Протоиерей Георгий Климов: «Евангелие – наше бесценное сокровище»

Беседы с батюшкой. Четвероевангелие. ТК «Союз». 22.02.2011

Смотреть видео

– Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой»  и  я, ее ведущий Михаил Карелин. Сегодняшний гость нашей студии – преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной академии, клирик храма Животворящей Троицы Патриаршего подворья в Свиблове протоиерей Георгий Климов. Здравствуйте, отец Георгий, благословите наших телезрителей.

– Добрый вечер, Бог благословит Своей благодатью и человеколюбием.

– Дорогие друзья,  разговор  с отцом Георгием пойдет о Четвероевангелии,  его  значении в жизни православного человека. Отец Георгий, почему Господь для написания Четвероевангелия избрал именно Иоанна, Луку, Марка и Матфея? Зачем понадобилось именно четыре Евангелия?

– Интересный вопрос, и рассуждая об этом, мы, наверное, должны обратиться к истории написания каждого Евангелия. Первый евангелист, к которому обратились, согласно Преданию,  был Матфей. Просьба обращена была к нему по той  причине, что, по мнению экзегетов, он был одним из образованнейших среди двенадцати апостолов. Потому что был до того мытарем, служил  Римскому государству, собирал пошлины, знал не только еврейский, но и греческий язык. И представлял всю Евангельскую историю, поскольку  был самовидцем Господа.

Апостол Петр обратился к нему с этой просьбой, поскольку апостолы поняли, что им вскоре надлежит покинуть пределы Иерусалима и оставить это Евангелие для иерусалимской общины.

Относительно Иоанна  все более или менее понятно. Опять же, обращаясь к Преданию, узнаем, что эфесские христиане уже на рубеже  I  и II веков, к апостолу любви, к столпу Церкви Православной Иоанну, который жил в Эфесе, обратились с просьбой утвердить истинность уже  написанных первых трех Евангелий. И он  своим авторитетом, своим знанием утвердил достоверность первых трех, но написал в дополнение свое, так называемое духовное Евангелие, в котором сделал акцент на Божественность Спасителя.

Теперь что касается Марка и Луки. Если мы обратимся к житиям этих святых апостолов, то увидим, что Марк был спутником апостола Петра во время проповеди Петра в Риме, а Лука – спутником апостола Павла. И Предание церковное, зафиксированное древнейшими мужами, такими, как Папий Иерапольский и последующими, такими, как священномученик Ириней Лионский, утверждает, что апостол и евангелист Марк написал свое Евангелие по просьбе римских христиан с благословения апостола Петра, а евангелист Лука сделал это с благословения апостола Павла. И именно по этой причине у древних мы встречаем наименование Евангелия от Марка – «Петровым Евангелием», а Евангелия от Луки – «Павловым Евангелием».

Почему Евангелий четыре, а не двенадцать, не семьдесят даже, поскольку мы знаем, что было и семьдесят апостолов… Дело в том, что для древнего человека четверичность была выражением объективности, достоверности. Четыре стороны света, четыре главных ветра, четыре главных стихии, времени года, четыре времени суток. То есть все четверично – это символ вселенской универсальности.

Обращаясь к церковному писателю конца II –  начала III века священномученику Иринею Лионскому,  находим  такие удивительные слова: «Поскольку мы имеем четыре стороны света и четыре главных ветра, то крайне неразумными будут те, кто пытается утвердить большее или меньшее количество Евангелий. Поскольку Евангелие распространено по всей Вселенной, то и утверждается оно на четырех столпах». И здесь мы видим, что для древнего мироощущения четверичность – это  утверждение универсальности.

