, я не могу понять, как доказывают церковные теологи, что Христос — это единственная ипостась во вселенной. Ведь дело в том, что вселенная велика, она насчитывает миллиарды звезд. И вот именно Христос был избран на земном плане для того, чтобы существовать в Пресвятой Троице. А ушел Он в видимом состоянии, удалился наверх в физическое небо и вернуться должен с этого неба в единственном экземпляре. Объясните, пожалуйста, я это не совсем понимаю.

- Ну, я тоже не очень понял Вашу формулировку, но учение Церкви таково, что в Совете Предвечном, еще до того, как был сотворен мир, Бог, который есть Бог – Троица, одной из ипостасей которого является Бог Слово, вечно рождаемый от Отца, было изречено решение о спасении человечества, которое согрешило, через жертвоприношение Бога Слова, Которое воплотится. И здесь самый сложный момент, камень преткновения, испытывающий момент нашей веры, который говорит, что вера -это подвиг, это полное доверие к Богу, а не попытка что- то разумно проверить. Это учение о том, что Бог, воплотившись, с Телом и вознесся. Богословие говорит нам о том, что Христос, не переставая быть тем, кем был (так говорит блаженный Феофилакт, кстати, толкуя Пролог евангелия), стал Тем, Кем не был. То- есть, не переставая быть Богом, стал Человеком. И учение Церкви утверждает, что при единственной ипостаси Христос соединил Божескую и человеческую сущности. Но это именно то, во что мы верим, доверившись Богу. Это Откровение, и мы никогда его не выведем ни из каких схем, ни из каких человеческих понятий и категорий, рассуждений и мышлений: это то, что нам Богом принесено как дар.

- У нас вопрос. Добрый вечер.

- Благословите, батюшка. Татьяна. Москва.  Кто такой священник Ездра и в чем его заслуга перед своим народом?

-   Благослови, Господи!

Священник Ездра — тот, о ком говорится в книгах ветхого Завета, названных его именем. Он колоссально много сделал в истории ветхозаветного Израиля. Именно благодаря ему, после Вавилонского плена, когда еврейский народ вернулся в Палестину, был восстановлен Иерусалим, Иерусалимский храм и соединено под общий переплет все то, что мы называем Священным Писанием: главнейшие и для нас богодуховные и богооткровенные книги.

- Пожалуйста, ваш вопрос.

- Добрый вечер. Вот вы сказали о представлении иудеев о Мессии, и у меня возник такой вопрос: царя, который должен прийти как мессия, они представляли бессмертным, а относительно себя, своей жизни, они тоже в бессмертие должны были перейти?

- Ну а почему бы и нет? Конечно, и у них был текст Писания: «Вы боги есте, но яко же человецы умираете». Учение о том, что человек призван стать богом по благодати было и у них. Но в их понимании, так как у них Мессия становится, не претерпевая смерти, бессмертным, наделенным от Бога этой благодатной силой, также и прочие иудеи, которых Мессия вводит в Свое царство, тоже наделяются силой на земле вечно жить: рай на земле.

- Еще вопрос. Пожалуйста.

- Простите меня, скажите, пожалуйста, по евангелию от Иоанна. Я так понимаю, Иоанн был простой рыбак до апостольства.

- Да.

- И причем он в Иудее где- то рыбачил. Евангелие написано на греческом языке.

- Да.

- Вот здесь непонятно, каким образом простой рыбак без образования  написал на греческом языке евангелие? Это первый вопрос. И второй. В евангелия от Матфея глава 26,стих 64, Иисус говорит в ответ первосвященникам на их суде: сказываю вам, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках. Как это было воплощено? Эти первосвященники увидели?

