Паломничества. Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище

DSC00811

В воскресенье, 3 марта 2013 года, прихожане храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, в том числе ученики детской воскресной школы и члены молодёжного объединения храма, посетили Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — первую монашескую обитель в Москве, бывшую когда-то одним из главных сторожевых укреплений города, и усыпальницу дома Романовых, находящуюся в этом монастыре.

Экскурсия вызвала интерес и у взрослых, и у детей. Древние монастырские ворота, стены с гульбищами и башенками, братские корпуса с крохотными окошками в могучих, не чета современным, стенах, изящные храмы, лепнина, росписи, купола, поклонный крест на дорожке к храму… Всё это создало с самого начала особый настрой даже у малышей, почтительно-серьёзный по отношению к тому, что предстоит здесь увидеть и услышать.

Новоспасский монастырь был основан основан в XIII в. сыном св. Александра Невского - святым благоверным князем Даниилом Московским. Сейчас на месте его основания находится Данилов мужской монастырь. Место расположения монастыря менялось дважды. Первый раз - в 1328 году, когда великий князь Иоанн Калита, сын св. князя Даниила Московского, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель. На своё нынешнее место монастырь был перенесён позднее - при великом князе Иоанне Третьем, в период, когда деревянные здания начинают заменяться каменными палатами и теремами и строится великокняжеский дворец, из-за чего монастырь оказывается стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Именно с этого момента он и стал называться «Новоспасским», или монастырём Спаса на Новом, — в знак того, что прежний, Спасский (названный в честь Спасителя), монастырь перенесён на новое место (подробную летопись монастырской жизни см. на сайте Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; более краткое описание монастырской истории см. также на сайте vidania.ru).

Паломники познакомились с основными вехами монастырской истории и жизни связанных с монастырём людей, в том числе тех, кого почитают как святых; посетили Спасо-Преображенский собор с его святынями, являющийся древнейшим храмом обители; услышали рассказ о храмовых росписях и их значении, о роли монастыря в жизни царских и боярских семей и о роли этих семей и их представителей в жизни монастыря, о судьбе монастыря и его построек в послереволюционные годы; и, наконец, спустились в усыпальницу рода Романовых, где узнали истории жизни и смерти наиболее выдающихся представителей этого рода.

Особое впечатление произвели на собравшихся такие рассказы, как история  боярина Михаила Никитьича Романова, могучего человека, мученически скончавшемся после продолжительного несправедливого заточения в «живой могиле», вырытой в земле. Туда ему лишь спускали еду через отверстие, заточив в тяжелейшие цепи и оставив медленно погибать, задыхаясь от дымившей печурки в холода и от смрада никогда не очищавшейся от нечитот ямы во всё остальное время. Услышав доносившиеся из места его заточения слова молитв и псалмов, о его пребывании там узнали местные жители, считавшие прежде, что так содержат страшного преступника. После этого детишки под видом игры стали подбираться к яме и незаметно бросать ему еду, за что их семьи впоследствии жестоко поплатились. Произвели также впечатление истории жизни и смерти великого князя Сергея Александровича Романова, трагически погибшего в 1905 г., и героической реакции на это его супруги; история жизни известной московской подвижницы XIX века инокини Досифеи (княжны Августы Таракановой), дочери императрицы Елизаветы Петровны, — истории людей глубокой веры, праведной жизни и удивительной внутренней силы.

Хочется верить, что это небольшое паломничество, как и другие, в отличие от простых экскурсий оставит особый след  в сердце его участников, в том числе самых маленьких, ведь люди здесь  соприкасаются не только с внешней, искусствоведческой и исторической стороной монастырской жизни, но и с внутренней красотой близких к Богу, чистых душой людей, ставших частью монастырской истории — красотой, так ярко контрастирующей со злобой и внутренним уродством других людей, произвольно удалившихся от Бога, осквернявших святыни и  препятствовавших вере тех, кто этой веры для себя желал.

 

Поездка в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

 

 

Посещение Великого Новгорода и выставки «Церковь и власть» в музее современной истории. Зима-2012-2013

Дата последнего изменения: 25.02.2016