Но, наверное, для современного человека такой ответ может показаться неудовлетворительным – мало ли что казалось  древним? Мы-то так не чувствуем. Поэтому обратим внимание на такой момент. Евангелист Матфей, согласно Преданию, писал Евангелие для иерусалимской общины, то есть для обращенных ко Христу иудеев, которые выросли в сознании и исполнении ветхого закона, в вере в единого истинного Бога. Евангелист Марк, по Преданию, обращает свое Евангелие к язычникам, тем, кто вырос в многобожии, в идолопоклонстве. Евангелист Лука обращает свое Евангелие к так называемым прозелитам – он написал его для антиохийской общины. Прозелиты – это те, кто сначала из язычества перешли в иудейство, то есть, отказавшись от многобожия, приняли веру в единого истинного Бога, а затем уже  приняли Христа.

Но что это значит? Одни – иудеи, другие – язычники, а третьи – прозелиты. По сути, этими тремя типами мироощущения, можно смело  сказать, описывается все человечество, которое находилось вне Христа.

– Следующий вопрос – от телезрительницы из Тюменской области.

– Раба Божия Татьяна беспокоит. У меня два вопроса по Евангелию. Сегодня я читала Евангелие от Луки. Когда Иисус, обратившись, сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Почему? И второй вопрос. В Евангелии от Марка написано: «Возлежащих было пять тысяч мужей, не считая детей и женщин» – объясните мне эти два непонятных для меня стиха.

– По первому вопросу. Действительно, это место часто вызывает буквально бунт в душе   даже верующего человека. Более мягко это же звучит по-другому в Евангелии от Матфея: «Тот, кто любит меня меньше, чем отца или мать, недостоин Меня». Обратясь к церковным толкователям, к Вселенским учителям, таким, как святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий и последующим, мы найдем очень простое объяснение этим словам о необходимости возненавидеть – Господь в Евангелии от Матфея говорит, что «пришел закон не нарушить, но исполнить», поэтому пятая заповедь, краеугольный камень нравственности любого человека: «Чти отца и мать, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», остается незыблемой.

И Христос ни в коем случае не призывает эту заповедь нарушать, а призывает человека отречься от тех эгоистических стремлений, которые практически всегда находятся в тесном семейном кругу. Ведь если мы внимательно посмотрим на себя, на то, как мы любим отца, мать, своих детей, то увидим очень многое, что в этой человеческой любви заслоняет любовь Божию.

Господь ведь каждому желает спастись, в сознание истинное прийти, Он пришел и пролил Свою Пречистую Кровь для того, чтобы нам даровать это Небесное Царство. А мы очень часто, именно пытаясь свою плоть питать и греть, потворствуем слабостям других людей.

По второму вопросу. Это повествование относится к насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами – событию, о котором  говорят все четыре евангелиста. Находившихся при этом чуде было пять тысяч мужей, не считая жен и детей – этими словами евангелист Марк хочет сказать, что людей в действительности было гораздо больше.

Это чудо, конечно, имеет очень важный символический смысл. Оно всегда объясняется толкователями как полнота жизни в Царствии Божием. Действительно, Христос, по Евангелию от Иоанна, так и говорит, что Он пришел, чтобы дать нам жизнь, и жизнь с преизбытком.

– Один из самых распространенных вопросов: в чем причина расхождения евангелистов в описании тех или иных евангельских событий?

– Представляется, что евангелисты писали свои Евангелия по горячим следам.Тогда многое становится ясным. Во-первых, каждый евангелист преследовал  свою цель, и именно в соответствии с этой целью описывал в нюансах те или иные моменты Евангельской истории. И это привело к тому, что в частностях первые три Евангелия иногда расходятся между собой. Четвертое  колоссально отличается от всех трех.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, почему именно евангелисту Иоанну Господь дал откровение о последних судьбах мира?

– Интересный вопрос. Конечно, можно было бы порассуждать об этом просто: что Господу так захотелось, и Он дал. Но, зная нечто из Предания о евангелисте и апостоле Иоанне Богослове, мы можем сказать, что Иоанн был любимый ученик Христа и участник главнейших событий Евангельской истории. Есть свидетельства, что он один из самых первых был призван ко Христу, был на горе Преображения, в Гефсиманском саду, он – единственный из всех двенадцати апостолов, кто не предал Христа до конца, кто стоял возле Распятия и созерцал крестные муки Господа.