- Вы правы относительно того, что Иоанн был рыбаком. Вы правы, что Иоанн, по всей вероятности, в дни своего апостольского служения, до воскресения Христа, до Пятидесятницы был необразованным человеком. И один из евангельских текстов, Иоанну принадлежащих, где говорится о том, что Петр с Иоанном бегут на гроб воскресшего Христа и видят, что Тела нет, замечает «Они не знали Писания». Есть толкователи, которые считают, что Петр и Иоанн не знали Писания, потому что были неграмотны. Но мы знаем, что в жизни апостолов произошло нечто, когда Дух святой почил на каждом из них, вселился в них, стал неотъемлемой частью их жизни. Бог всеведущ и всемогущ. Само это было явление засвидетельствовано тем, что апостолы заговорили на разных языках. И это уже дает нам право утверждать, что Иоанн мог быть наделен подобным даром. Почему нет? Более того, хотим мы или не хотим, но апостолы большую часть своего служения провели за пределами Иудеи, за пределами Палестины. Они посланы Христом от Иерусалима до края земли, и они понимали, что там, на краю земли, который для них представлялся, например, Римом или Испанией, им придется проповедовать на языке не иудейском, не аравийском, а именно на греческом языке. И они должны были прилагать определенные усилия для того, чтобы этот язык изучить. И естественно, все апостолы, когда писали свои евангельские тексты, то писали для тех, кто нуждался в этих текстах. А это были уже грекоговорящие народы. И поэтому все книги Нового Завета написаны на греческом языке, так называемом александрийском наречии, которое от классического древнегреческого языка отличалось тем, что вобрало в себя очень много латинизмов и так называемых гебраизмов, то есть устоявшихся слов и выражений из еврейского языка.

Относительно второго вопроса по евангелию от Матфея 26- я глава. Знаете, вот здесь само по себе выражение «ты сказал» это есть опять на языке той ментальности, о которой говорит евангелие, это было утверждение, подтверждение правильности ответа, который в вопросе уже скрыт: ты Христос! — Ты сказал. А дальше, когда Христос говорит слова: «сказываю вам, отныне узрите…. Грядущего на облацех небесных», то это еще лишнее подтверждение Христа в пользу того, что Он Мессия. Почему после этого первосвященники раздирают одежды, хотя этого нельзя было им делать. Потому что у ветхозаветных иудеев в эпоху Христа Спасителя одним из титулов Мессии был титул «Сын облака». С облаком в Писании связывается особая Божественная сила: облачный столб вел иудеев в землю обетованную, у пророка Давида в псалмах часто говорится об облаках, которые есть символ суда Божия, на горе Преображения явление Божественности Господа тоже связано с облаком. И когда Христос еще как бы утверждает: да, я Мессия, и вы узрите Меня на облацех небесных», то они слышат: «Да, Я Сын облака!» Это их выводит из себя, и они кричат: повинен  смерти, потому что богохульствует, потому что усваивает себе титул Сына Божия.

- Пожалуйста, ваш вопрос.

- добрый вечер, батюшка.

- Добрый вечер.

- Вот в евангелии такие слова: « Никто не знает сына, токмо Отец». Но с Иисусом Христом ходили апостолы, и апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божьим, как же…

- Вы дальше как раз эту цитату продолжите: «и ему же аще волит Сын открыти!». Речь идет о чем? Когда апостол Петр исповедовал Иисуса Христом — Сыном Божьим, то Господь Петру сказал, откуда у него эти знания. Евангелие от Матфея, 16- я глава, 17 стих: «Блажен ты Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». То есть, здесь Христос Сам говорит, что это — Божественное откровение.

- Вот здесь еще спрашивают, какие существуют толкования на евангелие от Иоанна. Какое бы Вы посоветовали прочесть?

- Нужно читать обязательно святых толкователей. У нас есть «Толкование Святителя Иоанна Златоуста на евангелие от Иоанна». У нас есть «Толкование на евангелие от Иоанна блаженного Феофилакта Болгарского», есть «Толкование Святителя Кирилла Александрийского». Можно взять труды, нельзя сказать попроще, но более приспособленные для понимания современного читателя, и мне кажется, неплохим трудом здесь было бы  «Толковое евангелие» епископа Михаила Лузина. Оно было написано во второй половине XIX века. Епископ Михаил Лузин, в то время, когда писал свой труд, был преподавателем Московской Духовной академии. Чем хорош его труд? Тем, что он сводит к общему знаменателю толкования многих именно святых экзегетов и на базе приведенных выдержек делает свой простой и наглядный вывод.

