Без креста нет Христа. Интервью прот. Георгия Климова журналу «Покров»

Читаем и перечитываем Евангелие вместе с преподавателем Священного Писания Нового Завета кандидатом богословских наук протоиереем Георгием Климовым.

– Отец Георгий, сейчас даже среди православных распространяется идеал такого комфортного всетолерантного христианства, а Господь учит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Как в Евангелии раскрывается  духовный смысл гонений?

– Даже если обратиться к контексту приведенных слов Господа, читаем: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

– Исповедание всегда оказывается связано с притеснениями, гонениями, расправой. Таким образом и обретается христианином крест, когда надо отвергнуться себя и следовать за Христом (Мк. 8:34)?

– Конечно, и все Евангельское повествование свидетельствует именно о гонениях на христиан в мире сем и таким образом вхождении в Царство не от мира сего: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20);  «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9-13); «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. – И далее Господь наставляет. – Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21:12-19).

– То есть исповедание Христа является условием стяжания Духа Святаго?

– Скорее решимость свидетельствовать о Христе. Именно она открывает человека для восприятия Божественной Благодати. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему сейчас так мало подвижников благочестия?», он ответил: «Потому что в людях оскудела решимость». Гонения лишь обнаруживают наличие или отсутствие оной в следовании за Христом. Именно готовность довериться Слову Евангелия и претерпеть за Господа до конца требуется от самого человека, а все остальное, о чем мы читаем в житиях мучеников и новомучеников, это уже не в силах человеческих. Разве мог кто-нибудь из них сам по себе, не укрепляемый Благодатью Духа Святаго, все это вытерпеть? Вся эта поражающая стойкость, свидетельствующая о приобщении к иной преображенной «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание» реальности, – это уже проявление действия Божией силы в человеческом естестве.

– Однако жертва может быть принята Господом и без решимости на нее со стороны человека? Само Боговоплощение было ознаменовано избиением Вифлеемских младенцев. А они вообще ничего не знали и знать не могли о Христе.

– Но кровь за Него пролили. И Господь действительно принял эту жертву как за Себя принесенную. Они причислены Церковью к лику мучеников за Христа пострадавших. Вифлеемские младенцы – прообраз мученичества в Церкви Христовой как таковой.

– А за кого пострадал Иоанн Креститель? Такое вопиющее несоответствие: Предтеча, который крестил Самого Господа, усечен из-за какой-то плясуньи и ее матери-прелюбодеицы.

– Предтеча пострадал за правду, а значит пострадал за Христа. Помните, в 2009 г. спустя месяц после убийства известного миссионера священника Даниила Сысоева был убит протоиерей Александр Филиппов. Его вообще застрелили за то, что он сделал замечание тем, кто гадил в подъезде. Кроткое слово пастыря вызвало все негодование падших сил, которые, конечно, двигали этими несчастными в момент совершения убийства. Любое свидетельство о должном, об истине, тем более для носителя священного сана – это всегда есть свидетельство о Христе. И, конечно, я верю, что убиенные в наше время священники пролили кровь именно как мученики за Христа. Для всего нашего общества и для каждого из нас их смерть – призыв к покаянию, таким призывом вообще всегда и является любая смерть Христа ради.

– Любое бескомпромиссное – а такого и требует Господь (Лк. 9:62) – следование за Ним выводит человека на личную Голгофу. Сам факт христианской жизни верующего человека подчас обличает и раздражает тех, кто рад был этому человеку до его крещения или воцерковления. Как тут быть? Чему учит Евангелие?

– Спросите любого священника, что значит: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк. 6:4). Принятие сана еще более заостряет обозначенную вами коллизию. Когда человек обращается к Богу, поступает в семинарию и, отучившись, возвращается в среду знакомых людей, с которыми вместе рос, – это всегда очень сложный момент. Все окружение начинает подтрунивать: «Да, ладно, какой ты священник? Ну-ка, соверши нам тут какое-нибудь чудо…» Сами того не осознавая, они ведут себя, как жители родного Иисусу Назарета, которые, хорошо зная Его до начала общественного служения, не захотели признать в Нем Мессию и в итоге, схватив, повели на высокую гору, чтобы сбросить (Лк. 4:29). Также и сегодня мир, обличаемый «о грехе и о правде, и о суде» (Ин. 16:8), с яростью и агрессией восстает на Церковь Христову и на служителей ее.

Однако и верующим всегда надо трезво оценивать ситуацию. С одной стороны, сказано: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26); но с другой – заповедано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

– Где в Новом Завете приводятся наставления, как вести себя последователям Христовым в случае гонений?

Перечитайте прощальную беседу Иисуса Христа со Своими учениками (Мф. 26, 30-35; Мк. 14, 26-31 ; Лк. 22, 31-39; Ин. 13, 31-16, 33). Господь накануне Своих Страданий укрепляет апостолов в тех скорбях, которые ожидают их. И потом уже сами апостолы укрепляли христиан: это и Первое послание апостола Петра, и Первое послание апостола Иоанна Богослова. Начало Апокалипсиса также содержит ободрения братьям по скорби в надвигающихся гонениях на Церковь. Радость, которой по Воскресении Господа были исполнены апостолы и которой никто не мог у них отнять (Ин. 16:22), – гарантия того, что Церковь выстоит…

– …и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

– Это обетование Христово истолковывают как указание на то, что никакие гонения на Церковь не смогут уничтожить ее, если только она будет твердо, как на камне, стоять на истине Боговоплощения: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Пока Церковь верна этому исповеданию, она непобедима.