То есть это апостол любви. Может, здесь и кроется ответ на вопрос: почему Иоанну было дано Откровение о последних судьбах мира? Он как апостол любви, как знающий, что есть истинная любовь к Богу и истинная любовь к ближнему, получил в свои руки это удивительное Откровение: по символам, по сложности, по самым разным сферам, связанным и с литературой, и с искусством, и со всем тем, что содержит в себе эти образы Апокалипсиса. Можно сказать, Господь был уверен, что он не подведет Его, передав все человечеству как должно.

Любовь никогда не подведет и никогда не предаст. Если Апокалипсис попадает в руки человека, не имеющего любви, фанатика или  далекого от понимания истинного церковного учения о милосердии, о добродетелях, то это приводит часто к очень серьезным духовным кренам. Свидетельство этого – история толкования Апокалипсиса. Мы знаем, что некоторые толкователи, не имея духа истинного Священного Писания, духа любви, часто впадали в очень серьезные ошибочные мнения о том, что говорил Апокалипсис, и вводили в заблуждение других.

– Слушаем звонок  с Алтая.

– Благословите, батюшка. Сегодня дома мы читали Евангелие от Матфея. Там есть такие слова: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий». Меня это смутило.

– Я понял вопрос. А 23 стих вас не смутил? «И будете проповедовать в одном городе, и если будут вас гнать, бегите в другой». Вот этот 23 стих 10 главы по Матфею объясняется толкователями так. Господь просит Своих учеников, апостолов с поспешностью проповедовать о пришедшем в мир царстве Мессии – времени остается очень мало до Крестных страданий. Господь хочет, чтобы апостолы как можно больше людей успели предупредить, что Господь пришел, Его Царствие открыто, и всякий желающий войти в это Царствие может это сделать,  покаявшись в своих грехах. Поэтому Господь говорил: «Будете в одном городе проповедовать, бегите в другой, если будут вас гнать» – торопитесь. А слова «истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий» –  святые отцы Духом Святым объясняют эти места. Действительно, кажется, что эти слова о Втором Пришествии должны быть понимаемы. Ничего подобного. Святитель Иоанн Златоуст говорит нам о том, что слова о явлении Сына Человеческого мы должны понимать в смысле Воскресения Господа.

Тогда все встает на свои места. Действительно, апостолы не успели обойти всех городов Израилевых, как уже совершились смерть Богочеловека, Его славное Воскресение, когда Христос, явившись ученикам, сказал, что «Мне дана всякая власть на Небе и на земле», что «Я с вами во все дни до скончания века». То есть Царство Божие, пусть еще в зачатке, в лице Церкви Христовой уже открылось. И эти  рассуждения Златоуста объясняют нам этот стих.

– Звонок из  Челябинской области.

– В Писании сказано: что не по вере –  все от лукавого. Это означает, что все, что не по Библии, это все от дьявола? Я бы хотел знать, где и в каком Евангелии или Писании сказано, что Дева Мария является Царицей Небесной.

– Ну, во-первых, то, что вы сказали, первую фразу, я не могу вспомнить, где в Евангелии она произносится. Относительно Царицы Небесной – конечно, в Евангелии мы не найдем слов о том, что Дева Мария есть Царица Неба и земли. Не найдем по очень простой причине. Предание церковное (а мы принимаем церковное Предание и утверждаем, что оно первично, а Писание вторично) говорит, что сама Дева Мария, в силу Своего предельнейшего смирения и скромности, не благословила апостолам, которые были евангелистами или авторами посланий апостольских, о Ней широко распространяться. Но вот такое наименование – Царица Небесная, или, лучше сказать, слова Самой Девы Марии, которые могут подтвердить истинность такого наименования со стороны Церкви, можем найти. Она (если помните, это первая глава Евангелия от Луки) в Своем дивном гимне, который произносит при встрече с праведной Елисаветой, говорит: «Се бо отныне ублажат меня все роды», то есть все народы земли будут отныне ублажать меня. Ублажать как Кого? Как Богородицу, как Ту, Которая Свою плоть дала для того, чтобы Бог Слово стал Богочеловеком.