Здесь бы я хотел сказать, что если мы читаем толкования церковных учителей, то должны понимать, что это уже не их частная точка зрения, но выражение общецерковного учения по данному вопросу. Поэтому мы не просто можем, мы обязаны евангелие изучать, опираясь именно на их труды, написанные Духом Святым. Толкования частного порядка, которые допускает верующий человек сам по себе, как сейчас модно говорить «от ветра головы своея», уводят его не туда, куда надо, и выводы делаются очень опасные. В этом контексте можно заметить, что все ереси вселенские и более локальные, всегда опираются, а часто и изначально происходят от неверного своевольного понимания Евангелия.

- Вопрос такой. Почему Иисуса называют Эммануил?

- Между этими именами, практически, знак равенства ставится в первой главе евангелия от Матфея. Там, где евангелист Матфей объясняет, что когда Иосифу явился Ангел и сказал: «Наречешь ему имя Иисус», дальше поясняет: — да сбудется реченное  Господом через пророка,  который говорит: «се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит: С нами Бог». Имя Иисус переводится как Спаситель или «Бог спасает» или Помощник, «Бог помогает». Вот на этот момент уже обратил внимание Святитель Иоанн Златоуст. И спрашивает: если пророк говорит об Эммануиле, то почему Его назвали Иисусом? Златоуст замечает, что в пророчестве сказано: «нарекут» глагол стоит во множественном числе, то есть народы нарекут ему имя Эммануил. Иными словами, когда Иисус придет в мир, и народ увидит, что Он совершил, они скажут: с нами Бог, то есть они скажут: Эммануил. Итак, имя Эммануил дается Иисусу как обозначающее то, что Он совершит в мире (в Библии часто событиям даются имена).

- У нас еще звонок. Пожалуйста.

- Добрый вечер, отец Георгий. В евангелии Иоанна, в третьей главе по- моему, сказано, что Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, и не знаешь, откуда приходит. Ну, понятно, что Господь говорит после крещения о Святом Духе. А вот те же самые слова к нехорошему, нечистому духу можно отнести?

- С одной стороны, наверное, можно, но с другой стороны, поскольку одно дело- Дух Божий, а другое дело- дух нечистый, который есть тварь, есть творение, мы лучше воздержимся от возможности такое признать, потому что дух нечистый действует только по попущению Божьему. Он даже в нечистое животное не может войти, если ему очень захочется. И здесь открывается перед нами очень важный воспитательный момент. Бог нам попускает за нашу греховность и за наше нежелание часто каяться, признавать свои грехи, попускает действие падших духов. Но если человек живет честно, чисто и старается исполнять заповеди, то в данном случае, мы можем сказать, что Бог будет хранить такого человека и оградит его от излишнего влияния падшей силы.

Сегодня с вами беседовал протоирей Георгий Климов — настоятель храма Живоначальной Троицы что на Пятницком кладбище, благочинный Троицкого округа города Москвы.

- Я хотел поблагодарить всех слушателей за то, что выслушали меня. Встретимся, как Бог даст, может, через недельку.

- Готовиться к чему?

- Мы еще по евангелию от Иоанна не договорили. Там остались интересные вещи, о которых я хотел сказать. Ну, и потом я бы хотел порассуждать, не знаю, как меня поддержат или нет, на предмет, почему первых три евангелия называются синоптические. Это так называемая синоптическая проблема. Вот, давайте побеседуем. И еще хотел пожелать всем слушателям всего самого доброго. Еще раз с праздником. С днем интронизации Святейшего патриарха Кирилла.

- Спасибо вам большое, всего доброго.

Источник: сайт «Радонеж». 06.03.2013

Дата последнего изменения: 21.02.2016