– Всегда говорят о том, что Господь воплотился тогда, когда иудейский народ явил миру Деву Марию – Ту, Которая смогла дать свою пречистую плоть и кровь для воплощения Богочеловека. Но, с другой стороны, всматриваясь в историю ветхозаветного иудейства эпохи пришествия в мир нашего Господа, понимаешь, что это был в тоже время момент крайнего искажения теми, кто именовал себя «религиозными вождями», то есть первосвященниками, книжниками и фарисеями истинной веры и учения о Мессии.

– Конечно! И об этом Сам Христос свидетельствует, многократно возвещая: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23:23). Что означает имя Израиль?

– Богоборец.

– Народ иудейский созрел для Богоубийства. И Господь был явлен.

– Почему в первой половине ХХ в. гонения на Русскую Церковь были попущены Господом?

– Одна из важнейших причин это «грех богоотступничества», – так объяснял владыка Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн (Снычев). Можно даже свериться с Ветхим Заветом: 28 глава Книги Второзаконие – там Моисеем перечисляются те наказания и страдания, которые будут попущены израильскому народу (а в его лице любому народу, призванному быть носителем и хранителем истинной веры) за предательство веры и измену Богу. Читаешь и поражаешься, насколько там точно все описывается.

В наше время при прославлении новомучеников не все из тех, кто пострадал в годы гонений, были канонизированы. Если в их деятельности присутствовали моменты политического противостояния речь о канонизации уже не шла. Цель любого из новомучеников – сохранить всецелую верность Христу, ничто человеческое здесь примешано быть не может. Их мученичество – запечатленная любовь к Господу Распятому. Вспомните слова идущего на Страсти Христа в ответ на прекословие Петрово: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).

– Первоверховный апостол прекословил Христу, а потом трижды с клятвой отрекся от Него, но Господь не отъял Своих обетований: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Где эта точка возврата из состояния отречения или богоотступничества?

Апостол Петр действовал неосознанно. Если бы это был его сознательный выбор, то он бы взвешивал все «за» и «против» и извинял бы себя. А Евангелие свидетельствует, что только когда петух пропел, по слову Спасителя, дважды, Петр понял, что отрекся (Мк.14:66-72). Предание Христа в «руки человеков грешников» (Лк. 24:6) – одно из проявлений Его крайнего добровольного уничижения. И ночь после Тайной вечери даже для апостола Петра, видевшего Господа на Фаворе, оказывается тяжким испытанием. Петр был прост и эмоционален. Все происходило на уровне безотчетных действий. Но Господь его Своим взглядом обращает в плач, то есть в покаяние. И по Воскресении Своем через троекратное (каким было и отречение) вопрошание: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-17) и подтверждение Петрово возвращает его в апостольский лик.

Толкователи объясняют отречение попущением Господа, чтобы Петр остался жив и, будучи затем возвращенным в апостольское достоинство, мог проповедовать Христа Распятого и Воскресшего. Если бы апостол Петр погиб сразу, схваченный вместе со Христом, мир много бы потерял от преждевременного взятия этого столпа. Ему было попущено пасть, чтобы быть воздвигнутым на проповедь Евангелия всей твари (Мк. 16:15). Та пламенность, рвение, а самое главное любовь ко Христу, которые имел Петр, нужны были миру, ждавшему апостольского благовестия.

– Но так любой мученик, а тем более новомученик (когда число епископов сократилось в годы постреволюционных гонений на Русскую Православную Церковь до трех архипастырей) мог бы дрогнуть и сохранить свою жизнь, извиняя себя необходимостью дальнейшей проповеди!

– Отречение Петрово – важнейший отрицательный пример, апостол был проведен через эту ночь в назидание нам. Но он отрекся, еще не видев Воскресения Христова, а нам уже полностью известна вся Евангельская история: Крестная Смерть, Воскресение, Вознесение. Мы знаем из Откровения учение о конце времен и о Страшном Суде.

Господь не лишил апостола Петра мученического венца, который он в ночь троекратного отречения, возможно, потерял. В самом конце Евангелия от Иоанна уже есть пророчество Господа о смерти апостола Петра: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21:18-19). То есть речь идет именно о мученичестве за Христа. «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21:19). Богоотступничество – это всегда отклонение от пути следования за Христом. А Господь всю Свою жизнь на земле шел на Голгофу.

Новозаветные мученики, тем более – новомученики наших времен, – всегда стояли перед выбором смерти со Христом или сохранения себя для прозябания вне Господа. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, – сказал Спаситель, – а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Так же Господь заповедал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Если человек осознанно отрекается от Христа, вопрос о спасении этого человека остается открытым.

– По Преданию известно, что когда сбывалось пророчество Господа относительно мученической кончины апостола Петра: «другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21:19), – апостол Петр опять воспротивился… И тогда по дороге явился Ему Господь: «Тогда Я вместо тебя пойду». Как это понимать? Какой укрепляющий, наставляющий смысл из этого можно извлечь?

– Так и понимать: уготованное апостолу Петру в надлежащее время следовало ему принять, уже не извиняя себя тем, что он нужен, например, пастве для проповеди. Эта подробность еще раз свидетельствует о том, что троекратное отречение Петру было попущено: замысел Божий о нем был другим. Господь, «давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21:19) четко обозначил: «другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21:18). То есть с тобой будут поступать против твоей воли. Это откровение Господом очень важного момента, через который так или иначе проходит каждый мученик. Большинство из них не по своему желанию шли на пытки, не по собственной воле делали первый шаг к личной Голгофе. Но потом, когда они уже решались пострадать Христа ради, за эту решимость их начинала укреплять и утешать Благодать Духа Святаго. И при помощи Божией они претерпевали все до конца. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Беседовала Ольга Орлова

Источник: Журнал «Покров». 2013. №1. С . 44-46

Дата последнего изменения: 21.02.2016