В силу этого величайшего подвига, который Дева Мария  приносит человечеству, Она по праву именуется и выше ангелов, и выше архангелов, и Честнейшая Херувим, и славнейшая Серафим. И Она действительно царица Неба и земли.

– Еще один телефонный звонок – Самара на связи.

– Батюшка, разъясните, пожалуйста: святые отцы говорят, что нужно читать Евангелие каждый день, а читать его нужно стоя или можно сидя? И можно ли слушать Евангелие на аудиокассетах?

– Мне кажется, да. И даже подтверждение этому, может быть, нетрадиционному методу знакомства со священными текстами мы найдем в самом Священном Писании. Апостол Павел в одном из посланий говорит: «Вера от слышания». Поэтому слушать Евангелие – это вполне нормально, поскольку и в храме за богослужением мы Евангелие слушаем.

Теперь относительно того, как читать Евангелие: стоя или сидя? Опять же за разрешением этого недоумения лучше обратиться к тем, кто своим опытом духовной жизни хорошо знал цель чтения Евангелия. Например, святитель Феофан Затворник говорит, что самое главное при чтении Евангелия – внимание. Если ты сохраняешь внимание, даже делая это сидя, читай. Главное – извлекать пользу в смысле спасения для себя. Один из известных подвижников благочестия ХХ века выразил эту мысль примерно так. Он сказал, что в самых лучших книгах мира, в художественной литературе истина шепчет и ползет, а в Евангелии она поет и летит. Поэтому не будем пренебрегать ни в какой час, ни в какую минуту этим бесценным сокровищем, которое Бог даровал человеку для спасения.

– Следующий вопрос – от Ольги с нашего интернет-форума. В 20 главе Евангелия от Иоанна описано явление Господа ученикам в первый день недели вечером. И приводятся слова: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «примите Духа Святаго». Но из Деяний святых апостолов мы знаем, что апостолы исполнились Духа Святого в день Пятидесятницы.

– Вопрос действительно непростой. Зачем потребовалось дуновение Христа на апостолов и слова «примите Дух Свят», если  буквально через несколько дней, в Пятидесятницу, на них  сошел Сам Дух Святый в виде огненных языков?

Обратимся к толкованиям святоотеческим. Там найдем, как мне кажется, вполне подходящее под этот вопрос объяснение. Апостолы Христовы – это не просто люди. Это носители Евангельской истины, на них возложена Христом миссия просвещать все народы. И именно в этом контексте дуновение на апостолов и слова «примите Дух Свят» понимаются  церковными толкователями вот в каком смысле. Господь наделяет их благодатью Духа Святого как совершителей церковных таинств, как людей, которые имеют возможность разуметь Писание, будучи еще сами не святы по своему человеческому естеству. То есть при отсутствии личной святости они разумеют Писание в духе Божественном, они призваны людей вводить в Церковь.

А в Пятидесятницу, которая совершилась на пятидесятый день после пасхи иудейской, мы говорим о сошествии на апостолов  Святого Духа и обновлении их человеческого естества. То есть здесь они преобразились как люди, стали святыми как чающие сами спасения. Не знаю, понятно я объяснил или нет, но вот эта разность в даровании Духа через дуновение и через сошествие  таким образом обычно понимается.

– Ясно. И звонок из Рязани.

