Собрание по вопросу введения Основ православной культуры в школе состоялось в Северо-восточном викариатстве

DSCF0017В Северо-Восточном викариатстве (территориально совпадает с границами СВАО г. Москвы) состоялось собрание, посвящённое введению курса Основ православной культуры (ОПК) в школе. В собрании приняли участие иерей Олег Шалимов, ответственный за катехизацию в Северо-восточном викариатстве, помощники благочинных Троицкого и Сергиевского благочиний, священники и миряне храмов Северо-восточного викариатства, а также сотрудник Института семьи и воспитания Российской академии образования, Московского института открытого образования (МИОО), отвечающего за подготовку учителей по ОПК, и Синодального Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) д. п. н. И. В. Метлик.

В повестке дня было обсуждение организационных и правовых вопросов, возникающих в связи с введением ОПК, — в настоящее время одного из курсов по выбору в русле школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Напомним, что с 2012-2013 учебного года предмет ОРКСЭ был введён во всех российских школах. В настоящее время он преподаётся учащимся 4-х классов, которые вместе с родителями выбирают, что конкретно они хотели бы изучать: основы православной, исламской, иудейской или буддийской культур (т. е. главные ценностные ориентиры основных культурообразующих религий в Российской Федерации), обзорный курс «Основы мировых религиозных культур», с сугубо светских и,  что важно подчеркнуть, не согласованных с представителями описываемых религий позиций освещающий разные религиозные учения, а также курс «Основы светской этики».

Поскольку правовой вопрос традиционно возникает в связи с введением этого школьного предмета, напомним, что право на религиозное образование подтверждается международным и российским законодательством. Принцип светскости, закреплённый в Конституции Российской Федерации означает не что иное, как самостоятельность, независимость  светской, государственной власти и соответствующих учреждений от духовной, церковной власти и церковных учреждений. Однако это не означает, что от государства отделены сами верующие люди и дети из религиозных семей, получающие в школах подчас воспитание прямо противоположное ценностям и традициям семьи. Напротив,  светский характер образования никоим образом не запрещает и не препятствует организации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозного образования и воспитания учащихся в них детей, молодежи, образования и воспитания на основе религиозных духовно-нравственных ценностей, что уже много лет успешно реализуется в школах с этнокультурным компонентом образования. Более того, не существует никаких законных, юридических препятствий для изучения в светских школах и православной культуры, учения и традиций Русской Православной Церкви так, как они понимаются и сохраняются в Церкви, а не так, как их представляют себе религиоведы, философы или кто угодно ещё. В противном случае, это нарушало бы… статьи 13 и 14 Конституции, запрещающие монопольное положение какой-то одной религии или идеологии в обществе и соответственно в светской — государственной или муниципальной школе. В школе не церковной по организационной, правовой принадлежности, учрежденной органом государственной власти или органом местного самоуправления, а не какой-то организацией Русской Православной Церкви или другой религиозной организации. Иначе получалось бы, что секулярный взгляд на религию, атеизм приобретает монопольное положение в светской школе, в которой обучаются, даже обязаны учиться все дети — и атеистов и верующих. Следует, однако, подчеркнуть, что курс Основ православной культуры призван не обучать религии, как, скажем, на уроке Закона Божиего в воскресной школе, а давать правильное представление о религии, её системе ценностей, а также воспитывать человека в русле системы ценностей, характерный для той или иной религиозной культуры. При этом все курсы имеют общие точки соприкосновения, темы, позволяющие воспитать в детях готовность к мирному сосуществованию при наличии различных взглядов и семейных традиций.

Большая подборка методических и правовых материалов по указанному вопросу выложена на сайте МИОО.

В настоящее время Департаментом образования г. Москвы и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви достигнуто соглашение о сотрудничестве, в частности, совместной подготовке методических материалов, обучении преподавателей ОПК. Ряд учебников по ОПК прошёл и государственную,  и церковную экспертизу.  Таким образом, сегодня многое зависит от самих родителей,  учителей. Наверное, в каждом храме есть возможность оказать ту или иную поддержку новому курсу: помощь в проведении урока по структуре православного храма может выражаться в проведении экскурсии по храму, преподаватели воскресных школ могут оказывать помощь преподавателям ОПК при организации олимпиад, творческих заданий и др. Практически у каждого храма есть свой сайт, где указана контактная информация, и не нужно бояться обратиться за помощью. Развитие такого сотрудничества может способствовать решению возникающих проблем, связанных с недостаточной подготовкой учителей, ошибочными представлениями о православном учении в современном российском обществе, поиском разумного баланса в отношениях между семьёй и школой — при всей пестроте и неоднородности современного поликультурного российского общества.

 

Дата последнего изменения: 25.02.2016