– Зовут меня Геннадий, у меня вопрос по Евангелию от Иоанна. Когда Иисус стоял перед Понтием Пилатом и Пилат сказал Ему, что имеет право Его отпустить или наказать, Иисус ему ответил: «Если бы тебе не дано это было свыше, ты бы не имел надо Мной никакой власти». Как понять такой ответ Иисуса?

– Вот здесь мы подходим к очень важному учению церковному о том, что нет власти не от Бога. Христос в данном случае говорит Пилату, язычнику,  что если бы тому от Бога не было бы  дано этой власти, то он не был бы правителем. В данном случае –  прокуратором Иудеи.

Впоследствии это Учение Христа очень хорошо разовьют святые апостолы, и слова, что  нет власти не от Бога, и даже слова «всякая власть от Бога», мы находим и в посланиях апостола Петра, и особенно в посланиях апостола Павла. Правда, мы должны видеть  и момент напряженности определенной. Любая власть от Бога, но это не значит, что Церковь всегда должна ей подчиняться. В Книге Деяний святых апостолов находим удивительное повествование, что однажды Синедрион схватил апостолов Петра и Иоанна и на суде пытался им запретить проповедовать Иисуса Христа распятого.

И вот здесь апостол Петр произнес слова, которые, как мне кажется, являются краеугольным принципом понимания отношения верующего человека к власти. Он сказал, что нам надлежит слушаться Бога более, нежели человеков. Конечно, когда повеления власти идут вразрез с повелением Божественного закона, этот момент не подлежит сомнению. Чтобы не быть голословным, я мог бы здесь даже сослаться на документ, который был принят Русской Православной Церковью в 2000 году. Он называется «Основы социальной концепции», и там, в главе о взаимоотношении власти, Церкви и верующего человека, эти слова апостола Петра прописаны как главнейший принцип.

– Еще один звонок, Эстония на связи.

– В Евангелии от Матфея есть родословие Иисуса, и в Евангелии от Луки тоже есть родословие Иисуса. Но после царя Давида идут совершенно разные имена, буквально до рождения Иосифа.  Почему такое расхождение?

– Здесь традиционно первое положение, которое мы должны принять, заключается в том, что, по всей вероятности, обе родословные верны. Если бы это было не так, то тогда бы первое христианское поколение не приняло бы в канон одно из родословий. Но поскольку были приняты оба родословия, и признана за каждым из Евангелий боговдохновенность, мы должны говорить об истинности того и другого. И здесь главная задача стоит, чтобы разъяснить, почему расходится.

Одна из гипотез утверждает очень простую вещь. Евангелист Матфей писал свое Евангелие для иудеев и, соответственно, целью написания его Евангелия было доказать, что Иисус есть истинный Мессия, Которого ждали ветхозаветные иудеи, то есть Мессия, Который пришел «закон не нарушить, но исполнить». Поэтому в его задачу входило дать родословную по Иосифу, то есть по так называемому мнимому отцу, которому была обручена дева Мария. Родители – предки по линии Иосифа – даются в Евангелии от Матфея.

В Евангелии от Луки, написанном для общехристианских нужд, нет задачи дать этих по Закону отцов Господа, то есть по линии Иосифа, а даны предки Девы Марии. А поскольку и Дева Мария, и Иосиф были из рода Давидова, мы можем сказать, что Давид в каждой родословной значится, а дальше предки идут разные. Но, правда, при принятии этого мнения святоотеческого, приходим к одному противоречию. В родословной по Евангелию от Луки в ближайшем отношении к Деве Марии стоит некто Илий, а по Преданию церковному отец Девы Марии носил имя Иоаким.  Тоже очень просто здесь обычно рассуждают. Мы, зная, что у иудеев в порядке вещей было ношение двух имен, можем вполне признать, что и отец Девы Марии тоже имел два имени.

Но это первая гипотеза. А есть еще одна гипотеза, тоже принимаемая очень многими библеистами. Обе родословные: и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки – родословие по линии  Иосифа. Я напомню, что в Евангелии от Матфея это первая глава, ну, практически до 17 стиха мы эту родословную находим, а в Евангелии от Луки это третья глава, начиная с 23 стиха по 39. Почему мы находим различие по этим родословиям?

У ветхозаветных иудеев был закон, который назывался законом левирата, или по-славянски законом ужичества, по-русски – законом сродства. Закон этот предписывал следующее: если у женщины муж умирал и не оставалось от этого брака детей, ее за себя должен был взять ближайший родственник  умершего. И ребенок, родившийся от этого брака, усыновлялся умершему отцу и наследовал те права, которые шли по линии этого умершего. Таким образом, можно вполне допустить, что в родословной Иосифа случались такие события, которые напрямую выходили на необходимость исполнить закон левирата. И поэтому  евангелист Матфей упоминал тех отцов, которые были отцами по Закону, а евангелист Лука упоминал так называемых фактических отцов.

– Каков признак истинной евангельской Христовой любви?

– Это очень важный вопрос. В Нагорной проповеди в седьмой главе Евангелия от Матфея  слышим из уст Христа удивительные слова: «Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас». Вот  идеал того, к чему должен стремиться каждый верующий человек.

В Евангелии от Луки есть очень четкий ответ на вопрос, кто есть ближний мой, – помните, там законник спрашивает Христа: «кто есть ближний мой», когда Господь ему сказал, что нужно возлюбить ближнего твоего? А Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине, и оказывается, что вопрос поставлен неправильно: не «кто есть ближний мой», а «для кого я являюсь ближним?» И ответ  очень прост – абсолютно для всех, кто нуждается в твоей помощи.

Здесь перед нами открывается очень большое поприще доброделания. И, рассуждая над этой притчей, над другими притчами милосердия, в том числе и притче о блудном сыне,  святые толкователи говорят чаще всего о том, что само по себе христианство, или лучше сказать, само по себе спасение есть таинство милосердия. Это таинство милосердного Бога по отношению к человеку. И поэтому дар спасения, который является даром милосердия, человек способен принять, впустить в свое сердце, только расположившись исключительно милосердием по отношению к ближним. Когда человек действительно увидит, что «вся тварь, – как говорит апостол Павел, – стенает и мучается», он тогда осознает эту великую истину, что спасение – это спасение от зла,  от греха,  от проклятья, за которым скрывается именно милосердие. Царство Божие – это Царствие милостивой любви и свободы.

– Скажите, а можно ли самолично при жизни встретить Бога?

– Ну, если есть заповедь «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», то, с одной стороны, это заповедь, призывающая человека к очищению своего сердца через покаяние, через дела милосердия к ближнему; наверное, можно, доверившись слову  Божию, принять положение, что «да, человек в состоянии узреть Бога, еще находясь на земле». Но есть еще один, наверное, более важный текст. Это 17 глава Евангелия от Матфея, где Христос Своим ученикам говорит: «Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые, еще не вкусив смерти, узрят Царствие Божие, пришедшее в силе». Дальше, правда, повествуется о Преображении, которое созерцали апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Но слова, сказанные перед Преображением Христом о том, что «есть некоторые из стоящих здесь», понимаются некоторыми церковными толкователями в отстраненном смысле от Преображения. Понимаются именно как обетование Божие, что истинные подвижники уподобляются узреть его еще здесь, не переступив порог вечности. И мы знаем из житий святых, что они зрели, еще находясь в теле, это торжество Православия в своей личной жизни. Начиная с апостола Павла, это сонм святых,   в конце концов, наши русские великие подвижники, такие, как преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский, и множество новомучеников, которым в последние часы и минуты являлся Сам Господь и укреплял Своей благодатью.

– Отец Георгий,  благодарю Вас за теплую поучительную беседу. Благословите наших телезрителей.

– Спаси Господи за то, что слушали, Бог благословит Своей благодатью и человеколюбием. Всего доброго.

 

Дата последнего изменения: 21.02.2016